Отсрочкам платежей дадут бой: для транспортных услуг в России их могут ограничить 15 днями

239 просмотров

Инициативная группа просит Госдуму поддержать водителей грузового транспорта и запретить отсрочки в выплатах за уже осуществленные перевозки более чем на 15 рабочих дней

Эксперты транспортного проекта “Прозрачная логистика” направили в Государственную Думу просьбу защитить грузовладельцев и водителей от чрезмерно больших отсрочек в платежах. Комитет по финансовому рынку депутата А. Аксакова просят обсудить введение законодательного ограничения максимального срока отсрочки платежа за уже осуществленные грузовые перевозки, по которым нет претензий в качестве, сроком в 15 рабочих дней. На данный момент среднерыночная отсрочка платежа составляет 60 рабочих дней (3 календарных месяца). Инициативу уже поддержала Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», чей президент Владимир Матягин подтвердил, что из-за отсрочек платежей водители по всей стране находятся в катастрофическом положении. К письму также присоединилась и группа отечественных компаний-экспедиторов.

«Внесение законодательного ограничения, которое просят обсудить в Государственной Думе, должно запретить покупателям услуг автомобильных грузовых перевозок и экспедиции грузов между юрлицами внутри страны оплачивать их дольше 15 рабочих дней. Таким образом поправка в законодательстве позволит миллионам водителей и сотням перевозчиков получать зарплату без критических задержек, которые постоянно вгоняют их в долги и даже провоцируют банкротства. Большинство крупных компаний в РФ на данный момент работают со сроками оплаты 60-90 дней и более, которых физически не могут ожидать большинство перевозчиков», — с идеей законодательного ограничения отсрочек за транспортные услуги в нижнюю палату парламента обратился один из представителей российского рынка грузоперевозок  руководитель проекта «Прозрачная логистика» Эдгар Гринберг.

Как известно, в отрасли автомобильных грузовых перевозок, где задействованы миллионы работающих граждан (только в системе «Платон» на конец лета прошлого года зарегистрировано более 1,16 млн грузовиков и 493 тыс. перевозчиков, без учета огромного автопарка, задействованного в периметре внутригородских перевозок), исторически сложилась схема взаимодействия с заказчиками, при которой те отодвигают выплаты за оказание логистической услуги на длительный срок, от 45 и более суток.

Данная схема распространена и допустима в рамках закона, однако многие используют ее как инструмент фактически беспроцентного получения в свой оборотный капитал денежных средств самих перевозчиков. Пока те ожидают свой гонорар за уже оказанную услугу, заказчики за их счет совершают различные финансовые маневры, покрывают расходные ведомости на других участках, закрывают прошлые долги и так далее.

Все это, по словам экспертов “Прозрачной логистики”, наносит деморализующий финансовый удар по грузоперевозчикам и водителям в частности. От такой задержки страдают не только небольшие экспедиторы, частные перевозчики в ранге ИП, у которых минимальны или вовсе отсутствуют оборотные средства на поддержание своего автопарка и ФОТ водителей: деньги за совершенные перевозки нужны им как можно скорее. Но и достаточно крупные компании — дебиторская задолженность, увеличивающаяся пропорционально росту бизнеса и количеству новых заказов с очередной отсрочкой, рано или поздно приводит к критическим кассовым разрывам и неспособности выполнять новые перевозки.

По словам президента “Грузавтотранса” Владимира Матягина, на рынке спокойно существуют целые отрасли, например, строительство, которые исторически работают по полной предоплате, и это ни у кого не вызывает вопросов. Почему бы не применить хотя бы частично практику предоплаты или снижения в несколько раз растянутых отсрочек в логистике —непонятно.

Надеяться на факторинг водителям также не приходится: практика, на которую указывают многие перевозчики, свидетельствует о том, что получить у банка средства и переуступку долга по отсроченному платежу так же сложно, как и обычный кредит. К тому же уровень закредитованности водителей, не только ИП, но и крупных перевозчиков, весьма высок (многие уже имеют транспорт в лизинге, потребительские и иные кредиты), и все это является стоп-фактором для одобрения кредитных программ по комфортным ставкам. Кроме того, непонятно, почему проблема отсрочки в одночасье стала проблемой водителя и требует от него искать для решения какие-то банковские продукты, брать на себя кредиты, ведь это не он виноват, что заказчик не может заплатить ему вовремя за четко оказанную услугу, соглашается В. Матягин.

«Перевозчик, получая денежные средства спустя значительный период ожидания, лишается определенной номинальной стоимости первоначального заработка, а также как предприниматель упускает выгоду, ведь своевременно полученные средства можно было направить на развитие своего бизнеса, на выплату заработной платы своим сотрудникам, техобслуживание и расширение своего автопарка, повышение уровня сервиса оказываемых услуг и т.п.», — соглашается Артур Мурадян, генеральный директор транспортной компании Traft.

По данным Биржи грузоперевозок ATI.SU», проблема с увеличивешйся отсрочкой платежей или даже их полным отсутствием обострилась еще сильнее в коронакризис: количество соответствующих претензий в апреле  превысило 11 тысяч, то есть вырос на 27,9%.

Данная проблема, как считают юристы “Прозрачной логистики”, требует поддержки со стороны законодательства РФ. К примеру, Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» никак не регламентируют максимальный срок отсрочки платежа за уже оказанную услугу при условии отсутствия претензий к ней от конечного потребителя в сроках, качестве, порядке и месте ее получения. Это создает правовой вакуум, который позволяет заказчикам произвольно выставлять графики отсрочки платежа, а исполнитель лишен правового инструмента оспорить нерыночные, по его мнению, графики платежей.

Механизмы регулирования максимального срока отсрочки платежа в законодательстве есть, они лишь не адаптированы для отрасли автомобильных грузоперевозок.

Так, в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае проведения торгов только среди субъектов МСП в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Кроме того, аналогичное условие содержится и при применении ФЗ N 223-ФЗ: Срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами»).

Пришло время осуществить трансфер данной законодательной практики в автомобильную логистику, убеждены в инициативной группе.

 

 

Рекомендуем по теме