Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля — это, прежде всего, периодический осмотр и, при необходимости, замена тормозных колодок. Конечно, вы можете доверить эти операции специалистам автосервиса, а можете выполнить их самостоятельно, сэкономив время и деньги и получив уверенность в качестве работы и удовлетворение от ее выполнения.
В рамках данной статьи мы подробно рассмотрим вопросы, которые помогут провести обслуживание тормозной системы своими руками:
- Первые признаки необходимости замены тормозных колодок.
- Последовательность операций при замене и есть ли особенности для разных моделей автомобилей.
- Как часто и как диагностировать тормозные механизмы?
- Отличается ли содержание операций при замене колодок дискового и барабанного тормозов и требуются ли дополнительные действия после установки новых колодок?
А в конце статьи смотрите видеоинструкцию по замене передних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Лада Калина, Приора, Гранта.
Содержание
Когда нужно менять тормозные колодки
Тормозная система автомобиля, являющаяся одной из самых важных с точки зрения безопасности, требует периодической проверки. Опытные механики рекомендуют проверять состояние тормозных колодок одновременно с обслуживанием автомобиля — каждые 10 тысяч км. Эта рекомендация особенно актуальна для автомобилей, не истекших гарантийный срок.
Чтобы принять решение о замене колодок во время осмотра, обратите особое внимание на следующие обстоятельства:
- Остаточная толщина фрикционного слоя. Здесь нет единых правил, однако приближение толщины к отметке 2 мм указывает на необходимость скорейшей замены.
Как правило, современные автомобильные тормозные колодки оснащаются датчиками, сигнализирующими о недопустимом износе. Это могут быть механические устройства (издают пронзительный скрип при достижении накладки определенной толщины) или электромеханические (индикация на приборной панели). Получение соответствующего сигнала свидетельствует о необходимости немедленной замены колодок.
- Наличие механических повреждений, не связанных с естественным износом колодок: сколы, трещины и т.д.
- Повреждение «муфтовой» части (относится к дисковым тормозам): канавки, трещины, неровности (приводит к неравномерному износу поверхности колодок).
Помимо результатов осмотра, могут быть и другие внешние проявления необходимости замены колодок:
- резкий шум (скрип, визг) при торможении, не связанный с показателем недопустимого износа;
- неадекватная реакция автомобиля при торможении (резкие неровности, толчки).
- увеличенный тормозной путь;
Среди факторов, влияющих на надежность тормозной системы в целом, следует отметить следующие:
- Качество изготовления и материалы колодок.
- Стиль вождения водителя.
- Дорожные условия (преобладание чистой поверхности или агрессивной среды, грязи, абразивных включений и т.д.).
- Климатические особенности региона эксплуатации.
- Нормальный тормозной износ.
Качественные тормозные колодки являются гарантией надежной работы тормозных механизмов, поэтому на их затратах желательно экономить в разумных пределах. Фактически, если 20% -ная экономия на покупке гигиенических прокладок приведет к 30-процентному сокращению ресурсов, то это скорее дополнительные затраты.
С другой стороны, считается, что если качественные тормозные колодки (например, для автомобилей премиум-класса) «не идеально подходят» к конкретному автомобилю, их можно «подогнать» (резать, пилить, затачивать). Делать это категорически не рекомендуется: любое механическое воздействие на фрикционный материал и основу (кроме, конечно, нормальной эксплуатации) может привести к преждевременному разрушению колодок.
Рекомендация по выбору тормозных колодок проста: покупайте качественные тормозные колодки стандартного размера для конкретной модели автомобиля.
Прочтите здесь, какие тормозные колодки лучше всего.
Кстати, при замене тормозных колодок у новичков часто возникает вопрос: а нужно ли менять колодки с обеих сторон, если с одной стороны они все еще находятся в удовлетворительном состоянии? Ответ однозначный: менять его нужно одновременно с обеих сторон, иначе возникает опасная ситуация неравномерного износа и неодновременного торможения.
понятно также, что при агрессивном стиле вождения и даже на грунтовых дорогах с повышенным содержанием абразива необходимо проверять состояние тормозной системы чаще, чем рекомендованные интервалы. То же самое и с автомобилями с автоматической коробкой передач: они изнашивают колодки быстрее, чем автомобили с механической коробкой передач.
Замена тормозных колодок на передних дисковых тормозах
Перед заменой передних тормозных колодок необходимо выполнить несколько простых шагов:
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и поставьте упоры под колеса, чтобы предотвратить дальнейшее движение автомобиля.
- Откройте капот и снимите крышку бачка с тормозной жидкостью (для облегчения последующего движения поршня рабочего цилиндра).
- Ослабьте колесо, поднимите автомобиль и снимите колесо.
Затем поверните рулевое колесо, чтобы обеспечить лучший доступ к суппорту (наряду с лучшей видимостью — дисковые тормоза Toyota Camry на рис. 1 выше), и осмотрите поверхность тормозного диска.
Конструкция крепления тормозных колодок у разных марок и моделей автомобилей может незначительно отличаться, однако практически все модели имеют общие элементы конструкции. Эти элементы обеспечивают фиксацию суппорта или его части (крышки): ослабив один из болтов (2) и полностью открутив другой, можно поднять крышку суппорта, освободив доступ к колодкам (3).
Поскольку суппорт соединен шлангами с источником тормозной жидкости, не позволяйте ему свешиваться над ними во время работы. Полностью или частично снятый хомут рекомендуется закрепить на частях подвеса проволокой, убедившись, что на трубопроводы нет нагрузки.
Следующий шаг — разобрать старые тормозные колодки и установить новые. После разборки следует внимательно осмотреть поверхность старых колодок и оценить состояние тормозного диска.
Перед установкой новых колодок необходимо «вдавить» шток рабочего цилиндра в прилегающую поверхность суппорта. Поскольку новые тормозные колодки толще изношенных, для них требуется дополнительное пространство.
Эту операцию удобно выполнять с помощью плоскогубцев, как показано на следующем рисунке и на видео в конце статьи.
Вы можете использовать старую тормозную колодку в качестве прокладки между штоком и зажимом.
Если под рукой нет хомутов, старые колодки в суппорте (а значит, и шток поршня рабочего цилиндра) перед разборкой самого суппорта сжимают маленьким узлом (или большой плоской отверткой.
Не забудьте закрыть крышку бачка с тормозной жидкостью. Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична и не приносит пользы от длительного контакта с атмосферой. Больше информации о тормозных жидкостях по этой ссылке.
После этого в суппорт устанавливаются новые колодки и фиксируются там, как задумано конструкцией автомобиля. Дальнейшая сборка производится в порядке, обратном разборке.
После замены тормозных колодок несколько раз нажмите педаль тормоза, чтобы убедиться, что все на месте.
Замена задних колодок на дисковых тормозах производится аналогично.
Замена тормозных колодок на задних барабанных тормозах
Задние тормозные колодки барабанных тормозов меняются гораздо реже, чем более нагруженные передние колодки. И хотя конструктивно барабанные тормоза кажутся более сложными, чем дисковые, их замена, как правило, тоже несколько более простая процедура.
Главное в этой процедуре — запомнить расположение всех пружин и тяг, чтобы при сборке установить их одинаково, иначе тормоз не сработает.
Последовательность операций следующая:
- Внимательно изучите положение пружин, зажимов и тяг.
- Отпустите ручной тормоз и все пружины и тяги. Снимаем старые подшипники.
- Открутите гайки, опоры барабана и, если она «кислота», выбросьте ее и разберите.
- Выполняются первые три шага процедуры замены дискового тормоза. Важно снять автомобиль с ручного тормоза, который является неотъемлемой частью барабанных тормозов.
- Установите собранные комплекты внутрь тормоза.
- Собрать новые подшипники со шатунами и пружинами;
После установки новых тормозных колодок проводится обязательная проверка тормозов.
Проверка работы тормозов после замены колодок
Проверяя работоспособность тормозов, в первую очередь нужно убедиться в качестве сборки механизма — тормоза должны работать плавно, без рывков и посторонних шумов.
Кроме того, что особенно важно для передних дисковых тормозов, новые колодки требуют приработки поверхностей трения (так называемая «притирка»).
Если дисковые тормоза установлены правильно, обкатка производится следующим образом:
- первые 150-300 км пробега после замены использовать комплект так называемых мягких тормозов (не более 50% от максимального усилия на педали сцепления), которые носят кратковременный характер (во избежание перегрева поверхностей сцепления);
- в период обкатки рекомендуется выполнять не менее 30-50 циклов остановки с постепенным и ослабленным торможением и продолжительностью каждой остановки не менее 3-5 секунд (для некоторого охлаждения тормозных механизмов).
Контроль качества сборки ручного тормоза проводится еще до снятия автомобиля с домкрата: выдергивая ручник и пытаясь повернуть колесо. В процессе обкатки производится оценка работы барабанного тормоза в сборе.
Следует учитывать, что скрип и посторонние шумы не всегда являются следствием некачественной сборки или некачественных колодок. Такие шумы могут быть вызваны мелкими камнями, застрявшими в тормозном механизме, или атмосферными условиями, связанными с высокой влажностью или конденсацией.
Если фрикционный материал накладок выбран неправильно и новая колодка «пыльная», то в барабанном тормозном механизме последствия шума обнаруживаются гораздо быстрее, чем у диска, так как пыли просто некуда девать.