Системы активной безопасности автомобиля, мифы и реальность

24 просмотров

22 публикации 1.1k просмотров

Сегодня мы поговорим об активных системах автомобильной безопасности, так как такие системы уже есть практически во всех современных автомобилях, но не многие покупатели автомобилей с ними знакомы.

Со временем с развитием электронных технологий и цифровых технологий автомобиль изменился до неузнаваемости.

Технологии не стоят на месте

И если еще лет 20-30 назад антипробуксовочная система была непременным атрибутом автомобилей премиум-класса, то сегодня она уже есть в минимальной комплектации на многих марках бюджетных автомобилей.

Сегодня львиная доля электронных систем в автомобиле так или иначе входит в набор так называемой активной безопасности.

Эти электронные системы помогут неопытному водителю удерживать машину на правильном пути, преодолевать крутые склоны и спуски, парковаться без аварий и даже избегать препятствий без заноса при экстренном торможении.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Кроме того, многие современные электронные системы «научились» контролировать «слепую зону», поперечный интервал и расстояние, способны распознавать дорожную разметку, дорожные знаки и даже пешеходов, переходящих проезжую часть.

Частично мы уже затронули эту тему в статье Современные системы автопилота.

Но это далеко не полный перечень вспомогательных электронных систем. Для комфортной езды по проселочным дорогам многие автомобили оснащены адаптивными системами круиз-контроля.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

именно благодаря им пилот может взять какой-то тайм-аут и просто следовать по дороге, а все остальное, включая поддержание дистанции, траектории и управление дроссельной заслонкой, будет делать электроника.

А если водитель слишком расслаблен или даже задремал, электронная система, отслеживающая поведение водителя, разбудит его.

Кажется, совсем близко будущее, когда автомобиль станет и беспилотным? Возможно.

Но, при этом у электронных систем есть не только поклонники, но и противники.

Они утверждают, что обилие электронных систем только мешает водителю самовыражаться, а в некоторых случаях электроника даже усугубляет ситуацию.

Прежде чем встать на сторону того или другого, сначала необходимо понять, как работают электронные системы безопасности, каких проблем они помогают избежать и в каких случаях «бессильны».

ABS (Anti-block Braking System)

Антиблокировочная система.

именно под этой аббревиатурой принято прятать саму антиблокировочную тормозную систему, которая не только стала первым электронным помощником при вождении, но и послужила основой для создания на ее базе множества других электронных систем активной безопасности.

Та же антиблокировочная тормозная система предотвращает полную блокировку колес при торможении и оставляет автомобиль управляемым даже на скользкой поверхности.

Впервые такая система была установлена ​​на автомобилях Mercedes-Benz в начале 70-х годов прошлого века.

Современная антиблокировочная тормозная система значительно сокращает тормозной путь при экстренном торможении на скользком дорожном покрытии.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Принцип действия современной системы ABS заключается в том, чтобы сбросить и увеличить давление тормозной жидкости в контурах, ведущих к приводам колес.

Электроника управляет клапанами, получая информацию от датчиков вращения колес.

Когда одно из колес перестает вращаться, электронные импульсы от датчика больше не передаются на центральный процессор.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Электромагнитные клапаны срабатывают сразу, сбрасывая давление, прилипшее колесо освобождается, после чего клапаны снова закрываются, увеличивая давление в тормозных контурах.

Этот процесс происходит циклически, с частотой примерно 8-12 циклов увеличения и отпускания давления в секунду, когда водитель удерживает педаль тормоза нажатой.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Водитель ощущает работу АБС по пульсирующему удару педали тормоза.

Современные антиблокировочные тормозные системы позволяют не только осуществлять так называемое прерывистое торможение, но и контролировать тормозные силы колес на каждой оси в зависимости от их пробуксовки. Эта система называется EBD, но о ней мы поговорим позже.

Недостатки АБС.

Но у каждой монеты есть и реверс.

Основная проблема любой АБС состоит в том, что электроника почти полностью заменяет водителя в управлении торможением, оставляя его одного пассивно нажимать на педаль.

Система вступает в работу с определенной задержкой, так как процессору нужно время, чтобы оценить тормозные силы и состояние дорожного покрытия.

Обычно это доли секунды, но, как показывает практика, очень часто их бывает достаточно, чтобы автомобиль занесло.

Вдобавок ABS может сыграть с водителем очередную злую шутку на скользкой дороге. Дело в том, что на скорости ниже 10 км / ч автоматически отключается АБС.

Читайте дальше: Неисправности АБС.

Это означает, что если водителю удалось замедлиться до значения ниже порога отключения системы на очень скользкой дороге и перед ним есть препятствие в виде стойки, наезда сзади или неподвижного автомобиля, водитель будет очень вероятно, что он будет удерживать педаль тормоза нажатой.

И это может легко превратиться в небольшую автомобильную аварию в гололеде.

когда вспомогательная система отключена, водитель должен полностью контролировать торможение.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Прокачать тормоза от АБС тоже непросто, здесь требуются определенные навыки и знания.

EBD (Electronic Brake Force Distribution)

Электронная система распределения тормозных усилий.

Фактически, это усовершенствованная антиблокировочная тормозная система с активной безопасностью.

В отличие от ABS, которая циклически разряжает и увеличивает давление в тормозных контурах, EBD может контролировать тормозное усилие на задней оси, поскольку центр тяжести транспортного средства смещается на переднюю ось во время торможения.

При этом задний мост остается практически ненагруженным. Для сохранения управляемости автомобиля колеса передней оси должны быть заблокированы раньше, чем задние.

По работе система EBD практически не отличается от ABS. Единственное отличие состоит в том, что система поддерживает рабочее давление в тормозных контурах задних колес заведомо ниже, чем в передних.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Когда задние колеса заблокированы, клапаны сбрасывают давление до еще более низкого значения.

По мере увеличения скорости задних колес клапаны закрываются, и давление снова увеличивается.

Система работает совместно с ABS и является ее дополнительной частью.

он пришел на смену знаменитому «волшебнику» — механическому регулятору тормозного усилия, отключающему тормозные контуры задних колес в зависимости от наклона кузова.

ASR (Automatic Slip Regulation)

Система контроля тяги.

Эта электронная система активной безопасности предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колес автомобиля.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

В настоящее время он устанавливается на многие современные автомобили, включая полноприводные кроссоверы и внедорожники.

Многие производители автомобилей называют систему контроля тяги по-разному. Но принцип работы практически такой же и основан на работе антиблокировочной тормозной системы.

ASR также включает в себя электронные блокировки дифференциалов и системы контроля тяги двигателя.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Принцип его работы основан на кратковременной блокировке прялки и передаче крутящего момента на другое колесо той же оси на малых оборотах.

На высоких скоростях движения (более 80 км / ч) проскальзывание регулируется путем регулировки угла открытия дроссельной заслонки.

В отличие от ABS и EBD, система ASR сравнивает не только неподвижное колесо и вращающееся колесо, но и разницу угловых скоростей между ведомым и ведомым при считывании показаний датчиков скорости вращения колес.

Кратковременная блокировка ведущих колес регулируется по аналогичному циклическому принципу.

В зависимости от марки и модели автомобиля система ASR способна управлять тяговым усилием двигателя, изменяя угол открытия дроссельной заслонки, блокируя впрыск топлива, изменяя время впрыска дизельного топлива или время зажигания, а также контролируя запрограммированный алгоритм переключения роботизированной или автоматической коробки передач.

Активируется кнопкой.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Недостатки ASR.

Одним из существенных недостатков этой системы является постоянное использование тормозных колодок при пробуксовке ведущих колес.

Это означает, что они изнашиваются намного быстрее, чем тормозные колодки обычного автомобиля без ASR.

Поэтому автовладельцу, часто использующему антипробуксовочную систему, стоит гораздо больше внимания уделять толщине рабочего слоя на тормозных колодках.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Система курсовой стабилизации (Electronic Stability Program)

Электронная система курсовой устойчивости (стабилизация).

В настоящее время многие производители автомобилей называют эту систему по-разному.

Некоторые производители автомобилей называют это «гоночной системой стабилизации». Остальные — «система курсовой устойчивости». Но суть его творчества от этого практически не меняется.

Как следует из названия, эта электронная система активной безопасности предназначена для поддержания контроля и стабилизации транспортного средства в случае отклонения от прямой траектории.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

В течение некоторого времени ESP вместе с ABS были обязательными как в Соединенных Штатах, так и в Европе.

Система способна стабилизировать траекторию транспортного средства при его ускорении, торможении и маневрировании.

На самом деле ESP — это «интеллектуальная» электронная система, обеспечивающая безопасность на более высоком уровне.

Он включает в себя все остальные электронные системы (ABS, EBD, ASR и др.) И контролирует их наиболее эффективную и скоординированную работу.

«Глаза» ESP — это не только датчики скорости вращения колес, но и датчики давления в главном цилиндре, датчики угла поворота рулевого колеса и датчики переднего и бокового ускорения автомобиля.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Кроме того, ESP контролирует тягу двигателя и автоматической коробки передач. Система сама определяет наступление критической ситуации, отслеживая адекватность действий водителя и траекторию движения транспортного средства.

В ситуации, когда действия водителя (нажатие на педали, поворот руля) отличаются от траектории движения автомобиля (из-за наличия датчиков), система срабатывает.

В зависимости от типа аварийной ситуации ESP будет стабилизировать движение путем торможения колес, контроля оборотов двигателя и даже угла поворота передних колес и жесткости амортизаторов (с активными системами рулевого управления и управлением подвеской).

Притормаживая колеса, ESP предотвращает занос и смещение автомобиля в сторону при прохождении поворотов.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

Например, если траектория неадекватна при прохождении поворотов с небольшим радиусом, ESP тормозит внутреннее заднее колесо, изменяя частоту вращения двигателя, что помогает удерживать транспортное средство на желаемой траектории.

Крутящий момент двигателя регулируется системой ASR.

В полноприводных автомобилях крутящий момент в трансмиссии регулируется межосевым дифференциалом.

Современная система ESP может рассчитывать на другие системы: управление экстренным торможением (Brake Assistant), систему предотвращения столкновений (Braking Guard) и электронную блокировку дифференциала (EDS).

При управлении автомобилем, оснащенным интеллектуальной электронной системой контроля устойчивости, автовладелец должен помнить о более интенсивном износе тормозных дисков и накладок.

Активные автомобильные системы безопасности, мифы и реальность

А также о психологическом моменте — ложном чувстве безопасности, заключающемся в том, что все ошибки водителя в выборе скорости, недооценке скользких поверхностей или удаленности от транспортного средства впереди ESP легко устраняются.

Фактически, несмотря на все более совершенствование электронных систем активной безопасности, никто еще не отказался от навыков вождения и ответственности за свою жизнь и жизнь пассажиров.

Об этом правиле нужно помнить всегда, даже при езде в компании электронных помощников.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв