Стук в двигателе автомобиля, причины, способы диагностики

63 просмотров

217 публикаций 10.8k просмотров

Сегодня мы поговорим о причинах детонации двигателя автомобиля, о том, насколько опасно это явление, как действовать в той или иной ситуации в зависимости от ее сложности и как диагностировать неисправность.

Тихий и размеренный рабочий шум без посторонних звуков силовой установки автомобиля радует каждого автовладельца, ведь это говорит о полной функциональности двигателя.

Но появление посторонних звуков во время работы, особенно стуков, вызывает беспокойство у водителя.

Причин появления детонаций в двигателях более чем достаточно, некоторые указывают только на необходимость обслуживания, но есть стуки, которые являются признаком больших проблем с двигателем.

Причины стука двигателя

Сам удар образуется при попадании одного элемента силовой установки в другой.

В этом случае шум в двигателе другой, он возникает при определенных условиях и исчезает при их изменении.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

В большинстве случаев стуки являются сигналом о проблемах с определенными механизмами: ГРМ и кривошипом, цилиндро-поршневым узлом, но они проявляются и в других узлах агрегата.

Критерии характера удара.

Посторонний шум, создаваемый на электростанции, можно разделить на несколько критериев:

  • Причинно-следственные связи;
  • Звуковая мощность;
  • Цикличность.
  • Звук (металлический стук и тд);

Давайте посмотрим на каждый из критериев.

Стук в двигателе может быть слабым и едва слышимым — в этом случае машина может продолжать движение, но диагностическим работам это не помешает.

Удар средний, слышно отчетливо, но приглушить его, например, громкой музыкой несложно.

Автомобиль с такими неровностями можно использовать в течение короткого периода времени, достаточного, чтобы добраться до гаража или обслуживания.

Громкие отчетливые шумы, исходящие изнутри силового агрегата, указывают на серьезные проблемы в его работе.

При таких звуках заглушается двигатель и машина доставляется в гараж или сервис только эвакуатором или буксиром, так как у вас могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Причинно-следственные связи при детонации возникают после вмешательства в силовой агрегат непрофессионалами.

То есть, если, наоборот, невыполнение технического обслуживания или ремонта приведет к неисправности двигателя.

Источники детонации (металла) в двигателе:

  1. Масло, не рекомендованное для использования в этом двигателе или контрафактной продукции;
  2. Неисправные или некачественные детали, которые были установлены при ремонте, тоже могут вызвать удары по двигателю.
  3. Сильный износ компонентов естественным образом приведет к появлению посторонних шумов.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Типы звучания и чем они отличаются

По звуку удар в двигателе делится на звонкий и глухой.

Звуковой удар, также называемый металлическим, возникает при столкновении деталей из твердого металла, когда между деталями нет слоя масла.

Удар в двигателе возникает при ударе деталей, одна из которых — мягкий металл, и между деталями имеется слой масла.

Цикличность

По цикличности ударов можно приблизительно определить, какой механизм требует вмешательства.

Таким образом, стук в двигателе пропорционально вращению коленчатого вала указывает на возможные проблемы с узлом цилиндр-поршень, газораспределением или кривошипно-шатунным механизмом.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Источник самопроизвольной детонации, возникающей случайным образом, может быть в навеске двигателя.

Например, удар может исходить от незакрепленного генератора, а шум возникнет из-за вибраций силового агрегата.

Стуки-обманщики

Еще есть такое дело, как стучание по «обманщикам».

Суть этой концепции в том, что удар, который как бы точно указывает на определенную неисправность, имеет совершенно иную природу.

Например, дизельный двигатель при создании нагрузки издает стук, сигнализирующий о проблемах с кривошипно-шатунным механизмом. Но такая же детонация возникает с этим двигателем и в случае неисправности топливной системы.

Или через некоторое время ослабленный шкив коленчатого вала начнет издавать звуки, очень похожие на стук самого коленчатого вала, поэтому важно сначала определить, что именно стало источником посторонних звуков.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

В любом случае нельзя игнорировать возникновение посторонних шумов и избегать профессиональной диагностики.

Посторонние стуки при работе двигателя на холостом ходу

Разберем причины возникающей детонации двигателя в разных режимах работы.

Для начала рассмотрим по минимуму причины его возникновения.

Здесь вы должны сначала определить поведение удара в будущем.

Таким образом, легкий стук в двигателе на холостом ходу, исходящий из центра двигателя с равномерной интенсивностью, в то время как интенсивность звука немного уменьшается с увеличением скорости, предположительно указывает на то, что в цилиндр попали мелкие сторонние детали или мусор.

Эта проблема устраняется снятием головки блока и удалением сторонних элементов.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Такой же биение, но увеличивающееся с увеличением скорости, свидетельствует об износе цилиндро-поршневой группы, повреждении юбок поршней из-за перегрева.

Эта неисправность устраняется только заменой узла цилиндр-поршень.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Появление аналогичного шума, но с половинной интенсивностью, слышимого в верхней части устройства, указывает на прерывание работы отсчета времени.

Если есть удар не только на ХХ, но и на других режимах, это говорит об износе распредвала, нарушении регулировки клапана.

Если тепловой зазор регулируется гидрокомпенсаторами, как правило, удар уменьшается с увеличением скорости. Это свидетельствует о неисправности последнего.

Проблемы с головкой блока цилиндров решаются снятием клапанной крышки, определением источника звука, заменой изношенных деталей или регулировкой зазора.

Равномерный удар, который значительно увеличивается с увеличением скорости, если он идет снизу, свидетельствует о разрушении подшипников балансирных валов, начале разрушения покрытия шатуна, деформации самого шатуна.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Это одни из самых опасных причин шума.

Если вы слышите нерегулярный звук на холостом ходу, который полностью исчезает при увеличении скорости, это свидетельствует о проблемах с подшипниками опоры двигателя, например о неисправности подшипников насоса.

Приглушенный неравномерный биение, появляющееся на холостом ходу и исчезающее при увеличении оборотов, сигнализирует о превышении допустимого уровня масла из-за попадания в него рабочих жидкостей или топлива. В этом случае произошел внутренний разрыв прокладки ГБЦ и антифриз стал попадать в масло.

Все вышеперечисленные неисправности, за исключением разрушения шатунных подшипников и балансирных валов, в целом не очень опасны, у водителя есть возможность сам доставить машину в сервис или мастерскую.

Узнать больше: Почему стучит гидравлический подъемник.

Стук двигателя на холодную

Неровное резкое попадание металла на холодный, усиливающееся при нагревании, свидетельствует:

  1. Вращение шатунного подшипника вокруг оси или его разрушение;
  2. Значительный износ коренных подшипников, деформация пальцев коленчатого вала. В этом случае шум идет снизу двигателя;
  3. Возможно появление звука в середине двигателя при значительном износе отверстий под поршневой палец, обычно проявляется резким увеличением оборотов двигателя.

Многие из описанных источников шума зависят от условий эксплуатации двигателя, описанных ниже.

Стук на малых оборотах

Удар по двигателю на малых оборотах при холодном двигателе, если он идет сверху, свидетельствует о проблемах с толкателями гидросистемы.

Равномерный удар вверху, который значительно усиливается при нагреве, сигнализирует о начале разрушения седла клапана.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Стоит учесть возможность повреждения подшипников крепления.

нарушение фаз газораспределения также возможно из-за проскальзывания ремня ГРМ, в результате чего днища поршней соприкасаются с клапанами, отсюда возникает детонация в двигателе.

Заправка бензином с низким октановым числом может вызвать детонацию в двигателе, что приведет к детонации двигателя.

Если посторонний шум обнаруживается при холодном двигателе, работающем на малых оборотах, лучше сразу попытаться определить, откуда именно исходит шум.

Если двигатель стучит сверху, автомобиль еще можно использовать в течение короткого времени.

При появлении резких шумов снизу двигателя лучше всего сразу остановить силовую установку и доставить машину на место ремонта на эвакуаторе или на буксире.

Сторонние звуки при запуске

Детонация двигателя при запуске часто бывает вызвана неисправностью системы смазки.

Плохая работа масляного насоса, недостаточное количество масла и засорение каналов загрязняющими веществами приводят к тому, что масло не успевает вовремя добраться до всех трущихся поверхностей, из-за чего шлифование и биение.

Из-за проблем с системой смазки масло не попадает в гидроподъемники, без чего они начинают стучать.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

При появлении шумов при запуске рекомендуется остановить двигатель, проверить уровень масла. При необходимости доведите уровень до желаемого значения.

Если это не помогает, можно произвести замену масла с предварительной промывкой системы.

Также, если стук при запуске сохраняется, следует проверить состояние масляного насоса.

Причины возникновения звуков на «горячую»

Попадание в «горячий» двигатель может произойти по всем вышеперечисленным причинам.

В любом случае важно определить характер постороннего шума, примерное место, откуда он исходит, а затем вмешаться.

Практически всегда в дорожных условиях устранить неисправность не удастся, машину придется доставить на место ремонта, чтобы точно определить ее причину.

А вот как вам придется доставить машину, подскажет предварительная диагностика.

Если стукнет сверху, машину можно доставить самостоятельно, но сначала проверьте уровень масла.

Резкий звук из-под двигателя будет указывать на проблему с кривошипно-шатунным механизмом, из-за которой автомобиль доставляется только на эвакуаторе.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Особенности стука в двигателе автомобилей ВАЗ

Описанные причины возникновения посторонних шумов характерны для всех двигателей, в том числе моделей ВАЗ.

Помимо вышеперечисленных источников проблемы в классических моделях стуки в двигателях ВАЗ могут быть вызваны резким удлинением цепи ГРМ или ослаблением натяжителя цепи.

А для моделей начиная с ВАЗ 2108 может возникнуть дополнительное повышение шума из-за износа подшипника натяжителя ремня.

Дизельные двигатели, другие возможные источники удара в голову.

Если в дизельном двигателе происходит детонация, помимо проблем с кривошипом, цилиндро-поршневым узлом и синхронизацией, стуки могут быть вызваны проблемами с топливной системой, в частности, неисправностями ТНВД, турбины или форсунок.

Или нарушение момента впрыска топлива.

Читайте дальше: Ремонт турбины своими руками.

Диагностика звука

Если возникла такая проблема, что двигатель стучит, как уже было сказано, в первую очередь важно определить характер удара, а также место его возникновения.

Некоторые причины можно диагностировать, не разбирая панель управления.

Так, специальный прибор — технический стетоскоп — позволит более точно определить место возникновения шума.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

С его помощью прослушивается двигатель и определяется, в каком механизме или системе произошли неисправности.

Вы также можете использовать более современное оборудование, например, тестер двигателя.

Подробнее: Приборы для диагностики автомобилей.

Определение разрушения шатунного подшипника позволит выполнить несложную процедуру.

Он выполняется следующим образом: на работающем двигателе при появлении звенящего стука снимают высоковольтный провод по очереди с каждого цилиндра на каждом цилиндре.

Если неисправность кроется во втулке шатуна, то при отсоединении провода на цилиндре, где возникла проблема, удары значительно уменьшатся.

При появлении шума, при подозрении на разрушение подшипника какого-либо навесного оборудования, определить, с каким оборудованием находится проблема, можно, отключив их блок от бортовой сети.

Если впоследствии посторонний шум исчезнет, ​​неисправное оборудование заменяют или отправляют в ремонт.

Постучите по двигателю сверху.

Диагностируются они последовательно. Для начала проверяется состояние элементов ГБЦ, их крепление.

Затем регулируются клапаны или промываются гидрораспределители. В пути проверяется уровень и состояние масла.

Затем с двигателя снимается головка и проводится полный комплекс реставрационных работ.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Средняя и нижняя часть двигателя.

Точная идентификация источников детонации в нижней части двигателя возможна только после его разборки.

Поскольку сильный износ узла цилиндр-поршень также вызывает появление нежелательного звука, поэтому при возникновении неровностей в центральной части состояние этого узла можно оценить, измерив степень сжатия.

Стук или детонация?

Большинство даже опытных автомобилистов принимают детонацию за стук, получивший простое название — удар пальцем.

Стоит отметить, что явление детонации не имеет ничего общего с детонацией двигателя.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Взрыв является следствием:

  • перегрев мотора;
  • использование некачественного топлива;
  • раннее зажигание.
  • постоянное образование нагара на головках клапанов, внутри камер сгорания или на днище поршней;

Опасность этого явления в том, что оно разрушает детали силового агрегата.

Обратите внимание, что описанные звуки (за исключением стука клапанов) — постоянные спутники старых автомобилей с большим пробегом.

Их появление — сигнал о немедленном обращении в автосервис для ремонта двигателя.

Помимо этих стуков, вы также можете услышать звуки, которые возникают при выходе из строя подшипников генератора или водяного насоса.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

проверить это можно, сняв ремень с привода генератора или насоса и запустив двигатель. Об отказе одного из этих агрегатов свидетельствует отсутствие детонации.

Если стук вызван детонацией, его наличие можно определить по поведению растения. Если он продолжает работать в течение некоторого времени после принудительной остановки, происходит стук в цилиндрах.

Дизельные электростанции.

Диагностика в этих двигателях проводится аналогично описанным, но их топливная система может быть диагностирована только после снятия ее элементов и только на специальных креплениях.

Читайте также, как диагностировать автомобиль с помощью ноутбука.

Подводим итог

Как видите, источников внешнего шума в силовой установке более чем достаточно.

Некоторые из них не приносят значительного ущерба даже при длительной эксплуатации автомобиля без их устранения.

Некоторые причины более серьезные, но по крайней мере они позволяют выйти из машины для ремонта.

А причины стуков в двигателе, связанные с кривошипно-шатунным механизмом и цилиндро-поршневым узлом, очень серьезны и являются предвестником дорогостоящего и трудоемкого ремонта.

Перейдя по ссылке, вы узнаете о других причинах постороннего шума в автомобиле.

В этой ситуации очень важно действовать вовремя. Удачи.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв