194 публикации9,7k просмотров
Любой начинающий водитель знает, что главная задача в вождении — научиться правильно начинать подъем. Это особенно актуально при движении в горных районах или в плотном потоке, когда небольшая ошибка управления приводит к аварии.
Производители автомобилей знают удручающую статистику, согласно которой 60-70% дорожно-транспортных происшествий происходят из-за неспособности управлять автомобилем и неспособности водителя адекватно отреагировать на ситуацию.
Для уменьшения аварийности на машинах устанавливаются дополнительные устройства безопасности, одно из которых — Hill Start Assist).
Не стал исключением и автомобиль Lada Vesta, где производители не забыли установить HSA.
Каков принцип работы? Как работает HSA? На каких автомобилях он нашел применение? Рассмотрим вопросы подробнее.
Содержание
Что такое Hill Start Assist?
Устройство.
Hill Start Assist — это комплекс узлов, действие которых направлено на предотвращение катания автомобиля по наклонной дороге.
Главная задача.
Это упрощает работу водителя при остановке на подъеме (например, перед светофором на перекрестке) и исключает использование стояночного тормоза. HSA устанавливается на легковые автомобили российских и зарубежных марок.
Задача Hill Start Assist — создать дополнительную тормозную силу, которая будет удерживать автомобиль на крутом склоне. В этом случае удерживающая сила создается после отпускания педали тормоза.
Благодаря действию HSA в момент переноса ступни с педали тормоза на педаль акселератора автомобиль не катится, а надежно фиксируется на одном месте.
Такая система — надежный помощник, когда необходимо часто передвигаться по городу, в условиях бездорожья или по горным дорогам.
Начинающие автолюбители сбиты с толку сокращениями. Причину этого явления легко объяснить: у каждого производителя есть индивидуальное название HSA:
- В компании Volkswagen рассматриваемая в статье система называется Hill Hold Control (сокращенно HHC).
- У производителей Fiat или Subaru есть Hill Holder.
- Toyota имеет систему помощи при трогании с места (HAC или HSA).
- Производитель Nissan — Uphill Start Support (аббревиатура — USS).
Вспомогательное устройство, обеспечивающее безопасность автомобиля на подъемах, основано на динамической стабилизации.
Это плагин, устанавливаемый на многие автомобили. Это означает, что система помощи при трогании с подъема не считается отдельной системой.
HSA активируется автоматически, когда машина находится на уклоне 5 градусов или более.
Указанный угол можно регулировать в ту или иную сторону для максимального комфорта в движении.
Когда водитель намеревается уехать, он отпускает тормоз, затем нажимает ногой на педаль акселератора.
Когда педаль тормоза отпущена, тормозная система продолжает работать, пока не откроется дроссельная заслонка. Это действие предотвращает скатывание автомобиля, что повышает безопасность движения и комфорт для водителя.
На каких автомобилях устанавливается?
Среди автомобилистов ведутся споры о том, для каких транспортных средств предназначен HSA. Изначально предназначался для автомобилей с автоматической коробкой передач.
Спустя время система была доработана и использовалась на разных типах коробок передач (в том числе механических).
Наихудшей оказалась комбинация МКПП и HSA. Причина кроется в том, как работает система.
Система помощи при трогании с места реагирует на три действия: нажатие на педаль тормоза, отпускание и открытие акселератора (нажатие на педаль акселератора). Колодки перестают работать после включения трансмиссии и увеличения количества оборотов.
В случае механических коробок передач снижение давления возможно в случае перенасыщения на нейтральной скорости. В результате машина откатывается назад. Водитель не ожидает от устройства такой хитрости и попадает в аварию.
Причина в том, что система помощи при трогании с подъема не может четко распознать чрезмерное ускорение и начало движения на механической коробке передач.
Именно поэтому HSA в сочетании с «механикой» практически не требуется. Если такая система установлена на вашем автомобиле с механикой, то на спусках следует быть осторожным, ведь агрегат выходит из строя в непредсказуемый момент.
Устройство и принцип работы на примере Лада Веста
Принцип работы Hill Start Assist на автомобиле Lada Vesta не сильно отличается от общего подхода, используемого на других автомобилях.
Устройство работает по принципу снижения давления в тормозной системе после отпускания педали акселератора.
Для активации работы HSA требуются три компонента:
- Автомобиль заводится;
- Педаль тормоза нажата;
- Угол наклона превышает 5% (если ранее не был задан другой параметр).
Само устройство работает на основе четырех циклов (фаз), каждый из которых выполняет определенную задачу:
- Создается достаточное тормозное давление для работы;
- Обеспечивает сохранение тормозного давления;
- Снижает давление в тормозной системе;
- Давление сброшено.
В момент нажатия на тормоз (в момент подъема) тормозная система выполняет свои функции при условии, что клапаны (переключающие и всасывающие) открыты. В результате система помощи при трогании с подъема создает тормозное давление, которое удерживает автомобиль на месте.
После отпускания тормоза переключающие клапаны закрываются, и в тормозных контурах поддерживается необходимое давление, что предотвращает скатывание автомобиля при переходе ноги с одной педали на другую.
Как только дроссельная заслонка открывается (педаль акселератора нажата), перепускные клапаны открываются. Этот фактор способствует снижению тормозного давления.
Когда крутящий момент двигателя достигает необходимой скорости, переключающие клапаны открываются на 100%, обеспечивая сброс давления.
Следует отметить, что система помощи при трогании с подъема работает только в гору. Интересным фактом является то, что направление движения значения не имеет. Следовательно, устройство будет работать и при движении в гору задним ходом.
Читайте также:
Система автоматической парковки Park Assist, что это такое, как работает
Итог
Hill Start Assist стал палочкой-выручалочкой для новичков, которым приходится ездить по улицам города с первых дней езды. Опытным водителям такая система не нужна. Кроме того, покупка машины с механической коробкой передач приносит больше головной боли, чем реальной выгоды.
Итак, выбирая автомобиль, стоит задуматься, стоит ли переплачивать за такую опцию или нет.