464 поделились 23.2k просмотров FacebookTwitterTelegram
Первый признак того, что необходимо проверять свечи накаливания на дизельном двигателе, это то, что на холодном он плохо заводится от стартера, при этом эта проблема возникает не от толкателя. Как правило, проблема возникает зимой, что особенно неприятно.
В статье подробно рассказывается, почему выходят из строя свечи накаливания, что это такое, характеристики систем обогрева на дизельных двигателях и как диагностировать неисправность тестером и другими способами и можно ли это сделать, не снимая ТЭНы.
Содержание
Как все работает?
Воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах дизельного двигателя происходит при температурах 800–850 ° С. При прогреве двигателя эти показатели в момент такта сжатия моментально достигаются и дизель запускается без сбоев.
Но когда машина не прогрета, достичь такой температуры сложно, только за счет сжатия смеси, особенно в холодную погоду — запустить двигатель проблематично.
Для решения этой проблемы в дизельные двигатели были установлены свечи накаливания, задача которых — очень быстро нагреть воздух в цилиндрах до 75 градусов и тем самым обеспечить нужную температуру в момент такта сжатия.
Внутри изделий конструктивно две спирали: нагревательная и регулирующая.
Первый имеет функцию обогрева. Второй, благодаря плавающему электрическому сопротивлению, защищает свечу накаливания от перегрева.
Свечи зажигания будут работать до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет ниже 60 ° C, то есть примерно 3 минуты. Также двигатель сможет работать без них.
Читайте также:
Как проверить мультиметром датчик температуры охлаждающей жидкости, не снимая его с автомобиля
Перед тем, как завести машину, нужно включить зажигание и обратить внимание на приборную панель. Свет в форме спирали указывает на то, что свечи накаливания нагреваются. Как только свет погаснет, можно заводить машину.
В современных автомобилях спиральная лампочка может не загораться. Это произойдет, если двигатель уже прогрет, а это значит, что свечи накаливания не нужны. Все это достигается благодаря современной электронике, контролирующей датчики температуры двигателя.
Также есть свечи накаливания, которые долго держат температуру после нагрева, поэтому они гаснут сразу после выключения стартера и нагревают воздух в цилиндрах дизеля за счет остаточного тепла.
Устройства очень энергоемкие, для нагрева свечи накаливания до 850-1350 ° C за полминуты может потребоваться в среднем 8-16 А (96-192 Вт), иногда 40 А. Величина напряжения и время его питания контролируются электронным блоком и тепловым реле (переключателем).
Последний при необходимости только замыкает и размыкает контур, тем самым устанавливая нужную температуру воздуха в цилиндрах. И ЭБУ регулирует весь процесс нагрева, посылая сигналы на реле. Принимает необходимую информацию с датчиков коленвала и охлаждающей жидкости.
Первым сигналом, свидетельствующим о неисправности одной из свечей накаливания, будет повторное зажигание спиралевидного индикатора после запуска двигателя и его продолжительное сгорание (примерно 50 сек.
Если по прошествии указанного времени после прогрева автомобиля индикатор не гаснет, реле времени (термовыключатель) вышло из строя. Важно незамедлительно заменить прибор, иначе свечи накаливания выйдут из строя из-за перегорания их термического штифта.
Если на улице еще сравнительно жарко (выше + 5 ° С), выброс одного-двух продуктов вы не заметите, машина все равно заведется.
В противном случае при приближении шкалы термометра к нулю и ниже даже при неисправной свече зажигания завести машину холодным проблематично. Это можно сделать только при нагревании до 60 ° C и более.
Разновидности свечей накаливания
Чтобы понять процесс проверки свечей накаливания на дизельном двигателе, важно знать не только, как все работает, но и какие продукты доступны.
Для дизельных двигателей выпускается два вида продукции:
- Свечи с шипами (штанга;
- Керамический.
Время работы вилок от 2 секунд до 2 минут. Их внутренняя полость заполнена оксидом магния. Внутри находится спираль из тугоплавкого сплава никеля, железа, хрома.
Керамические свечи накаливания считаются более надежными, так как сам наконечник в них изготовлен из керамического порошка, а, как известно, этот материал хорошо переносит температурные колебания (максимум для таких изделий — 1000 ° С).
Нитрат силикона, входящий в состав защитной оболочки элементов, также продлевает срок их службы.
Причины выхода из строя
Есть две основные причины выхода из строя свечей накаливания:
- Выход из строя агрегатов топливной аппаратуры, например, неисправного теплового реле;
- Срок службы спирали.
Примерно через каждые 75-100 тысяч (часто после 50-75) км пробега необходимо проводить диагностику свечей зажигания и при необходимости их заменять. Как правило, меняется не только бракованный, а сразу все товары.
Следующее может сократить срок службы свечей накаливания:
- Грязные или неисправные форсунки: струя топлива, направленная в сторону нагревательного элемента, разрушает его корпус, а затем и саму катушку.
- Неправильная установка изделий;
- Свечи накаливания, прикрепляемые к головке блока цилиндров: в такой ситуации они часто ломаются при разборке.
- Неисправное тепловое реле приведет к перегреву ТЭНов, их спирали перегорят, корпуса деформируются;
- Неисправный ЭБУ.
Признаки неисправности
Стоит задуматься о проверке свечей накаливания в дизельном двигателе, если есть какие-то признаки, которые могут быть явными и косвенными.
Очевидные признаки, наблюдаемые при визуальном осмотре:
- Сильный нагар на кончике;
- Из-за сильного напряжения световая трубка вздулась;
- Наконечник разрушен.
Косвенный:
- Автомобиль плохо заводится в холодную погоду, эта проблема хорошо рассмотрена на примере Ford Mondeo https://autotopik.ru/ford/1523-mondeo-ploho-zavoditsja-na-holodnuju.html. Как правило, запуск двигателя возможен с 5-6 попыток или от толкателя.
- Выхлопные газы серо-белые. Это указывает на то, что топливно-воздушная смесь негорючая и выходит через выхлопную систему.
- Холодный двигатель не работает стабильно на холостом ходу. В одном из цилиндров нет подогрева воздуха, поэтому зажигание там происходит с задержкой. Это проявляется хорошо ощущаемой дрожью в салоне.
Дополнительной причиной могут быть неисправные (неисправные) свечи накаливания, установленные в процессе замены.
Способы проверки (диагностика)
Многие владельцы дизельных автомобилей скажут, что слабым звеном их автомобиля является свеча накаливания. И это недалеко от истины.
Эти изделия очень часто выходят из строя, при этом поломка могла случиться летом, но проявится она зимой, когда машина перестанет заводиться на морозе.
Перед тем, как диагностировать неисправность, важно понять, как работает дизельный отопитель в вашем автомобиле.
В настоящее время их два:
- Включение свечей накаливания при каждом запуске двигателя типично для старых дизельных двигателей.
- Периодическое включение нагревательных элементов в зависимости от температуры двигателя и воздуха, подаваемого в систему.
также важно понимать, какие свечи устанавливаются, стержневые или керамические.
Если ваш автомобиль соответствует экологическим нормам до Евро 4, то, скорее всего, в дизельном двигателе есть стержневые ТЭНы. Если евро 5,6 — керамика.
Последние имеют множество дополнительных функций, основными из которых являются:
- Функция промежуточного накала, с помощью которой регенерируется DPF.
- Подогрев до и после запуска: обеспечивает дожигание топлива при холодном двигателе.
Для проверки свечей накаливания, например, на Renault Megan 2 универсал 1.5 86 л.с., Ford Mondeo 2 1.8 90 л.с., Ford Transit 2.2, Renault Laguna 3 или других автомобилях с дизельным двигателем, могут применяться разные методы. Более того, подход к проверке будет одинаковым независимо от того, снимаются ли они с двигателя или останавливаются.
Методы проверки:
- ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР. Целостность и состояние реле и проводки проверяется после снятия самого изделия;
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТЕРА (МУЛЬТИМЕТРА). Проверяется сопротивление обмотки или ее обрыв.
- ИСКРЯСЬ. Он не используется на новых дизельных двигателях с ЭБУ, так как последний может выйти из строя.
- С ПОМОЩЬЮ ЛАМПОЧКИ 12В. Простой способ проверить, не сломана ли катушка.
Для быстрой диагностики, если у вас есть свечи накаливания и мультиметр, вы можете измерить их сопротивление. Вам нужно проверить, холодно ли. Достоинством является наличие бесконтактного амперметра (индукционного типа). Показания должны находиться в пределах от 0,6 до 4,0 Ом. Новая свеча может иметь 0,7-1,8 Ом.
Если ваш тестер не показывает такое низкое сопротивление, вы можете проверить спираль на предмет обрыва — на это укажут показания бесконечности (1.
Кроме того, многие мультиметры поддерживают функцию звукового сигнала при звонке проводки — звук идет, а значит вся спираль.
Несмотря на полученные результаты, рекомендуется внешний осмотр свечей зажигания, особенно если пробег автомобиля превысил 50 тысяч км. Недопустимо наличие деформации наконечника, оплавления, отложений сажи.
Если результаты предварительной диагностики плачевны сразу для всех свечей накаливания, то, скорее всего, потребуется полная диагностика электрооборудования, входящего в систему отопления, поскольку одновременный выход из строя всех изделий свидетельствует о глобальной неисправности.
Для проверки свечей накаливания на дизельном двигателе, помимо визуального осмотра, необходимо использовать все методы, описанные ниже.
Каждый из них потребует определенных устройств и знаний в области электротехники, но если вы ремонтируете электропроводку дома на бытовом уровне, вы поймете, что и здесь.
Читайте также, как диагностировать автомобиль с помощью ноутбука.
Проверка свечей накала, не выкручивая с двигателя
Многие хотят проверить свечи накаливания прямо на двигателе. Но так провести качественную диагностику не получится. Но вы можете узнать, подано ли на них напряжение, исправен ли шнур питания. В этом поможет наборный режим в тестере и вольтметре, а также обычная проверка.
также важно проверить, не окислились ли контакты и насколько плотно они соединены.
В некоторых дизельных двигателях можно визуально проверить, как работает свеча зажигания, скорость и мощность ее накала. Сделать это можно через открученные колодцы форсунок.
Но этот метод используется редко, так как предпочтение отдается указанным выше вариантам проверки, поскольку они более информативны.
Проверка мультиметром (тестером)
Тестер свечей накаливания дизельного двигателя используется в трех режимах:
- Измерение показаний сопротивления;
- По способу композиции (если поддерживается);
- Индикация измерения потребляемого тока.
Все методы можно применять, не снимая продукт с двигателя. Но так мы ответим только на вопрос: «Хорошо работает свеча или нет». Узнать, в каком он состоянии и причины его выхода из строя, не удастся.
Прозвон цепи
Для подтверждения методом набора необходимо:
- Отсоедините шнур питания от свечи накаливания;
- Установите регулятор на тестере в нужное положение;
- Нажмите отрицательный зонд на моторном блоке, положительный зонд на электрод.
- Наличие звука говорит о том, что спираль цела.
При использовании аналогового тестера необходимо ориентироваться на стрелку, ее отклонение говорит о целостности цепи.
Так же можно сделать это и на снятой свече, только вместо блока зонд нужно прикрепить к корпусу изделия.
Первый и третий методы более информативны, но есть некоторые особенности, которые важно знать.
Замер сопротивления
важно понимать принцип взаимосвязи между ЭБУ и спиральным резистором, который в новой свече накаливания должен быть в пределах 0,7-1,8 Ом.
ЭБУ управляется током, потребляемым нагревательными элементами (A), который изменяется в зависимости от их нагрева. Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления.
Те. Свечи накаливания гаснут, когда их сопротивление увеличивается из-за нагрева и сила тока, проходящего через катушку, уменьшается. При достижении определенного значения тока компьютер получает сигнал о том, что свечи нагрелись и их необходимо погасить.
Если сопротивление из-за неисправности ТЭНов завышено (больше номинала), ток уменьшается раньше, чем необходимо.
В этот момент ЭБУ получает сигнал (в нашем случае преждевременный) о том, что свечи накаливания нагрелись и, как это происходит, их необходимо выключить. При этом температура воздуха в цилиндрах остается низкой для безопасного запуска двигателя.
Замер потребляемого тока
Самый информативный метод, предполагающий запуск еще холодного двигателя. Эти свечи накаливания снимать не нужно.
Измеряя потребляемый ток, можно быстро определить неисправный нагревательный элемент. В этом случае достоверность результата будет близка к 100%.
Но здесь важно понимать, какие типы свечей накаливания устанавливаются в двигателе и каково их нормативное потребление тока.
Например, если вы возьмете изделия из тростника, они могут быть однополярными и биполярными.
Первые подключаются по классической схеме: земля на корпусе, одна клеммная часть. Потребляют от 5 до 18 А.
Секунды определяются наличием двух пинов, они могут потреблять до 50А.
Для измерения потребляемого тока необходимо последовательно подключить тестер в режиме «амперметр» к электрической цепи, питающей свечу накаливания».
Из-за этого:
- Отключите шнур питания от продукта;
- Переводим мультиметр в режим амперметра;
- Подключаем один щуп к кабелю питания, второй к центральной розетке свечи накаливания.
- требуется помощник. Заводим машину (двигатель должен быть холодным) и снимаем показания с прибора.
В первые несколько секунд сопротивление электрода будет минимальным, так как двигатель еще холодный, и в результате тестер покажет максимальную силу тока.
По мере нагрева свечи зажигания сопротивление внутри нее будет увеличиваться, а ток уменьшаться. Это будет отображаться на приборе. Спад должен происходить без резких изменений, постепенно. А потом, в какой-то момент, ток должен стабилизироваться.
лучше всего записывать результаты проверки каждой свечи, чтобы их можно было сравнить позже. Они должны быть максимально идентичными.
Если поведение свечи накаливания отличается от других, скорее всего, будет нагреваться только центральная часть или наконечник. Отсутствие тока указывает на обрыв цепи.
Здесь вам придется повернуть изделие и перепроверить, но уже визуально наблюдая за процессом нагрева. Обычно это уже делается с напрямую подключенной батареей (см. Ниже).
Проверка лампочкой
Этот метод предполагает использование обычного контроля. Это не всегда возможно и относительно информативно, но тоже имеет право на жизнь.
Для проверки выйдет лампочка на 12В мощностью 21 Вт, например, от упоров, на два провода. Один из проводов можно укоротить, другой должен быть достаточно длинным, чтобы доходить до аккумулятора.
Проверку можно проводить как на снятой свече накаливания, так и на той, которая установлена в двигателе.
В первом случае отрицательная клемма АКБ будет играть роль массы, во втором — корпуса дизельного блока.
Для контроля:
- Отключите кабель питания от изделия;
- Подключаем один контрольный провод к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, второй — к клеммам свечи зажигания.
- Если проверка проводится на снятых нагревательных элементах, их корпуса должны касаться отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Яркое горение лампочки говорит о том, что обрыва нет. Недостаток света: есть пауза. Но в каких условиях находятся стержни изделий, до сих пор не известно.
Единственное, что косвенно направит нас к проблеме — тусклое горение лампы. Это даст понять, что необходимо проводить более глубокую диагностику устройств, например, с помощью тестера.
Проверка на искру
ВАЖНО: Этот метод не используется на современных дизельных автомобилях, так как это может привести к выходу из строя ЭБУ.
Если у вас старый дизельный двигатель с системой обогрева, вам понадобится только метровый провод с зачищенными по краям концами и аккумулятор для проверки свечей накаливания.
Все делается по аналогичному алгоритму, описанному в предыдущем способе, за исключением того, что лампочки нет. Если снять с двигателя ТЭНы, отрицательная клемма АКБ будет играть роль массы.
- Отключите питание;
- Присоединяем один конец провода к «+» клемме АКБ;
- Второй резко касается центрального электрода свечей накаливания.
Яркие искры будут указывать на то, что свеча зажигания в хорошем, плохом состоянии — изделия требуют более тщательной диагностики.
Проверяем аккумулятором
Этот метод предполагает удаление всех свечей накаливания. Это трудоемкая и трудоемкая работа, частью которой является открытие доступа к самим продуктам.
Но с другой стороны, это наиболее информативный способ, который гарантирует хороший результат, так как каждая свеча находится перед глазами и весь процесс нагрева хорошо виден. Сразу можно визуально выявить явные недостатки.
Для проверки понадобится заряженный аккумулятор и кабель длиной до 1 метра, но не менее 50 см.
Особенность в том, что вы можете управлять каждой свечой отдельно или подключать все параллельно (на все элементы будет течь одинаковый ток).
Последний способ будет предпочтительнее, так как позволит сразу визуально оценить скорость нагрева всех стержней, которая должна быть одинаковой (разница не более 1 с), но также потребует большего количества прядей и времени на подготовку.
Порядок осмотра:
- Один провод подключается к «-» клемме аккумулятора;
- Центральная часть свечи накаливания прижата к выводу;
- Прижимаем отрицательную нить к телу изделия.
Ствол должен быстро (в среднем 2-5 секунд) нагреваться от кончика и иметь вишневый оттенок. Если нагрева нет или он медленный, свеча зажигания неисправна.
Рекомендуется измерять время нагрева кончика каждой свечи от начала нагрева до тех пор, пока он не приобретет вишневый оттенок, для последующего сравнения.
Свечи накаливания с одинаковым временем нагрева следует разделить на группы. Группа, включенная в среднее время прогрева 2-5 секунд, остается, остальные заменяются.
Правильный обогрев.
Неправильно.
Идеальным вариантом будет вариант, когда у вас есть новая свеча накаливания, и ее характеристики можно взять за образец.
Что касается ТЭНов, которые очень медленно нагреваются, ситуация понятная, но у многих возникнет вопрос: «а зачем выбрасывать свечи, которые слишком быстро нагреваются?».
Слишком быстрый нагрев означает, что продукты нагреваются не полностью, а частично, т.е. Эффективность их работы минимальна, а значит, свои функции они не выполняют. Обычно такие свечи накаливания имеют механические повреждения корпуса.
ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО? Представим себе ситуацию, когда нагрев воздуха в цилиндрах происходит в разные промежутки времени и плохо (свеча зажигания работает с низким КПД).
Оказывается, в одном цилиндре все нормально, смесь вовремя воспламеняется, в другом наоборот смесь воспламеняется с задержкой. Об этой проблеме свидетельствует вибрация в салоне и треск двигателя.
Визуальная проверка
По состоянию свечей накаливания можно диагностировать не только неисправности, связанные с самими изделиями, но и многие другие проблемы, связанные с деталями цилиндро-поршневого узла, электронным оборудованием системы подогрева и топливной системы.
Но перед тем, как разбирать ТЭНы, обратите внимание на то, как они закручены, если они имеют хороший контакт с шиной питания, если она слабая, свечи выйдут из строя.
Неправильная разборка и установка элементов, особенно связанных с моментом затяжки, приводят к повреждению электрода, потере сжатия, разрушению сердечника из-за его вибрации (типично для керамических свечей зажигания, которые не затягиваются).
Сами свечи накаливания рекомендуется снимать только тогда, когда проверка тестером выявила явные проблемы с ними. Нагревательные элементы очень хрупкие и велика вероятность их повреждения, особенно если они заблокированы.
Затяжку разрешается производить только динамометрическим ключом с крутящим моментом не более 20 Нм. Все остальные гайки затягиваются вручную, не нажимая обычным гаечным ключом.
Нельзя допускать значительного уменьшения зазора между запальной трубкой и корпусом — это приведет к перегреву свечи зажигания.
Все это необходимо учитывать перед снятием и визуальным осмотром продукции.
Оплавление кончика
Причины:
- Перегрев из-за замедленного воспламенения или низкой компрессии;
- Впрыск топлива происходит заранее;
- Клапан давления вышел из строя. Симптом: двигатель работает с необычным звуком. Из-под гайки топливопровода, ведущего к форсунке, при ее откручивании на ходу автомобиля выходит пена, а не топливо.
- Забиты форсунки. Это приводит к неправильному распылению топлива. Проверка форсунок производится на стенде, где можно визуально увидеть, как формируется горелка для впрыска.
Дефекты на свече
При обнаружении преждевременных дефектов на свечах накаливания (пробег автомобиля небольшой): вздутие кузова, следы перегрева, трещины, причинами могут быть:
- Реле накаливания вышло из строя. Долго не гаснет, что приводит к перегреву.
- Повышенное напряжение в бортовой сети.
В первом случае потребуется проверить реле тестером (омметром). А определить, работает он или нет, можно по характерным щелчкам. Во втором случае необходимо проверить мультиметром напряжение бортовой сети.
Самая тонкая часть свечей находится в прихожей изголовья. Будь осторожен. На теле здесь не должно быть рыхлых участков и трещин. Это признак того, что продукт скоро выйдет из строя, несмотря на то, что в настоящее время работает. Лучше сразу заменить.
Проверка реле накала (тепловое)
Если в результате диагностики неисправностей в свечах накаливания обнаружено не было, но после установки на двигатель они все равно не работают, необходимо проверить предохранители (это можно сделать сразу), проводку, тепловую реле и датчики.
Тепловое реле свечей накаливания дизельного двигателя — это устройство, предназначенное для размыкания и замыкания цепи и, следовательно, включения нагревательных элементов для нагрева форкамеры головки блока цилиндров. Для его работы характерен отчетливый щелчок после поворота ключа в замке зажигания.
Управляет работой реле ЭБУ, которое, получая информацию от различных датчиков, подает напряжение на устройство.
важно помнить, что проверять реле необходимо на прогретом двигателе до + 60 ° С.
Первый признак его неисправности — отсутствие щелчков. Но проблема может быть не в самом устройстве, а в проводке или ЭБУ или из-за неисправности датчиков охлаждающей жидкости и коленвала.
Первым признаком неисправности датчика охлаждающей жидкости или предохранителя является прекращение горения спиральной лампочки на панели приборов.
Конструктивно тепловое реле имеет четное количество контактов — 4 и 8. Первые — однокомпонентные, вторые — двухкомпонентные.
Контакты делятся на управляющие и катушечные обмотки. Первые закрываются, когда последний возбужден.
К сожалению, у каждого реле могут быть свои обозначения контактов, нужно уметь читать схему, приложенную к корпусу устройства.
Но чаще всего числа 30,87 относятся к контактам управления, а числа 85, 86 — к контактам обмотки.
Для проверки правильности работы реле подаем на него напряжение 12 В и обычной командой замыкаем цепь между контактами 87 и 86. Реле исправно срабатывает, если загорается сигнальная лампа. В противном случае велика вероятность того, что катушка перегорела.
Вы также можете проверить катушку тестером, установив ее в режим «омметр» или «звонок» и прижав щупы к контактам 85 и 86. Звуковой сигнал или отклоненная стрелка (аналоговое устройство) указывает на целостность цепи.
Сопротивление катушки проверить сложно, так как нужно знать, что должно быть в вашем реле, поэтому целостность цепи также проверяется омметром (если устройство не поддерживает функцию звукового сигнала).
Один на дисплее тестера показывает бесконечность, что означает, что цепь разомкнута и катушка неисправна.
Надеемся, что информация в этой статье поможет вам проверить свои дизельные свечи накаливания, не обращаясь в сервисный центр. Ведь это не так сложно, как кажется, и описанные выше методы подтверждают это.