Признаки неисправности катализатора

62 просмотров

383 публикации 19,1 тысяч просмотров

Сегодня мы поговорим о признаках неисправности катализатора. Многие автовладельцы считают, что это устройство вечное, но, к сожалению, это далеко не так.

Каталитический нейтрализатор – зачем он?

Конструкторы автомобилей уделяют все больше внимания сокращению вредных выбросов.

Для этого проводится модернизация топливных систем электростанций с целью достижения минимально возможного расхода топлива, не влияя на энергетические показатели.

Кроме того, все больше автомобилей оснащаются каталитическими нейтрализаторами, установленными в выхлопной системе.

Суть катализатора сводится к расщеплению вредных элементов на безвредные за счет химических реакций.

Каталитический нейтрализатор состоит из корпуса, внутри которого размещены активные катализаторы, так называемые катушки.

Симптомы выхода катализатора из строя

В настоящее время эти катушки часто изготавливают из керамики, но есть и металлические.

В змеевике выполнено большое количество сот, через которые проходят выхлопные газы.

Но керамика не вступает в химическую реакцию, по этой причине поверхность сот покрыта слоем благородных металлов: платины, иридия. Благодаря этим металлам происходит реакция, в результате которой снижается вредность автомобильных выбросов.

Эффективность этого устройства зависит от температуры — оптимальной считается от 300 градусов, поэтому внутри корпуса также имеется теплоизоляционный слой, а сам элемент размещается максимально близко к выпускному коллектору.

Подробнее об особенностях конструкции каталитического нейтрализатора и принципе его работы вы можете прочитать здесь.

Одним из основных недостатков каталитического нейтрализатора является его относительно короткий срок службы. В среднем он рассчитан на 100-120 тыс. Км, после чего не работает.

Признаки неисправности катализатора

Однако катализатор может выйти из строя гораздо раньше. Главный признак неисправности каталитического нейтрализатора — это горящая лампочка «Check Engine» и переход двигателя в аварийный режим.

Симптомы выхода катализатора из строя

Сканирование на ошибку в этом случае указывает на неисправность данного пункта. Но происходит это сразу только в случае повреждения корпуса катализатора или обрыва проводки одного из лямбда-зондов.

Но поломка катализатора может идти постепенно, не доходя до сигнала «Check Engine».

В этом случае неисправность проявляется в виде падения мощности двигателя, снижения динамики разгона и затрудненного запуска.

Часто причиной падения мощности является засорение соты змеевика сажей, из-за чего снижается расход катализатора.

Симптомы выхода катализатора из строя

В результате газы, не успевшие пройти через катализатор, «давят» двигатель.

В целом это равносильно полной закупорке выхлопной трубы, в результате чего двигатель просто не сможет работать.

Механическое разрушение гребней, а также их оплавление может вызвать снижение мощности.

Симптомы выхода катализатора из строя

Сигнал «Check Engine» также может вызвать отмену слоев платины или иридия, в результате чего катализатор не выполняет свою функцию, и это «замечается» лямбда-зондом, установленным за катализатором.

Дополнительным признаком засорения катализатора может стать вытекание выхлопных газов из трубы.

При нормально работающем катализаторе поток газа настолько мощный, что трудно закрыть трубку рукой. Но если катализатор забит, поток будет очень слабым.

Симптомы выхода катализатора из строя

Кроме того, из-за неработающего катализатора изменится запах выхлопных газов, так как количество CO на выходе из трубы значительно увеличится, таким образом к выхлопу добавится запах «тухлых» яиц.

Читайте также:

Симптомы выхода катализатора из строя

Признаки неисправности лямбда-зонда (датчика кислорода)

Особенности забития катализатора на разных авто

Давайте посмотрим на разные модели автомобилей, оснащенные этим устройством, чтобы более четко определить, что каталитический нейтрализатор забит.

Начнем с отечественных моделей: ВАЗ 2110, 2114, «Калина».

Так, помимо того, что машина «тупит» на низких оборотах, разгон медленный, неисправность катализатора на этих моделях может издавать звук, который появляется под автомобилем, как будто в машину насыпали мелкий гравий корпус катализатора.

Такой звук является четким сигналом того, что катушка была механически разрушена, в результате чего она рассыпалась на мелкие кусочки.

Симптомы выхода катализатора из строя

Вообще, обнаружить на ВАЗе засорение или плавление катализатора иногда бывает достаточно сложно, ведь такие признаки также могут быть связаны с проблемами с другими элементами автоматических датчиков, топливной системы, системы зажигания.

Здесь следует отметить, что проблемы с системами питания и зажигания могут попросту стать причиной выхода катализатора из строя.

Некачественное топливо, неправильное смесеобразование, пропуски зажигания приведут к тому, что топливо не сгорит полностью, в результате чего в выхлопных газах будет значительное количество сажи.

И как результат — быстрое забивание рулонов с возможным последующим переплавом.

Что касается иномарок, например Форд Фокус, то признаки забитого элемента полностью идентичны автомобилям ВАЗ.

возможна такая же потеря мощности, нестабильная работа силовой установки, шум внутри корпуса.

К чему может привести поврежденный катализатор

Если каталитический нейтрализатор просто забился сажей, его все же можно очистить. Но если не обратить внимание на возникшую проблему, в лучшем случае машина просто не сможет завести однажды или двигатель заведется, но быстро остановится.

хуже, если змеевик расплавится из-за сажи. Восстановить поврежденный элемент не удастся, поэтому замена каталитического нейтрализатора или его снятие и установка пламегасителя поможет восстановить работоспособность двигателя.

Наихудший сценарий — механическое разрушение. Частицы сот могут сильно затруднить прохождение выхлопных газов через катализатор.

Симптомы выхода катализатора из строя

Читайте также:

Симптомы выхода катализатора из строя

Как проверить катализатор на засорение

Из-за этого часть газов может возвращаться в цилиндры, а также с керамическими примесями.

А инородные тела в цилиндрах, даже небольшие, уже могут вызвать повреждение узла цилиндр-поршень и необходимость капитального ремонта.

Но не всегда стоит «грешить» на катализатор, это может быть только следствием того, что некоторые автоматические системы не работают должным образом или в машину заливается некачественное топливо с большим количеством присадок.

Поэтому даже при малейшем падении мощности необходимо сразу провести диагностику состояния систем питания и зажигания, а также оценить работоспособность всех датчиков и только потом проверить катализатор.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв