Как проверить термостат, не снимая с машины

319 просмотров

199 публикаций10 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram

Термостат — ключевой компонент системы охлаждения, отвечающий за качественный нагрев двигателя за счет быстрого перенаправления потоков охлаждающей жидкости по малому или большому кругу.

Выход из строя этого агрегата неизбежно приводит к ряду проблем: перегреву силового агрегата или невозможности выставить необходимую температуру.

Именно поэтому автолюбителю необходимо знать, как проверить термостат и какие неисправности существуют в этом устройстве.

Распространенные причины неисправностей термостата

В процессе эксплуатации автомобиля возможны следующие поломки термостата и причины их возникновения.

  1. УВЕЛИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ СИЛОВОГО НАГРЕВА. Двигатель работает неровно (например, троит), что приводит к чрезмерной вибрации клапана устройства и повреждению его седла. Сильная вибрация повредит датчик температуры. Результатом является попадание хладагента в установку (выход парафина), что приводит к неисправности устройства, которое перестает открывать или закрывать клапан при достижении желаемого уровня температуры.

    Как проверить термостат, не снимая его с машины

  2. РАННЕЕ ОТКРЫТИЕ. Причиной такой поломки может стать попадание охлаждающей жидкости в специальный элемент, контролирующий уровень температуры антифриза в системе. Результат — увеличение общего объема наполнителя и преждевременное вскрытие.
  3. ОТКРЫТИЕ ТЕРМОСТАТА ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ. Причина — появление течи специального наполнителя, позволяющего прибору реагировать на перепады температуры. Изменение объема этого элемента на меньшую сторону потребует большего нагрева для открытия. Результат — срабатывание термостата с определенной задержкой.
  4. ДВИГАТЕЛЬ РЕГУЛЯРНО ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ. Например, возможны ситуации, когда термостат вовремя пропускает охлаждающую жидкость, но двигатель все равно перегревается. Причина в том, что жидкость не проходит через основной радиатор, а выходит через возвратную магистраль в двигатель.
  5. ТЕРМОСТАТ НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ДО КОНЦА. Причина — механическое повреждение. Результат — попадание небольшого объема жидкости в радиатор и, как следствие, перегрев силового агрегата.
  6. НЕ ЗАКРЫТО ДО КОНЦА. Это возможно, когда охлаждающая жидкость «попала» в рабочий элемент. Из-за увеличения объема рабочего элемента тарелка клапана не может закрыться полностью.
  7. НЕПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА УСТРОЙСТВА. Например, открывать и закрывать раньше времени. Это возможно при сбоях в заводских настройках и чрезмерном перегреве системы охлаждения силового агрегата.
  8. РАЗРУШЕНИЕ РЕЗИНОВОГО УПЛОТНЕНИЯ. Из-за поломки масло попадает в охлаждающую жидкость. Последний действует как растворитель для резиновой прокладки (резина просто не выдерживает агрессивного воздействия).

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Способы решения проблем

Возможные решения проблемы:

1. Если температура охлаждающей жидкости превышает норму (при условии, что термостат исправен и правильно подобран), прибор необходимо заменить, но с более высокой температурой открытия. Как правило, этот шаг рекомендуется автомобилистам, использующим автомобили в горах и в регионах с теплым климатом.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

2. Если термостат открывается поздно, важно убедиться, что нет пробок и что система полностью заполнена. Если проблема вызвана пробкой (застоем теплоносителя), лучшим решением будет просверлить небольшое отверстие в пластине (2-3 мм). В результате поток охлаждающей жидкости вокруг термостата нормализуется, а время прогрева двигателя увеличивается.

3. Раннее открытие термостата возможно из-за избыточного давления в системе. Возле устройства часто появляются разные зоны давления, что приводит к его раннему запуску. На это есть несколько причин:

  • отказ системы охлаждения;
  • ослабла пружина термостата;
  • в период прогрева двигатель работает на более высокой скорости.

4. Двигатель слишком долго прогревается.

Причины:

  • неполное закрытие термостата;
  • нарушение целостности тарелки клапана (например, появился зазор);
  • неправильное положение (возможно, изменив положение воздушного клапана).

5. Двигатель нагревается сверх нормы даже в ситуации, когда термостат полностью открыт:

  • пробки или низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • выход из строя радиатора (засорение его сот);
  • выход из строя охлаждающего насоса или вентилятора;
  • загрязнение системы охлаждения.

Читайте также:

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Проверка термостата

Описанные выше проблемы могут появиться в любой момент. Чтобы избежать перегрева и поломки двигателя, нужно знать, как проверить термостат прямо на автомобиле и после его снятия в домашних условиях.

важно знать, что после запуска двигателя термостат по-прежнему закрыт и охлаждающая жидкость течет по небольшому контуру (через рубашку охлаждения и печку). Это позволяет блоку питания быстрее достичь желаемой температуры.

Как только достигается необходимый уровень, открывается клапан и охлаждающая жидкость проходит через основной радиатор.

Понимание этого принципа очень важно при тестировании термостата.

Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Рассмотрим два варианта диагностики.

Без демонтажа

Проще всего не снимать сборку, а проводить проверки прямо на автомобиле. Главное условие — холодный двигатель.

Процесс диагностики начинается с запуска силового агрегата и прогрева его 2-3 минуты на ХХ.

На этот раз двигателю не хватило прогрева и охлаждающая жидкость пошла по большому кругу, поэтому радиатор еще не подключен к общей системе охлаждения.

Чтобы проверить правильность работы системы, прикоснитесь рукой к трубе, которая входит в верхнюю часть основного радиатора.

Патрубок должен быть холодным, что сигнализирует о прохождении охлаждающей жидкости по небольшому кругу (только через двигатель и печку).

Следовательно, клапан испытуемого устройства находится в закрытом положении (на данном этапе так и должно быть).

Продолжайте наблюдать за работой системы охлаждения двигателя. Как только охлаждающая жидкость нагреется до 90 градусов по Цельсию (это может контролировать датчик), прикоснитесь к впускной трубе. В это время термостат должен быть открыт.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

В этом случае охлаждающая жидкость направляется по максимальной окружности (с крышкой радиатора). В такой ситуации отходящий от радиатора патрубок будет хорошо прогреваться.

Кстати, нижняя труба системы охлаждения, выходящая из радиатора, тоже будет горячей.

Если вышеперечисленное условие не выполняется, можно говорить о выходе из строя термостата и его некорректной работе (например, может заклинивать клапан). В такой ситуации необходимо его проверить и при необходимости заменить.

Возможен и второй вариант, когда после запуска двигателя шланг, подходящий к радиатору, нагревается практически сразу.

Одна из причин — заклинивание клапана в открытом положении и, как следствие, движение теплоносителя сразу по большому кругу.

Результат в этом случае очевиден: силовой агрегат не будет нормально работать из-за невозможности выйти на нормальный температурный режим.

Такая неисправность не опасна для двигателя, но может привести к увеличению расхода топлива.

Возможны ситуации, когда клапан «запирается» в центральном положении, т.е не закрывается и не открывается полностью. Проблема диагностируется по длительному прогреву силового агрегата.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Определить неисправность в полевых условиях сложнее.

В этом случае термостат можно проверить, только разобрав его.

Проверка работоспособности термостата со снятием

Если неисправность не может быть определена без разборки, действуйте следующим образом:

  • если такой заглушки нет, поместите емкость под нижнюю часть шланга радиатора, ослабьте хомут, которым шланг крепится к радиатору, и снимите шланг. Подождите, пока охлаждающая жидкость полностью стечет в емкость, затем разберите термостат;
  • снимаем выпускной патрубок;

    Как проверить термостат, не снимая его с машины

  • установить в воде специальный градусник и наблюдать за изменением его показаний, а также за действиями самого клапана;

    Как проверить термостат, не снимая его с машины

  • выньте термостат из воды и дайте ему остыть. Если узел работал раньше, он должен закрыться через некоторое время. Опять же, если этого не произошло, то это нужно изменить.
  • как только желаемая температура будет достигнута, агрегат должен запуститься и открыться. Это возможно благодаря точному срабатыванию рабочего вещества устройства (искусственного воска). При нагревании воск расширяется и позволяет клапану работать. Если он все же не заработал на нужной температуре, то можно делать выводы о неадекватности всего агрегата (о температуре срабатывания мы поговорим ниже);
  • в заранее подготовленную емкость залить антифриз. В этом случае сначала установите емкость, а затем открутите сливную пробку. Для ускорения процесса выпуска охлаждающей жидкости открутите пробку на расширительном бачке;
  • берем термостат и идем на кухню. Там вам понадобится плита, кастрюля (или любая другая металлическая емкость) и вода. Влейте жидкость и дайте кастрюле нагреться. Далее опустите агрегат в воду, чтобы часть корпуса не касалась стенок самой емкости;

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Читайте также:

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Принцип работы термостата, схемы

Особенности проверки на автомобилях серии ВАЗ

Автомобили ВАЗ продолжают оставаться настоящим «народным» автомобилем. Давайте разберемся, как проверить термостат на автомобиле этой марки.

Для начала отметим, что на всех моделях Волжского автозавода (ВАЗ 2107, 2114, 2109, 2110, 2114 и другие) принцип управления термостатом идентичен. Единственное, что может измениться, — это температура открытия и закрытия. Но эту информацию можно найти в инструкции к своей машине.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Как и в предыдущих случаях, проверка проходит двумя способами.

Со снятием устройства (диагностика дома)

Алгоритм действий аналогичен описанному выше.

Термостат опускается в емкость с нагретой водой, после чего измеряется температура и проверяется его работа.

Как только показания термометра достигнут 87-90 градусов по Цельсию, можно заметить движение клапана.

Полное открытие должно быть 102 градуса по Цельсию. Нормальный ход — 8 мм.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Температура срабатывания отображается на самом термостате.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Без демонтажа (в «полевых» условиях, на машине)

Запустите двигатель и убедитесь, что нижняя (выходная) трубка остается холодной в течение некоторого времени после запуска, а затем быстро нагревается. Это указывает на то, что охлаждающая жидкость начала циркулировать по большому кругу.

Читайте также:

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Замена термостата на Рено Логан 1.4, 1.6 8 и 16 клапанов

Как проверить термостат при покупке

При покупке нового термостата подуйте в штуцер. Это обеспечит максимально плотное закрытие сопла в холодном состоянии.

Хотя это не гарантирует 100% качества, но, по крайней мере, частично защитит вас от брака. К сожалению, сейчас на рынке много неисправных термостатов.

Как проверить термостат, не снимая его с машины

Итоги

Зная, как проверить термостат, всегда можно выявить неисправность и избежать поломки силового агрегата.

При этом помните, что игнорирование поломок этого устройства может привести к перегреву двигателя и его выходу из строя. Результат — еще большие затраты.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв