Генератор дает перезаряд на аккумулятор, причины и способы их устранения

2k просмотров

1,7 тыс. Поделились 85,5 тыс. Просмотров FacebookTwitterTelegram

Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда после запуска двигателя бортовой компьютер или одно из устройств начинает показывать, что аккумуляторная батарея перезаряжена.

Последствия такой ситуации самые разные и зависят от того, насколько напряжение в бортовой сети превышает номинальное.

Слегка повышенные параметры только отрицательно скажутся на аккумуляторе (закипание электролита с последующим его испарением), но если напряжение с генератора сильно превысит норму, потребители электроэнергии могут выйти из строя.

В любом случае перезаряд — явление, которое необходимо устранить, иначе это не лучшим образом отразится на сроке службы аккумулятора и электроприборов.

Далее разберем, почему генератор выдает в бортовую сеть автомобиля повышенное напряжение 16,17 вольт, почему U скачет и как их исправить.

Схема подзарядки АКБ

Для общего понимания причин перегрузки сначала рассмотрим схему зарядки аккумулятора. И хотя на разных машинах он конструктивно разный, общий принцип конструкции один.

В эту цепочку входят:

  1. Генератор.
  2. Выпрямитель (диодный мост).
  3. Реле регулятора.
  4. Блок предохранителей.
  5. Стартовый блок.
  6. Контрольная лампа заряда.
  7. Аккумулятор.

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

Система зарядки работает на примере ВАЗ 2106 и других автомобилей ВАЗ классической серии следующим образом:

  1. После запуска силовой установки посредством ременной передачи коленчатый вал начинает вращать ротор генератора, в результате чего этот агрегат вырабатывает электроэнергию.
  2. Поскольку автомобильные генераторы переменного тока, генерируемая энергия поступает в выпрямительный блок, где переменный ток преобразуется в постоянный.
  3. После выпрямительного блока электричество подается на реле-регулятор, задача которого — поддерживать напряжение в определенном диапазоне.
  4. После регулятора электрическая энергия проходит по цепи через блок предохранителей, выключатель зажигания и контрольную лампу заряда, затем возвращается на выход генератора и от него поступает в аккумулятор.

Ниже представлена ​​подробная схема.

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

Особенности работы цепи или почему может прыгать напряжение генератора

Выше общая схема подключения, без подробностей, но ее достаточно, чтобы понять, как все это работает. Теперь об особенностях зарядки аккумулятора.

Генератор не может самостоятельно регулировать параметры вырабатываемой электроэнергии, поэтому выходное напряжение с него варьируется (скачет) и в значительном диапазоне зависит от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки в бортовой цепи.

То есть перегрузка батареи, по сути, постоянно присутствует, пока генератор вырабатывает энергию.

Чтобы аккумулятор мог принимать заряд, необходимо приложить напряжение, немного превышающее номинальное значение аккумулятора. На разных автомобилях входное напряжение на АКБ разное, но в целом этот показатель составляет от 13,9 до 14,5 В.

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

именно при таком напряжении аккумулятор может «брать» заряд. Если напряжение ниже, будет недозаряд АКБ, а выше — перезаряд. Обе ситуации негативно влияют на аккумулятор.

Генератор же выдает напряжение с высоким значением, и чтобы поддерживать его в цепи в требуемых пределах, в схему включается реле-регулятор.

На некоторых моделях этот элемент входит в конструкцию генератора и совмещен с щеточной группой (наиболее распространенная конструкция) или представляет собой отдельную группу (встречается, например, на ВАЗах классического семейства).

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

Ведь реле-регулятор — единственный элемент, отвечающий за то, чтобы напряжение в бортовой сети соответствовало норме и не возникало перегрузок, и за учет нагрузки, создаваемой в бортовой сети при коммутации электрических потребителей на.

Причины перезаряда и повышенного напряжения в бортовой сети автомобиля

Неисправное реле-регулятор — наиболее частая причина перезарядки аккумулятора.

Из-за поломки этот агрегат перестает выполнять свои функции и «пропускает» все напряжение, генерируемое генератором, в бортовую схему и может достигать 16 и даже 25 В. Разумеется, ни одно электрическое устройство в автомобиле не работает рассчитанные на это напряжение, то элементы бортовой сети начинают гореть.

Повреждение регулятора может быть частичным или полным. В первом случае этот элемент по-прежнему выполняет свои функции, но «пропускает» напряжение чуть выше необходимого (например, 16 вольт).

В этом случае перегрузку аккумулятора можно определить только по показаниям измерительных приборов или бортового компьютера. Электропотребители от этого напряжения практически «не страдают», но и это напряжение отрицательно сказывается на состоянии аккумулятора: при постоянном процессе аккумулятор «закипает» и выходит из строя.

При полной неисправности реле-регулятора высокие частоты (выше 16 В) начинают отключать потребителей: сначала перегорают лампочки и предохранители, потом остальные устройства. Значительное перенапряжение может вызвать возгорание электропроводки.

Несмотря на то, что частичный выход из строя реле не представляет существенной угрозы бортовой сети автомобиля (за исключением аккумулятора), игнорировать его не стоит, так как оно может в любой момент превратиться в полную выход из строя элемента.

Поскольку реле-регулятор — единственный элемент, исключающий перегрузку АКБ, многие автомобилисты, обнаружив повышение напряжения в бортовой сети, сразу заменяют этот блок.

Но установка нового регулятора не всегда помогает, часто проблема остается. Конечно, подозрение в этом случае ложится на генератор. Этот узел действительно может дать подзарядку при поломке диодного моста или обрыва обмотки, выходе из строя якоря к корпусу.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Напряжение автомобильного генератора, обороты на холостом ходу и под нагрузкой.

Но если замена реле регулятора не помогла, то нет необходимости сразу менять или отправлять генератор в ремонт.

ВАЖНО: Часто причиной перезарядки АКБ является плохой контакт проводки цепи системы зарядки АКБ (описанной выше).

Причина очень проста: в месте окисления контактов возникает сопротивление, которое реле-регулятор «воспринимает» как нагрузку в бортовой сети. Например, это может произойти в блоке предохранителей.

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

Чтобы это компенсировать и не допустить падения напряжения, регулятор начинает «пропускать» большие показатели, в результате на аккумулятор подается завышенное напряжение.

Поэтому в поисках причины образования перезаряда аккумулятора в первую очередь следует проверить:

  1. Реле регулятора.
  2. Схема системы зарядки (все соединения).
  3. Предохранитель.

И только после этого снимаем и диагностируем генератор.

Читайте также:

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

Что делать, если взорвался автомобильный аккумулятор

Диагностика реле-регулятора

Проверка реле-регулятора при зарядке аккумулятора не сложная процедура и вы можете сделать это самостоятельно с помощью мультиметра.

Управление сводится к измерению напряжения на выводах аккумуляторной батареи в различных режимах работы ПКП. То есть мы просто подключаем щупы мультиметра к клеммам и измеряем напряжение сначала на ХХ, потом на средней скорости и потом на высокой.

На холостом ходу нормальным считается напряжение 13,2-14,0В, на средних оборотах — 13,6-14,2В, на высоких — до 14,5В.

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

Если значения превышают указанные, проверьте и очистите контакты цепи зарядной системы и повторите процедуру еще раз.

Если чистка не помогает, проверяем реле отдельно (снимаем с машины), но для этого понадобится блок питания с регулируемым напряжением (можно использовать зарядное устройство), а также обычная лампа на 12 В.

Генератор дает подзарядку АКБ, причины и способы их устранения

Суть управления такова: провод «минус» от зарядного устройства подключаем к корпусу, а «плюс» подключаем к выводу регулятора. Лампа подключается к графитовым щеткам (полярность не важна).

При проверке сначала выставляем напряжение на источнике 12,7 В, при котором лампа должна загореться. Постепенно увеличиваем значение до 14,5 В. При достижении указанного значения должен сработать рабочий регулятор и лампа погаснет.

Если он продолжает гореть, когда оно превышает 14,5 В, устройство неисправно и его необходимо заменить.

Добираемся до места ремонта

Наконец, что делать, если по пути обнаруживается перезарядка и вам нужно добраться до места ремонта.

Если напряжение не превышает 15 В, можно безопасно продолжать движение, но постарайтесь не давать двигателю высоких оборотов и максимально сократить количество включенных потребителей электроэнергии (оставьте только необходимые).

Если перегрузка сильная (более 16 вольт), можно для начала ослабить натяжение приводного ремня генератора, что снизит его производительность (хотя ремень будет быстро изнашиваться).

Если ослабление ремня не помогло и напряжение продолжает скакать до высоких значений, можно выключить генератор (отсоединить от него провода). В этом случае бортовая сеть будет питаться только от аккумулятора.

Если аккумулятор хорошо заряжен при минимальном количестве заряженных потребителей, можно проехать 70-90 км, но в дальнейшем аккумулятор придется хорошо зарядить зарядным устройством.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв