255 публикаций 12,7 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Одним из основных элементов системы зажигания бензинового силового агрегата является катушка зажигания, а в более современных двигателях — модуль зажигания.
Содержание
Что из себя представляет катушка зажигания
Катушка представляет собой повышающий трансформатор. Именно она обеспечивает преобразование низкого напряжения, которое подводит к нему аккумулятор или генератор, в импульсы высокого напряжения.
Благодаря этим импульсам между электродами свечи зажигания проскакивает искра, которая воспламеняет рабочую смесь в цилиндрах.
Как и любой трансформатор, катушка состоит из двух обмоток (первичной и вторичной), магнитопровода и корпуса.
Конструктивно модуль немного сложнее, включает в себя две катушки и коммутатор, но принцип его действия идентичен катушке.
Признаки неисправности
Катушка имеет надежную конструкцию и значительную долговечность. Но и этот элемент может выйти из строя.
Основными признаками неисправности катушки зажигания являются:
- Отказ зажигания, из-за которого двигатель «троит» (со временем проблема проявляется сильнее) ;
- Невозможность запуска силовой установки;
- Появление надписи «Check Engine» на панели приборов (на автомобилях с ЭБУ) и во время сканирования системы отображается код P0363, что свидетельствует о неисправности модуля зажигания (на современных инжекторных автомобилях);
- Он понижается при достижении определенных оборотов коленчатого вала.
- Падение производительности силового агрегата;
Следует отметить, что данные неисправности характерны для других элементов системы зажигания, например, свечей зажигания, поэтому перед тем, как «просесть» на катушку, необходимо проверить всю цепь, идущую от нее.
Поиск возникновения проблемы
Во-первых, необходимо проверить исправность свечей зажигания, и эта проверка может косвенно свидетельствовать о неисправности катушки.
Для проверки просто открутите свечи зажигания, вставьте их в клеммы высоковольтных кабелей, помассируйте их и несколько раз проверните коленчатый вал с помощью стартера. В этом случае следует смотреть на искру, которая образуется между электродами.
Если обнаруживается, что свеча зажигания какого-либо типа не работает должным образом, и в ней периодически образуется искра, ее следует заменить и на ее место установить хорошую записку.
Если даже исправная свеча зажигания дает перебои, проверяют провод высокого напряжения.
Если обрывы сохраняются даже при замене провода, то в карбюраторных автомобилях осматривается следующий трамблер, и только потом — катушка.
В инжекторных автомобилях, оборудованных модулем, такого распределителя нет, поэтому можно сразу приступить к проверке модуля.
Проверить эти элементы не составит особого труда, а от оборудования понадобится только мультиметр с возможностью работы в режиме омметра и диапазоном измерения до 200 МОм.
Чтобы было понятнее, рассмотрим, как проверяются эти элементы зажигания на разных автомобилях.
Читайте также:
Как проверить датчик АБС
Проверка катушки на ВАЗ 2101-2110
Для начала рассмотрим последовательность действий при проверке автомобилей ВАЗ. К тому же проверка карбюратора ВАЗ-2101 и ВАЗ-2110 ничем не отличается, разница только в показаниях.
Кроме того, сам процесс проверки:
- лучше всего проверять катушку, когда она снята с автомобиля. Перед тем как приступить к снятию, отсоедините «минусовую» клемму с АКБ. Отсоедините провода от боковых выводов от катушки, а также средний провод. Провода лучше маркировать с боковых клемм, чтобы не перепутать их при установке.
- Ослабьте держатель катушки и снимите его. Перед проверкой мультиметром очищаем от пыли и грязи, обращая особое внимание на выводы. Затем осматриваем на предмет внешних повреждений. Если они есть, дальнейшая проверка бесполезна, лучше сразу заменить;
- Проверим первичную обмотку. Для этого переводим мультиметр в режим омметра и подключаем его щупы к боковым выводам.
На разных моделях ВАЗ использовались разные типы катушек, поэтому нужно знать, какие показания сопротивления для них верны. Так, для модели В-117А, применяемой на классических моделях (ВАЗ-2101-2107), сопротивление первичной обмотки составляет 3,07-3,5 Ом. А на классических моделях с бесконтактной системой используются катушки с маркировкой 27.3705, этот параметр составляет 0,4-0,5 Ом. На автомобилях ВАЗ-2108-21099, помимо карбюратора ВАЗ-2110, используются модели с номерами — 3122.3705 и 8352.12. Для первой из них нормальным считается сопротивление первичной обмотки в пределах 0,39-0,47 Ом, а для второй — 0,37-047 Ом;
- Далее проверяется вторичная обмотка. Для этого переводим мультиметр в режим измерения в кОм, один его щуп оставляем на боковой клемме, а другой подключаем к центральной клемме.
Для исправной катушки Б-117А сопротивление вторичной обмотки должно составлять 7,4-9,2 кОм. Для модели 27.3705 этот параметр должен быть в районе 5,0 кОм, для 3122.3705 — 0,4 кОм и для 8352,12 — 1,0 кОм;
- В последнюю очередь проверяется сопротивление изоляции. Для измерения этого параметра переводим мультиметр в режим измерения в МОм. Для измерения один зонд подключается к корпусу катушки, а другой — к каждой клемме по очереди.
При измерении этого параметра на всех представленных моделях мультиметр должен показывать не менее 50 МОм;
- Если какой-либо из параметров не соответствует указанным значениям, катушка неисправна и подлежит замене.
Тестирование модуля зажигания на ВАЗ-2110 инжектор
На инжекторных автомобилях, например ВАЗ-2110, модуль проверяется несколько иначе.
Последовательность управления следующая:
- Разберем форму на предмет повреждений. Даже небольшие трещины могут стать причиной выхода модуля из строя, если не сейчас, то в ближайшем будущем. Поэтому такой модуль можно не проверять, а сразу заменить.
- Отсоедините соответствующий блок проводов от модуля. Сначала проверим подачу напряжения на модуль. Для этого переключите мультиметр в режим вольтметра, подключите один из его щупов к клемме «А» (буквы напечатаны на колодке), а второй к «массе» и включите зажигание. При хорошей проводке вольтметр должен показывать 12 В или близкое к этому значению.
- Затем берем контрольную лампу на 12 В и подключаем ее к клеммам «А» и «В» на блоке. Потом включаем стартер и смотрим на «чек», когда стартер работает, он должен мигать.
- Переводим мультиметр в режим омметра с параметром измерения в кОм и измеряем сопротивление вторичной обмотки катушки на парных выводах. Для этого подключаем один зонд к выходу, подающему импульс на 1 цилиндр, а второй — к выходу 4 цилиндра. Исправный модуль должен иметь сопротивление примерно 5,4 кОм.
- Делаем еще один замер, но уже на выводах 2 и 3 цилиндров. Показания этих результатов должны быть нормальными. Резкая разница сопротивлений на парных выводах говорит о неисправности модуля и необходимости ремонта или замены.
Читайте также:
Проверяем датчик давления масла мультиметром и другими способами
Проверка на Lanos, Таврия, Reno Megane
Отличие проверки модуля зажигания на Дэу Ланос ничем не отличается от проверки модуля ВАЗ-2110.
Отличия сводятся только к сопротивлению вторичной обмотки на выводах модуля. Для Lanos сопротивление вторичных обмоток исправного модуля должно быть от 5,0 до 6,0 кОм.
Что касается автомобиля типа «Таврия», то на модели 1102 применяется бесконтактная система, поэтому управление катушкой идентично управлению на автомобилях ВАЗ 2108-21099.
Но на Таврии Славуте используется форма, которая проверена, как и на Дэу Ланос.
Порядок проверки модуля зажигания на многих иномарках идентичен указанным методам.
На самом Reno Megane модуль также проверяется путем измерения сопротивления вторичных обмоток.
Проверка катушки зажигания — простая операция, которая выполняется за считанные минуты. Но замеры обязательно дадут понять, является ли этот элемент причиной перебоев в работе двигателя или нет.