Один на всех

35 просмотров

23 Июля 2015

Удивительно, но в России есть только одно предприятие по производству свечей зажигания. Знакомиться с ним в город Энгельс отправился Игорь Губарь | Фото автора

В мире ежегодно производят сотни миллионов свечей! Куда столько? Давайте посчитаем. Только в России 35 миллионов машин, примерно половина требует замены свечей зажигания раз в год. Перенесите эти числа на еще более автомобилизированные страны, и все станет на свои места. Так что, это один из самых востребованных автокомпонентов как при первичной комплектации, так и на СТО.

Завод близ Саратова был построен в 1942 году, когда предприятия, расположенные западнее Москвы, эвакуировались при наступлении немцев. Однако «Завод автотракторных запальных свечей» (ЗАЗС) был, скорее, собран из оборудования разных производств. Изначально там делали керамические изделия, в том числе для автомобильной промышленности.

В 1997 году завод в Энгельсе перешел под контроль компании Robert Bosch. Новые владельцы полностью модернизировали производство, несколько мешавших зданий логистикой были снесены, а вместо них построены новые. В 1998 году завод выпустил свою первую новую продукцию – блоки управления двигателями, через два года в номенклатуру добавились модули бензонасосов, а затем датчики кислорода. А в 2007 году, после объединения «БОШ-Саратов» и ЗАСЗ, началось производство свечей зажигания. Сегодня завод – крупнейший в России и странах СНГ производитель этих автокомпонентов. Кроме свечей там выпускаются топливные рампы, элементы системы питания и очистки отработанных газов, промышленное и бытовое оборудование. Но главным и самым интересным осталось изготовление автомобильных свечей зажигания. Сам завод соответствует самым высоким европейским стандартам, повсюду чистота, рабочие очень аккуратны. Но при этом завод по-российски уютный, почти семейный.

Несмотря на внешнюю простоту свечи зажигания и полную автоматизацию производства, сам процесс появления ее на свет принципиально такой же, как и 70 лет назад. И производство свечей зажигания не такое уж и простое, как может показаться. Даже подготовка изолятора занимает почти неделю – от измельчения и сушки сырья до «запекания» полуфабриката. И, к слову, в России не осталось ни одного предприятия, ни одного специалиста, способных сложить и настроить высокотемпературную печь для обжига керамики. А сама печь не гаснет ни на секунду. Так и горит с 2012 года, когда ее монтировали без выходных и перерывов на обед немецкие монтажники…

В настоящее время на заводе делают свечи, как для конвейера (первичная комплектация), так и для рынка запчастей. Понятно, что среди марок автомобилей, где стоят свечи завода из Энгельса, в лидерах местные производители: Lada и Renault, а также заводы Ford и Volkswagen.

Свечи поступают в продажу под индексом ЭЗ, образованным от слов «Энгельс» и «Завод». Большая часть выпускаемой продукции приходится на два типа свечей – Стандарт и Yitrium. Во вторых, что понятно из названия, применяется сплав редкоземельного металла, который очень устойчив к выгоранию под действием искры.

Несмотря на современную тенденцию делать электроды свечей из редкоземельных платины, иридиума и подобных элементов, самые простые свечи с электродами из сплава стали и никеля пользуются устойчивым спросом. На них приходится около миллиона штук в год.

Мощности завода позволяют производить до 200 тысяч свечей в день. Причем, завод легко может увеличить объемы выпускаемой продукции, но бензин становится лучше, моторы совершеннее, а материалы самих свечей современнее. Если раньше свечи меняли раз в 10 тысяч километров, а процедура очистки и установки верного зазора была рутинной операцией, то сегодня мы вряд ли найдем щуп и кусочек «шкурки» в бардачке у большинства автолюбителей. Но заводчане не унывают! На их век работы хватит, а там… Вот пару лет назад коллеги видели на парковке одного из предприятий Bosch электромобиль. В конце концов свечи зажигания – это лишь небольшая часть того, на чём работает концерн.  

Источник: www.autozap.biz

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв