Желтый антифриз, предназначенный для отвода излишков тепла от двигателей внутреннего сгорания, соответствует нормативу G13. Стандарт был разработан компанией Volkswagen, но оригинальная жидкость для немецкого автоконцерна окрашена в фиолетовый цвет. Сторонние поставщики производят материал разных оттенков желтого или оранжевого цветов (зависит от типа и объема присадки).
Содержание
Зачем он нужен
При работе двигателя внутреннего сгорания часть тепловой энергии уходит на нагрев элементов конструкции. Для охлаждения деталей используется раствор дистиллированной воды с этиленгликолем, который обладает повышенной теплоемкостью.
Для циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) используется насос с механическим или электрическим приводом, в конструкции системы предусмотрен металлический теплообменник с вентилятором. От качества антифриза и исправности компонентов системы охлаждения зависят работоспособность и ресурс силового агрегата автомобиля.
Характеристики желтого антифриза
В состав раствора 13-го стандарта входят компоненты:
- дистиллированная вода;
- пропиленгликоль;
- присадки, обеспечивающие защиту элементов двигателя от коррозии.
Антифриз желтого цвета имеет плотность около 1,087 г/см³ (при температуре 20°С). Материал начинает закипать при нагреве до 130-135°С (при герметичной системе охлаждения), температура начала кристаллизации составляет -65°С.
Компоненты раствора не оказывают негативного воздействия на детали, изготовленные из черных и цветных металлов. Входящие в антифриз вещества не относятся к категории токсичных или ядовитых. Материал при хранении разлагается, что снижает затраты на утилизацию отходов.
При разработке нового состава ОЖ была изменена технология приготовления смеси. По заявлениям создателей выбросы углекислого газа при производстве компонентов концентрата стандарта G13 снижены на 12-14%. При розливе вещества на поверхность грунта происходит испарение компонентов, сопровождаемое распадом органических присадок.
Различия между цветами жидкостей
Для охлаждения моторов используются несколько разновидностей антифриза:
- Базовый раствор стандарта G11, окрашенный в зеленый или зелено-голубоватый цвета. Антифриз содержит этиленгликоль и небольшое количество органических и неорганических присадок (гибридная технология), которые формируют на деталях системы охлаждения защитную пленку. Срок годности раствора составляет до 3 лет, в маркировке указываются присадки типа Hybrid Organic Acid Technology.
- Жидкости стандарта G12 и 12+, окрашенные в красный и сиренево-фиолетовый цвета соответственно, отличаются применением присадок на основе органических карбоксилатных соединений (Organic Acid Technology). Защитная пленка образуется на металлических деталях, пораженных коррозией. Антифриз обеспечивает улучшенный теплоотвод, что позволяет использовать раствор для охлаждения форсированных двигателей с напряженным температурным режимом работы. Характеристики ОЖ позволили увеличить срок эксплуатации раствора до 5 лет.
- Раствор лобридного типа G12++, содержащий присадки на силикатной и органической основах. Вещество отличается неограниченным сроком эксплуатации, на поверхности магистралей системы охлаждения формируется двойная защитная пленка. Материал имеет повышенную до 130-135°С температуру кипения, используется для заправки термически напряженных двигателей с турбокомпрессорами.
Классификация антифризов по литере G и цвету применяется только европейскими автомобильными концернами. Азиатские производители автомобилей используют собственные стандарты.
Например, компания Honda применяет раствор зеленого цвета, соответствующий требованиям G12. При подборе охлаждающей жидкости необходимо ориентироваться на допуски производителя, указанные в сервисной книжке к автомобилю.
Стандарты желтого антифриза
Существует несколько разновидностей ОЖ, окрашенных в желтый или оранжевый цвета:
- Totachi Long Life Antifreeze, разработанный и расфасованный японским производителем Totachi. Раствор отличается применением неорганических присадок, температура вскипания при атмосферном давлении составляет 106°С. Недостатком ОЖ является высокая температура кристаллизации (минус 37°С), что ограничивает применение вещества в зимнее время года.
- Sibiria Yellow ASTM D3306, соответствующий категории G11, но окрашенный в лимонно-желтый цвет. Материал замерзает при -40°С, точка кипения в замкнутой системе охлаждения находится на отметке 120°С.
- AGA Z65, составленный на основе этиленгликоля. Производитель гарантирует сохранение текучести раствора при понижении температуры воздуха до -65°С. ОЖ отличается и повышенной температурой кипения (до 132°С).
- Антифриз Elf желтый Glaceol RX (Type D), используемый для Рено, имеет такой оттенок с начала 1996 г. Ранние версии ОЖ (использовались в 1994-95 гг.) отличались добавкой красителей оранжевого цвета. До 1994 г. в раствор добавлялся пигмент зеленого цвета.
Из приведенного краткого перечня ОЖ желтого цвета видно, что растворы имеют разный температурный диапазон эксплуатации, определяемый перечнем присадок. При попытке смешивания материалов одного цвета существует риск образования посторонних примесей, которые оседают на стенках каналов в головке или блоке цилиндров. Плотный осадок способен забить протоки в радиаторе, что приводит к росту температуры ОЖ и силовой установки.
Смешивание разных цветов
Владелец автомашины может смешивать красный антифриз с жидкостью зеленого цвета только при условии использования материалов от одного производителя. Полученный раствор изменит окраску из-за взаимной реакции красителей. Материалы, выпущенные разными компаниями, соединять не рекомендуется. Присадки вступают в реакцию с образованием осадка, закупоривающего магистрали и ухудшающего теплоотвод. Если владелец машины допустил смешивание антифризов от различных производителей, то систему необходимо промыть и залить свежую жидкость.
У владельцев машин, заправленных раствором стандарта G13, возникает вопрос — можно ли смешивать антифризы фиолетового и желтого цветов. Поскольку оба раствора базируются на одной основе, то полученная смесь не утратит рабочих характеристик. Но присадки могут вступить в химическую реакцию, что вызовет помутнение смеси или образование хлопьев или осадка. Залитый в систему охлаждения раствор желтого цвета категорически запрещено разбавлять материалами зеленого или красного цветов.
Возможно ли использовать совместно разные стандарты жидкостей
Смешивать антифризы, ориентируясь на цвет или стандарт, не рекомендуется. Если владелец автомобиля не знает стандарт или марку ОЖ, залитой в радиатор, то в критических ситуациях необходимо использовать для доливки дистиллированную воду. Характеристики раствора снизятся (например, упадет на несколько градусов температура кипения или снизятся антикоррозионные свойства), но исключается риск закупоривания каналов в радиаторе и блоке цилиндров осадком. По прибытии к месту назначения система охлаждения промывается и заправляется свежей ОЖ.
Отзывы на желтый антифриз
Сергей, 49 лет, Тюмень
На машине Skoda с атмосферным мотором BFG повредил радиатор, после замены деталей потребовалось заправить систему охлаждения. На основе прочитанных отзывов приобрел готовый материал производства компании AGA (артикул 001Z), но при эксплуатации двигателя стали разрываться шланги и прокладки. Причиной дефекта стал антифриз, не соответствующий требованиям производителя. При нормальной эксплуатации температура силового агрегата достигает 115°С. После заправки оригинальной жидкости (на базе концентрата VAG G01 3A8 JM1) стандарта G13 проблема исчезла.
Борис, 34 года, Тюмень
Приобрел ОЖ Felix желтого цвета для заливки в двигатель автомобиля BMW выпуска 1997 г. (рабочая температура 110°С). После промывки магистралей и заправки радиатора отмечено снижение давления в системе (определял по состоянию резиновых шлангов). Проблем с появлением течи в магистралях или формированием осадка в расширительном бачке за 2 года эксплуатации не отмечено, в зимнее время ОЖ выдерживала температуру до -40°С. Рекомендую покупать материал для атмосферных двигателей, разработанных до 2005 г., отличающихся пониженным температурным режимом.