Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

170 просмотров

156 публикаций7,8 тысяч просмотров

Термостат является неотъемлемым элементом системы охлаждения ВАЗ-2110, который требует тщательного ухода, контроля работоспособности и своевременной замены.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Что такое термостат и каковы характеристики его работы?
  2. Какие двигатели устанавливаются на различные модификации ВАЗ-2110?
  3. Как распознать неисправность устройства?
  4. Как заменить инжекторные и карбюраторные автомобили?
  5. Как проверить работоспособность и какие «подводные камни» возможны?
  6. Что делать — самому или доверять профессионалам?

Предоставленной информации достаточно для оперативного выявления неисправности, принятия решения о дальнейших действиях и замены вышедшего из строя устройства.

Назначение термостата ВАЗ-2110, конструкция и принцип действия

Термостат — это блок, установленный в системе охлаждения автомобиля и регулирующий направление охлаждающей жидкости по большому и малому кругу (в зависимости от температуры двигателя).

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Узел выполняет две задачи:

  1. Помогите двигателю быстрее прогреться в холодную погоду;
  2. Устраняет риск перегрева.

Обе функции реализуются за счет контроля температуры и способности главного клапана изменять положение (открываться или закрываться под действием спускового крючка).

Конструктивно термостат ВАЗ 2110 представляет собой агрегат с цилиндрическим сечением и тремя, пятью или шестью выходными отверстиями в зависимости от конструкции.

Основные выходы:

  • У насоса;
  • От радиатора;
  • От двигателя.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Работу устройства гарантируют следующие элементы:

  1. Перепускной клапан;
  2. Главный клапан и его пружина;
  3. Поршень и его опора;
  4. Термочувствительный состав;
  5. Пружина перепускного клапана.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Принцип работы:

  • Внутри прибора установлен клапан со специальным веществом внутри, которое расширяется (сжимается) при повышении (понижении) температуры.
  • При достижении определенного температурного уровня (80,6-81,5 градуса Цельсия) указанное вещество давит на клапан, постепенно открывает его и направляет поток теплоносителя через выпускной патрубок к радиатору (большой кружок).

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

    При достижении 94 градусов Цельсия главный клапан открывается на максимум (примерно шесть миллиметров), а байпасный клапан закрывается.

  • При низких температурах перепускной клапан термостата находится в открытом положении (основной закрыт), а теплоноситель течет по малому кругу (без участия радиатора). Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Подробнее о принципе работы термостата читайте здесь https://autotopik.ru/obuchenie/944-princip-raboty-termostata.html.

Заклинивание или другая неисправность клапана может привести к следующим проблемам:

  • Перегрев двигателя с вытекающими отсюда последствиями;
  • Недостижение силовым агрегатом необходимой температуры (актуально зимой).

Какими двигателями комплектуется ВАЗ 2110?

Автомобиль ВАЗ-2110 выпускается с 1996 года. При этом силовая часть постепенно претерпевала изменения:

  • 21101 — модель, выпускаемая с 2004 года. Двигатель — инжекторный, 1,6 л, 8 клапанов;
  • 21102 — двигатель 8-ми клапанный, 1,5 л, инжектор;
  • 21104 — двигатель 16-ти клапанный, 1,6 л, инжектор;
  • 21100 — базовая модель 1996-2000 гг. На автомобиль был установлен двигатель с 8 клапанами и объемом 1,5 литра (мощность 69 л.с.);
  • 2110 «Премьер» — 16-клапанный силовой агрегат объемом -1,5 литра;
  • 21103 М — двигатель 16-ти клапанный, 1,5 л, инжектор (выпускался с 2002 г);
  • 2110-91 — двигатель роторно-поршневой, 1,3 л.
  • 21103 — Группа 16 клапанов, 1,5 л, инжектор.
  • 2110 «Консул» — лимузин, объем — 1,5 литра;
  • 21104М — двигатель 16-ти клапанный, 1,6 л, выпускался с 2004 г;
  • 21106 GTI — двигатель 16-ти клапанный, 2,0 л., 150 л. С.;

Где установлен термостат на ВАЗ-2110?

Независимо от типа блока питания, термостат находится в одном месте, под корпусом воздушного фильтра. Там вы можете увидеть крышку устройства, под которой установлен необходимый элемент.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Это упрощает поиск и замену термостата на ВАЗ 2110 любой модификации.

Как распознать неисправность?

Устройство меняется в двух случаях:

  • Главный клапан не открывается и не дает циркулировать теплоносителю по большому кругу. В такой ситуации двигатель быстро перегревается, что может привести к его выходу из строя. Если не предпринимать никаких действий, прокладка ГБЦ выгорает и из-за повышения температуры и расширения металла увеличивается трение поршней о стенки цилиндра.
  • Клапан заклинивал и все время оставался открытым. При такой неисправности двигатель практически перестает прогреваться или медленно восстанавливает рабочую температуру. Если это происходит зимой, необходимо заменить термостат.

Поэтому признаки поломки термостатического клапана следующие:

  • Перегрев силового агрегата;
  • Медленное повышение температуры и при работе в тяжелых условиях — закипание теплоносителя;
  • Повышенный расход топлива.

Как правило, все эти признаки появляются одновременно.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Неисправности ВАЗ 2110 и других автомобилей серии.

Замена термостата на ВАЗ-2110 с инжекторным 8-клапанным мотором

Для замены термостатов на 8-клапанном двигателе ВАЗ-2110 (инжектор) действуйте следующим образом:

  1. Подготовьте свой инструмент. Вам понадобится футболка с трубками сечением 1,9 см (переделывать схему подключения не нужно), полуметровый шланг, пропускающий емкость (подойдет пластиковая бутылка), несколько стяжек. Диаметр 2,5 см (две или три штуки), ключ на «восьмерку», отвертка, ключ шестигранный 5.
  2. Приобретите необходимый материал: прокладку кузова, герметик на силиконовой основе, термостат, ветошь, антифриз.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  3. Снимите болты крепления корпуса фильтра.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  4. Ослабьте хомуты на трубках вентиляции картера и дроссельной заслонки, затем поверните болт крепления троса дроссельной заслонки.
  5. Отсоедините электрический разъем.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  6. Выньте резиновую подушку из отверстия в кронштейне корпуса, затем снимите воздушный фильтр.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  7. Откручиваем болты на картере сцепления и блоке цилиндров, затем снимаем модуль зажигания. Описанное действие необходимо для доступа к сливной пробке охлаждающей жидкости.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  8. Выверните сливную пробку на блоке радиатора и системы охлаждения, затем слейте охлаждающую жидкость.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  9. Ослабьте зажимы на трубках термостата, разберите устройство и поверните датчик контроля температуры. Отсоедините разъем контроллера.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  10. Если конструкция допускает замену главного клапана, разберите термостат с помощью шестигранного ключа и замените его.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  11. Установите новый прибор и подсоедините трубы на прежние места. По возможности замените трубку на более длинную.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

    Протрите тряпкой соединения и кабели корпуса, замените прокладку между корпусом и двигателем и потяните за хомуты. Добавьте антифриз и проверьте систему на герметичность. Через 10-20 километров еще раз осмотрите стыки.

Как менять термостат на ВАЗ-2110 с инжекторным 16-клапанным мотором?

При замене неисправного устройства на 2110 с 16-клапанным двигателем требуемый инструмент и порядок действий практически не меняются:

  1. Слить охлаждающую жидкость из системы;
  2. Снимите воздушный фильтр;

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  3. Ослабьте крепление гидравлических соединений (впускного и выпускного), подключенных к термостату;

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  4. Ослабьте болты, которыми прибор крепится к блоку.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  5. Снимите крышку (при необходимости);
  6. Снимите главный клапан с корпуса;

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  7. Ставим все обратно в обратном порядке. Убедитесь, что вы заменили резину, используемую для уплотнения корпуса.

Как менять термостат на ВАЗ-2110 с карбюраторным 8-клапанным мотором?

При выходе из строя термостата на «десятке» с карбюратором и 8-клапанным силовым агрегатом алгоритм остается неизменным:

  1. Подготовить средство (описано выше);
  2. Слейте охлаждающую жидкость (по желанию), при этом не забудьте открыть пробку расширительного бачка;
  3. Выбросьте три насадки, которые входят в корпус устройства (сначала ослабьте протяжку шестигранником);
  4. Ослабьте зажим и снимите термостат с трубкой.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

В остальном действия остаются такими же, как описано для двигателя с 8-клапанным впрыском.

Как проверить работает термостат на ВАЗ-2110 или нет?

Перед заменой устройства проверьте исправность устройства.

Выделим следующие варианты:

Для обогрева (без снятия).

Дайте машине остыть после езды, возьмите нижнюю трубку и попросите помощника запустить двигатель.

Температура насадки должна постепенно повышаться (через 2-3 минуты она становится горячей). Если это произойдет, термостат исправен.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Подробнее о том, как проверить термостат, не снимая его с автомобиля, читайте на этой странице https://autotopik.ru/sovet/943-kak-proverit-termostat.html.

По состоянию термоэлемента (с разборкой).

Алгоритм действий следующий:

  • Разобрать термостат и снять с него пусковой элемент;
  • Налейте воду в металлическую емкость, установите термометр (тот, который измеряет температуру воды) и нагрейте жидкость до 94 градусов Цельсия. Если термостат исправен, из пускового блока выступает специальный стержень (он должен начать движение уже при 82-84 градусах Цельсия). При отсутствии реакции нет необходимости менять все устройство — достаточно купить новый термочувствительный элемент и заменить его. Таким же образом проходят испытания новые термостаты.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

  • По-видимому. Осмотрите состояние устройства. Если на корпусе есть зазубрины или трещины, не стоит экономить на покупке. Такое устройство, скорее всего, скоро выйдет из строя.

    Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Будьте осторожны при покупке нового термостата.

Сделайте следующее:

  • Проведите с ним эксперимент, описанный в параграфе 2. Если при достижении 80-85 градусов Цельсия шток не начинает выдвигаться, прибор неисправен.
  • Осмотрите состояние агрегата на предмет механических повреждений.

Какие «подводные камни» возможны в процессе монтажа?

  • Перед началом работы дайте двигателю остыть;
  • Чтобы избежать проблем при замене детали, примите во внимание следующее:
  • Перед заменой убедитесь, что проблема в термостате (воспользуйтесь рекомендациями выше);
  • Необязательно полностью сливать охлаждающую жидкость (но лучше это сделать);
  • Установите новую прокладку между корпусом и корпусом (даже если она выглядит нормально);
  • В процессе сборки меняйте хомуты, так как старые вряд ли выдержат повторную протяжку;
  • Старая труба между расширительным бачком и термостатом может быть короткой, поэтому купите новую. Оптимальный вариант — приобрести патрубок на 2211 (подходит идеально).

Термостаты ВАЗ-2110 нового и старого образца: особенности монтажа и отличия

Тип термостата, применяемого на ВАЗ-2110, зависит от года выпуска автомобиля.

Изначально были установлены такие же устройства, как «восьмерка» и «девятка», но из-за низкого КПД и частых поломок их пришлось заменить.

Основными отличиями новой конструкции (термостат на 5 отверстий) являются возможность демонтажа и замены только пускового элемента (чувствительного к нагреванию.

На более старых автомобилях устройство совмещалось с блоком двигателя с помощью короткой трубки.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

В новых моделях фиксация осуществляется на пару штифтов. При этом между терморегулятором и силовым агрегатом находится паронитовая прокладка, которую можно обработать герметиком на основе силикона (такая процедура не всегда нужна).

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

После 2003 года термостаты с 5 отверстиями постепенно перешли на термостаты с 6 отверстиями.

По заявлению производителей, они стабильны и лучше работают в сильные морозы.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Преимущества нового устройства:

  1. Стабильная температура охлаждающей жидкости;
  2. Нет неисправности ТЭНа;
  3. Большой рабочий ресурс.

После установки термостата на 6 отверстий двигатель легко восстанавливает рабочую температуру при 20-30 градусах замерзания даже при включенном подогревателе.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

также необходимо знать, что байпасные каналы в термостатах на 5 и 6 отверстий разные. В первом он составляет 16 мм, а в шести отверстиях — 11 мм.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Это влияет на то, что антифриз, циркулирующий по обводному каналу диаметром 11 мм по небольшому кругу, течет быстрее, чем канал диаметром 16 мм, а это значит, что поток (объем) охлаждающей жидкости через печку увеличивается, поэтому внутри автомобиля будет жарче.

Устройство монтируется двумя способами:

  1. Классический;
  2. Альтернатива.

В первом и втором случаях для завершения работ потребуются три литра антифриза, прокладка термостата, заливной и подающий патрубки и новый термостат.

Кроме того, запаситесь фиксаторами на 15-28 мм (нужно 5-6 штук).

Чтобы не пролить охлаждающую жидкость при установке, откажитесь от шланга от дроссельной заслонки (идущего к саксофону) и постепенно сливайте антифриз, пока утечка не прекратится. Так что продолжай работать.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

В чем же особенности классического и альтернативного варианта подключения?

В первом случае:

  • Основной клапан термостата промывается охлаждающей жидкостью из основного радиатора и двигателя;
  • Термостат открывается для дальнейшего охлаждения: в этом случае контролируется не только вся температура охлаждающей жидкости в системе, но и температура охлаждающей жидкости, выходящей непосредственно из двигателя, которая, как известно, является наиболее нагретой в системе охлаждения.

Стандартная схема подключения термостата с шестью отверстиями будет выглядеть так.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Пример подключения.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Во втором случае:

  • Также термостат промывается охлаждающей жидкостью из печки и байпаса.
  • Устройство контролирует температуру ниже температуры двигателя (на выходе термостата или на байпасе). Оказывается, зимой такой термостат сработает позже, чем при классической схеме подключения. Это также улучшает работу печи, которая работает тем активнее, чем ниже температура наружного воздуха.

Альтернативная схема подключения имеет два варианта.

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций

Что касается скорости нагрева двигателя, то она осталась неизменной, поскольку не изменилась проточная часть охлаждающей жидкости до 82 градусов Цельсия, как и теплоемкость системы.

Итоги

Замена термостата на ВАЗ-2110 — работа, которую легко выполнить своими руками, без привлечения специалистов.

Главное — внимательно проверить устройство, будьте внимательны при работе на горячем двигателе, следуйте инструкциям производителя и рекомендациям в статье.

Видео — как заменить старый термостат на 5 отверстий на новый термостат на 6 отверстий.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв