162 публикации 8.1k показов
Начиная с модели ВАЗ-2108, Волжский автозавод перешел на использование ременного привода газораспределительного механизма и продолжает использовать его на современных моделях, в том числе на Lada Granta.
Этот тип трансмиссии имеет ряд преимуществ перед цепным приводом, в том числе:
- тихая работа и более простой процесс замены.
- не требует смазки, поэтому есть возможность выносить ГРМ за пределы двигателя;
Но пояс также проходит намного меньше, чем цепь. Поэтому основа долгой и безотказной работы силовой установки — своевременная проверка состояния ремня и его замена.
Содержание
Периодичность замены
В технической документации производителя указано, что ремень ГРМ Лада Гранта необходимо заменять каждые 60 тысяч километров.
Но здесь стоит отметить, что это предельное значение и заменять лучше до достижения такого пробега, примерно — 50 тыс. Км, но бывают случаи, когда блок требует замены 40, а то и 30 тыс. Км все зависит от качества ленты и условий ее работы.
В любом случае желательно периодически проверять состояние трансмиссии (рекомендуем каждые 15 тысяч км) и при обнаружении следов износа немедленно заменять.
Если этого не сделать, возможен его разрыв, что чревато серьезными последствиями: поршни двигателя сталкиваются с открытыми клапанами, вызывая их повреждение и последующий дорогостоящий ремонт.
Конструктивные особенности привода разных двигателей
Чтобы понять, как проводятся работы по техническому обслуживанию синхронизирующей трансмиссии, сначала рассмотрим ее конструкцию.
Следовательно, газораспределительный механизм приводится в движение коленчатым валом. При этом регулировка фаз газораспределения в цилиндрах двигателя имеет 4 цикла и осуществляется за два полных оборота коленчатого вала.
Но 2 из этих циклов происходят с закрытыми клапанами, поэтому распределительному валу нужно только обеспечить закрытие и открытие клапана один раз для всех 4 циклов.
Следовательно, на два оборота коленчатого вала приходится только один оборот распределительного вала. Кроме того, это достигается довольно просто благодаря разному диаметру шкивов ведущей шестерни.
Ремень имеет зубчатую рабочую поверхность, что исключает проскальзывание шкивов. Ремень не только передает усилие от коленчатого вала, но и выполняет еще одну функцию: он приводит в действие насос системы охлаждения.
При этом привод необходимо постоянно натягивать, чтобы исключить скачок зубьев на шкивах, поэтому в его конструкцию входит натяжной ролик.
Это вся конструкция трансмиссии, то есть в нее входят всего два зубчатых шкива (коленчатый и распределительный), шестерня помпы, натяжной ролик и сам ремень.
Все это сбоку от двигателя, а не внутри. Но чтобы исключить попадание грязи и технических жидкостей, способных повредить ремень, все элементы закрывают защитными экранами.
Но это описывает конструкцию 8-клапанного газораспределительного механизма, для которого используется только один распредвал.
Но некоторые модели Lada Grant комплектуются двигателями с 16-клапанным ГРМ и двумя распредвалами. Но от этого конструкция агрегата особо не меняется.
В отличие от 8-клапанного здесь не один, а распредвалы и, как следствие, в конструкцию добавлены два зубчатых шкива и еще один ролик — обводной ролик, который также является опорой. На этом все отличия закончились.
Проверка состояния и натяжки
Как уже отмечалось, чтобы обрыв ремня не привел к серьезным проблемам, необходимо периодически проверять его состояние и натяжение.
Проверить состояние ремня достаточно просто и вы можете сделать это самостоятельно.
Для этого откручиваем и снимаем защитные кожухи трансмиссии, откручиваем правое переднее колесо, вставляем повышающую передачу и раскручиваем колесо.
Включенная шестерня будет обеспечивать вращение коленчатого вала и передачу ГРМ через коробку передач.
При повороте нужно внимательно осмотреть ремень. Если вы заметили на нем дефекты или следы износа — рваные зубья, отслоение резины от ниток, трещины, значительные потертости, ремень необходимо заменить независимо от пробега.
Также при проверке состояния агрегата необходимо оценить его напряжение.
Хотя на Гранте используется ролик с автоматическим натяжением, нельзя полагаться на его нормальную работу и лучше контролировать натяжение, тем более что это делается очень просто.
Ремень необходимо захватить двумя пальцами в центре участка напротив натяжного ролика, т.е на зазоре между шкивами вала и повернуть по часовой стрелке.
Кроме того, если даже при значительном усилии его нельзя перекрутить на угол более 90 градусов, ремень натянут нормально. Если он закручивается на больший угол, нужно отрегулировать его натяжение.
Что понадобиться для замены ремня
Далее рассмотрим, как производится замена ГРМ на автомобиле Lada Granta. Будет описана полная последовательность работы 8-клапанного двигателя. Для 16-клапанного двигателя укажем только нюансы.
Итак, для выполнения работ вам понадобится такой инструмент, приспособления:
- Серия накидных и накидных ключей самых распространенных типоразмеров;
- Набор шестигранника;
- Мощная отвертка или монтажная лопатка, рычаг;
- Специальный ключ для натяжения ролика натяжителя или хотя бы плоскогубцы для снятия стопорных колец;
- Маркер;
- Тряпки.
Конечно, вам понадобится новый ремень подходящего размера, а также новый ролик натяжителя, так как он должен быть заменен вместе с ремнем. Подготовив все это, можно приступать к разборке.
Разборка
Последовательность работы следующая:
- Устанавливаем машину на ровную поверхность или в гараж. Отрицательная клемма снимается с АКБ;
- Вращаем правое переднее колесо и снимаем его с машины. Отсоедините жгут от датчика положения коленчатого вала. Если на обшивке колесной арки есть защитные накладки, препятствующие доступу к шкиву коленчатого вала, их тоже разбираем. Как правило, мы удаляем все, что может помешать доступу;
- Шестигранником на 5 отверните болты крепления верхней крышки привода ГРМ и снимите ее. Ослабляем крепление и натяжение генератора, перемещаем его к двигателю и снимаем приводной ремень;
- Чтобы метки на шкиве распределительного вала было легче видеть, добавьте на него дополнительную метку маркером;
- Проверните коленчатый вал с помощью болта ведущего шкива генератора до тех пор, пока метка на звездочке распределительного вала не совместится с меткой на выступе головки блока цилиндров. Далее снимаем резиновую заглушку со смотрового лючка, расположенного на картере маховика. Также есть маркировка на специальной планке и на самом маховике. И если после совмещения меток на шкиве распределительного вала через люк заметно, что они совпали на маховике, можно продолжать работу дальше, так как это свидетельствует о том, что поршень 1-го цилиндра был установлен в ВМТ.
Но если метки на маховике не совпадают, необходимо провернуть коленвал еще на 2 оборота, важно, чтобы все метки совмещения совпали;
- Откручиваем болт, которым крепится шкив привода генератора. В этом случае важно избегать даже малейшего пуска коленвала и смещения меток. Вы можете использовать лом или мощную отвертку, чтобы ослабить болт.
Вводим его в смотровой люк между зубьями маховика и прислоняем к картеру, блокируя коленчатый вал. Можно поступить иначе: попросить помощника включить на КПП 4 или 5 скорость, а также отпустить педаль тормоза, таким образом с помощью трансмиссии исключить проворачивание коленвала при откручивании болта;
- После полного откручивания болта осторожно снимите шкив привода генератора и установленную под ним шайбу;
- Открутите болты крепления нижней защитной крышки с помощью шестигранника. Обеспечьте полный доступ к ремню;
- Ослабьте болт крепления ролика натяжителя с помощью гаечного ключа, затем ослабьте натяжение ремня. Перед тем, как его снимать, еще раз проверим совпадение всех установочных отметок;
- Осторожно снимите ремень сначала с ролика натяжителя, затем с зубьев распредвала, помпы и коленчатого вала. Затем полностью открутите держатель приемной бобины и снимите его. На этом разборка завершена.
Читайте также:
Симптомы неисправности подшипника опоры передней стойки и как его заменить
Особенности разборки 16-клапанного мотора
Что касается 16-клапанного двигателя, то разборка по порядку полностью идентична описанной, за исключением одного момента — установки меток. Поскольку в этом двигателе используются два распределительных вала, отметки должны совпадать на обоих и не забывайте отметки на маховике.
Кроме того, при разборке, помимо ролика натяжителя, необходимо будет разобрать обводной ролик, так как он подлежит замене.
После снятия ремня следует также проверить люфт подшипников насоса. Если он значительный, лучше немедленно заменить его. В противном случае он может вскоре выйти из строя после замены ремня и необходимости повторной сборки трансмиссии, так как помпа меняется только после разборки трансмиссии.
Обратите внимание, что после снятия ремня важно соблюдать осторожность, чтобы случайно не повернуть один из валов при установке нового.
Сборка, проверка
Сборка агрегата производится в обратной последовательности, но с соблюдением некоторых нюансов. Сначала ставим на место ролик натяжителя и притягиваем болт его крепления, но не затягиваем.
В 16-клапанном двигателе перед тем, как надеть ремень, ставим оба ролика на место, но в отличие от натяжного байпаса можно сразу его затянуть.
Ремень надевается снизу вверх. То есть сначала на зубчатый шкив коленчатого вала устанавливаются зубья ремня, затем накидываются на насос, затем наматываются за ролики и только потом вставляются на шкив распределительного вала.
После установки ремень натягивается. Для этого в специальные отверстия во внешней обойме натяжного ролика устанавливают специальный гаечный ключ или круглогубцы, после чего его поворачивают по часовой стрелке до совмещения выемки на этой обойме с прямоугольной выемкой на внутренней втулке.
Удерживая ролик в таком положении, затягивается болт его крепления.
Закончив затяжку, устанавливаем нижнюю защитную крышку, шайбу и ведущий шкив генератора на место. Далее проверяем правильность работы.
Для этого сначала проверяем совпадение всех отметок, затем проворачиваем коленвал на несколько оборотов, после чего снова совмещаем все отметки. Если они сходятся, работа по замене произведена правильно и можно продолжить сборку. Здесь отметим, что на любых отметках допускается небольшое отклонение, но не более пары миллиметров.
При проверке совпадения меток на 16-клапанном двигателе необходимо уделять этому действию больше внимания, так как распредвалов два, и несовпадение меток на одном из них может привести к значительным перебоям в работе двигатель.
И только после такой проверки все идет дальше: устанавливается привод генератора, верхняя защитная крышка, проводка датчика положения коленвала.
Взаимозаменяемость деталей
При замене важно использовать комплектующие, предназначенные только для установки на двигатели Лада Грант.
Но стоит помнить, что такие же силовые установки используются и на других моделях ВАЗ, например, на Приоре. Также при одинаковом ремне натяжные ролики двигателей Гранта и Приора разные и не взаимозаменяемы.
На Гранте этот элемент имеет больший диаметр, но пластиковая рабочая поверхность уже, чем на Приорессе.
Можно конечно установить валик приора, слегка обрезав края пластика, а также подложив под него шайбу, так как толщина металлической части элемента Гранта больше.
Но из-за разницы в диаметре затянуть придется больше, что значительно сократит диапазон автоматической регулировки.
Поэтому, если вы планируете замену агрегата, необходимо заранее найти оригинальные запчасти, а продавцам, которые следят за тем, чтобы приводной элемент другой модели подошел, лучше не верить.
Напоследок отметим, что весь процесс замены ремня ГРМ на Лада Гранта не так уж и сложен и это под силу даже начинающему автомобилисту.
Главное — позаботиться о наличии всего необходимого и проводить работу медленно и аккуратно. Читайте также по каким причинам и на каких двигателях гнет клапан.