241 поделились 12.1k просмотров FacebookTwitterTelegram
Появление характерного металлического звука в передней части силовой установки автомобиля ВАЗ-2107 сигнализирует о проблемах с работой газораспределительного механизма.
Причина этого гула — провисание приводной цепи из-за сильного растяжения или слабого натяжения натяжителя.
И если сильное растяжение цепи можно устранить только путем ее замены, затяжка — это процедура, входящая в перечень работ по техническому обслуживанию и должна выполняться своевременно.
Но бывают и случаи, когда натяжение производилось недавно, цепь еще не исчерпала свой ресурс, и уже начал появляться звон.
Часто виноват механизм натяжения цепи.
Содержание
Особенности натяжного механизма и возможные его неисправности
Натяжитель — приводной элемент, обеспечивающий некоторое натяжение цепи ГРМ.
«Родное» устройство этой машины — плунжер. То есть в конструкции этого элемента присутствует подпружиненный толкатель, который за счет давления пружины обеспечивает необходимое натяжение.
Этот элемент работает так: пружина выталкивает поршень из корпуса, опирается на башмак и толкает его до тех пор, пока поршень не сломает сопротивление цепи, при этом податливость подбирается им мощной пружиной натяжителя, цепь натянута.
Но конструкция у него такова, что после отбора пробы цепи плунжер фиксируется трещоткой.
Однако со временем цепь все больше натягивается и требуется ее дополнительное натяжение, для чего необходимо снять крепление гайкой поршня с глухой гайкой, чтобы пружина снова сделала выбор.
Одним из основных недостатков такого натяжителя является возможность попадания мусора между плунжером и корпусом, вызывая его заклинивание.
Иногда удается устранить застревание легким постукиванием по корпусу, но не всегда. Повреждение корпуса всегда приводит к необходимости его замены.
Периодически производить замеры люфта цепи не всегда удобно, поэтому вместо штатного натяжителя можно установить автоматический самозаборник.
К тому же конструкция такого натяжного механизма очень проста и возможность его запирания практически исключена.
Автоматический натяжитель, конструкция, принцип работы
В автоматическом механизме используется храповой механизм, который, в свою очередь, определяет провисание цепи при ее растяжении.
Этот элемент состоит из корпуса, в котором установлена подпружиненная храповая защелка.
Внутри корпуса находится пружина и шток натяжителя с зубчатым сектором.
Зубцы сектора небольшие, имеют шаг 1 мм и наклонены в определенную сторону.
Автоматический натяжитель работает так.
Когда цепь уходит, пружина толкает стержень, и он, воздействуя на ползун, делает выбор.
Но собачка храпового механизма не возвращает стержень, который становится одним из его концов между зубьями сектора.
При растяжении цепи стержень выдвигается и собачка, подпрыгивая на зубах, не дает ей уйти назад. Таким образом, натяжитель всегда поддерживает натяжение цепи.
Если обнаруживается, что штатный натяжитель перестал выполнять свои функции из-за повреждения или заклинивания, которые не удалось устранить постукиванием по корпусу, его необходимо заменить.
Эту операцию можно разделить на частичную, при которой заменяется только поврежденный элемент, и полную, при которой также заменяется башмак.
Необходимый инструмент
Рассмотрим, как делается частичная замена.
Это просто, поскольку держатель натяжителя расположен снаружи двигателя, прямо над насосом.
Необходимые вам инструменты:
- Ключи вилочные (на 10 и 13);
- Новый предмет;
- Пороки кузнеца.
Снятие механизма
Автомобиль устанавливается на ровную поверхность и обездвиживается ручным тормозом.
Для частичной замены натяжителя ничего снимать с двигателя не требуется. Достаточно открутить две крепежные гайки этого элемента и снять его.
Снимаем осторожно, чтобы не повредить прокладку под ним.
Но если это было выполнено с новым натяжителем, нет необходимости следить за сохранностью старого.
Установка нового элемента
Перед установкой нового натяжителя, если он плунжерный, его необходимо «нагружать». Согласно этой концепции, перед установкой в корпусе требуется полный плунжерный клапан.
Для этого новый элемент зажимают в тисках, но так, чтобы они не навредили корпусу.
Затем гаечным ключом на 13 ослабьте глухую гайку, при этом плунжер выйдет из корпуса под действием пружины.
Впоследствии натяжитель снимается с тисков. Затем, удерживая рукой за фиксирующие ушки, нужно поставить поршень на твердую поверхность и надавить на него, чтобы он вошел в корпус.
Удерживая его в этом положении, затяните накидную гайку, чтобы зафиксировать поршень.
После «нагруженного» натяжной механизм был установлен на место и закреплен двумя гайками.
Заглушку необходимо ослабить снова, чтобы натяжитель зафиксировался и взял образец, после чего будет слышен щелчок, указывающий на то, что поршень вышел и взял образец.
Особенности замены башмака натяжителя
Если произвести полную замену вместе с обувью, операция значительно усложняется.
Вся последовательность работ по снятию обуви описана здесь.
Короче говоря, помимо снятия натяжителя, вам также необходимо будет разобрать ведущие шкивы в передней части двигателя, крышку трансмиссии, звездочки распределительного вала и вспомогательный вал.
Только после этого можно будет снять башмак для замены.
Большинство автомобилей ВАЗ-2107 оснащалось карбюраторной топливной системой.
Но уже последние модели оснащались инжектором. Хотя последовательность замены натяжителя цепи ГРМ от этого не меняется.
Установка автоматического натяжителя
Если вы решили заменить штатный натяжитель на автоматический, последовательность снятия не отличается от описанной.
Но автоматический натяжитель нужно установить правильно.
Он уже поступил в продажу со штоком, полностью втянутым в корпус, и фиксируется в этом положении чекой.
Этот элемент управления расположен на внешнем конце элемента.
Перед снятием стержня крепления натяжитель необходимо установить на автомобиль и закрепить гайками.
И только после этого пассатижами снимается стопорный штифт, после чего пружина вытолкнет шток и собачка не отпустит его обратно.
Осталось только вкрутить болт в отверстие в торцевой части, предотвращающее выпадение пружины. Этот болт должен поставляться с натяжителем.
На этом работы по замене штатного натяжителя на автоматический завершаются.
В целом операция по замене натяжителя цепи ГРМ, будь он штатным или автоматическим, не составит труда, если поменять только сам элемент натяжителя.
Кстати, работа на впрыске ВАЗ 2107 идентична.