69 поделились 3,4 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
Основное место на приборной панели среди информационных индикаторов обычно отводится спидометру, в который входит и одометр.
Их основное предназначение — отображение скорости движения и пройденного расстояния. Раньше спидометр был аналоговым и имел механический трос от коробки передач.
Но после внедрения электронных систем управления центральной была пересмотрена и конструкция спидометра. Например, возьмем автомобиль ВАЗ-2114.
В этом автомобиле есть электронный спидометр, и хотя стрелка, указывающая скорость на приборной панели, остается, она движется уже не от вращения, полученного по тросу, а от импульсов специального датчика, включенного в конструкцию.
А одометр из механического устройства превратился в числа, отображаемые на дисплее бортового компьютера. То есть теперь работа этих информационных датчиков зависит от датчика, в технической документации он называется датчиком скорости (ДС).
Содержание
Назначение
Сразу отметим, что в задачу этого датчика входит несколько функций.
он предназначен:
- На основании показаний этого датчика электронный блок корректирует и устанавливает оптимальную скорость для различных режимов движения;
- Отправить электронный сигнал на спидометр, установленный на приборной панели, в результате чего можно будет проверить скорость движения и пройденное расстояние;
- Сигналы датчика влияют на работу датчика холостого хода.
Особенности работы
А теперь давайте узнаем, как все это работает. DS получает данные, как и в случае с механической трансмиссией, от коробки передач, точнее от вращения одного из ее валов.
Кроме того, на ВАЗ-2114 для работы датчика необходимо обеспечить ему вращение. Для этого предусмотрена зубчатая передача, представляющая собой шток с шестерней, входящий в зацепление с шестерней вала шестерни.
Раньше к этой штанге подсоединялся трос трансмиссии, который переходил в салон к спидометру.
В ВАЗ-2114 отпала необходимость в кабеле, а на штангу ставится датчик с тремя тросиками для подключения проводки.
Этот тип DS — язычка более распространен на этой модели, хотя со временем этот тип был заменен датчиком, работа которого основана на эффекте Холла, который уже является бесконтактным, то есть не имеет привода.
Что касается датчика, у которого есть привод, то установлено, что на каждый километр пути датчик скорости передает определенное количество импульсов. Принимая во внимание это значение, ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля и пройденное расстояние.
все просто, чем короче временной интервал, в течение которого от ЦС пришло необходимое количество импульсов, тем выше скорость. Также рассчитывается пройденное расстояние.
Признаки неисправности
Датчик скорости на ВАЗ 2114 и 2115 средний по надежности, поэтому часто выходит из строя.
Первым и основным признаком его неисправности является стрелка, указывающая на «0» на спидометре при движении или сжатие, когда двигатель работает, но сам автомобиль обездвижен.
А поскольку показания ДС участвуют в настройке рабочих параметров электронным блоком, еще есть ряд признаков неисправности:
- Снижены тяговые и динамические характеристики автомобиля;
- Повышенный расход топлива;
- Сделайте так, чтобы минимальная скорость растения колебалась до полной остановки;
- Двигатель останавливается при включении нейтральной скорости во время движения.
Но поскольку такие симптомы могут вызвать проблемы в работе других датчиков, больше необходимо ориентироваться на показания стрелки спидометра.
Кроме того, сканирование путевого компьютера на наличие ошибок может помочь убедиться в том, что датчик скорости не работает должным образом.
Среди списка кодов ошибок два зарезервированы для датчика скорости:
- P0503 — сигнал с датчика поступает с перебоями, с перебоями.
- P0500 — датчик не передает сигнал на ЭБУ;
Как выбрать новый элемент и где искать его на автомобиле
Сам датчик ремонту не подлежит, поэтому при возникновении проблем в его работе его просто заменяют.
Но отметим, что, поскольку на этой модели используются разные типы датчиков, для замены необходимо выбрать точно такой же, который установлен на автомобиле, поскольку разные типы не взаимозаменяемы.
лучше всего делать это по каталожному номеру (2111-3843010) или по маркировке, нанесенной на сам DS. Но для этого его предварительно нужно удалить.
Поскольку датчик приводится в действие трансмиссионной штангой, его расположение находится на коробке передач. Вы найдете его на верхней палубе коробки передач рядом с дифференциалом.
Вы также можете увидеть это сверху, посмотрев на коробку в области бачка тормозной жидкости.
Но добраться вручную из моторного отсека затруднительно, так как другие элементы будут мешать. И все же до него можно дотянуться, но только чтобы отсоединить микросхему от проводки.
Проверка
Если есть проблемы с датчиком скорости, в первую очередь необходимо проверить проводку на обрыв и окисление контактов.
Поскольку проводка ничем не защищена, перебои в работе ДС часто связаны с проводами. Если их осмотр показывает, что проводка в норме, необходимо провести диагностику самого датчика.
Проверить это мультиметром можно в режиме измерения напряжения. Для этого необязательно снимать его с автомобиля, а просто открутить колесо и включить 4-ю передачу.
На самом датчике три провода: боковые — это масса и «плюсовой» провод для подачи напряжения на элемент. А средний — импульс, через который сигналы отправляются на спидометр и ЭБУ.
Подключаем щупы мультиметра к заземляющей и импульсной клеммам. Затем просим помощника крутить руль и сами смотрим показания.
Если во время вращения значение напряжения «скачет» и чем выше скорость, тем чаще «скачки» происходят, значит, DS исправен и необходимо обеспечить целостность проводки.
Точно так же вы можете проверить работоспособность нового датчика после его установки.
Читайте также:
Признаки и причины неисправности ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки) на ВАЗ 2114, 2110, 2112, Калина, Нива Шевроле, Приора
Замена, проверка работоспособности
Для удобства доступа к ДС машину лучше загнать в яму или эстакаду, так как снизу к ней легче подъехать. Из инструментов вам понадобятся только ключи на 21 (22) и 10 плюс плоская отвертка.
Приходится откручивать DS против часовой стрелки. Поскольку корпус датчика сделан из пластика, его часто откручивают вручную, но может потребоваться немного ослабить крепление гаечным ключом 21 (22).
На место снятого наматываем новый ЦП, следя за тем, чтобы его штифт попал в отверстие в штоке актуатора.
Затягивать гаечным ключом не нужно, чтобы не порвать пластиковую резьбу, силы руки хватит.
Иногда проблемы с работой датчика связаны не конкретно с ним, а с агрегатом. Дело в том, что на некоторых моделях используется пластиковая шестерня трансмиссионной тяги, и часто ее зубья «залиты».
Поэтому при замене ДС не лишним будет проверить состояние агрегата. Для этого после снятия датчика отверните гайку крепления агрегата гаечным ключом на 10 мм и осторожно снимите ее, слегка поддев отверткой.
В этом случае важно следить за тем, чтобы амортизатор не выскочил и не попал в коробку.
Убедившись, что с приводом все в порядке, ставим все на место. Итак, давайте проверим, зацепляются ли шестерни.
Для этого выбегаем одно переднее колесо, включаем 4-ю скорость и просим помощника повернуть его и проверяем пальцем, вращается ли кик.
После проверки привода вкрутить DC и подключить проводку. Осталось только проверить, исчезли ли симптомы неисправности.
Для этого можно запустить двигатель и проследить за поведением стрелки спидометра и прислушаться, исчезли ли перебои на холостом ходу в работе силовой установки.
А потом идем на трассу и наблюдаем за поведением стрелки и двигателя во время движения.
А можно все проверить, измерив мультиметром напряжение на выводах.