Насос в автомобиле необходим для постоянной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. При неисправной помпе двигатель перегревается и быстро закипает. К счастью, помпа часто заранее предупреждает о своем «окончании» и водитель успевает отремонтировать или купить новую.
Конструктивно водяные насосы разных марок отечественных автомобилей схожи между собой: в крышке на двух шарикоподшипниках («Москвич») или двойном (ГАЗ, ВАЗ) закреплен вал, на котором смонтировано рабочее колесо с одной и другой стороны: ведущий шкив и вентилятор (на некоторых моделях). Между рабочим колесом и корпусом насоса находится сальник довольно «сложной» конструкции. Если он «протекает», антифриз или антифриз начинает течь в полость подшипника, проникает под уплотнительные кольца и сливает смазку. Подшипник насоса начинает дребезжать и со временем заедает. Правда, этот процесс довольно длительный и может растянуться на несколько тысяч километров.
Частичный ремонт водяной помпы
В «Москвиче» и «Волге» в полости между сальником и подшипником насоса внизу имеется специальное смотровое отверстие: если оно начинает течь, пора менять сальник. Однако можно еще какое-то время водить, заклеив «контроль». Кроме того, в помпе «Москвич», например, возможна замена только одного подшипника, обычно первым выходит из строя передний — он принимает основную нагрузку от натяжения приводного ремня. Это значительно дешевле, чем замена насосного агрегата. Кстати, самая частая причина «преждевременного выхода из строя» подшипника — слишком натянутый ремень. В «Жигулях» и «Волге» вал водяного насоса одновременно является внутренним кольцом сдвоенного подшипника, и его замена выльется в чуть больший размер.
Подробнее об уходе за системой жидкостного охлаждения современных двигателей см. В статье «Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя».