Коробка передач (коробка передач) — это механизм, преобразующий крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса коленчатым валом двигателя, по размеру и направлению. Именно с помощью коробки передач автомобиль может двигаться вперед и назад, а его двигатель отключается от ведущих колес.
Изменение тягового усилия и величины крутящего момента на ведущих колесах автомобиля происходит за счет зацепления шестерен с разным количеством зубьев в механизме коробки передач.
Кроме того, при переключении коробки передач в нейтральное положение двигатель автомобиля и сцепление «отсоединяются» от остальных приводных механизмов. Это может быть полезно, например, когда автомобиль движется накатом или при парковке на перекрестке в ожидании разрешающего светофора.
Виды коробок переключения передач
Редукторы бывают:
- Механическая (МКПП) — такие коробки имеют высокий КПД при минимальном весе. Обеспечивает более динамичный разгон автомобиля и снижает расход топлива.
- Автомат (АКПП) — эти коробки удобны в использовании, но при этом переключают передачи достаточно «вдумчиво» и значительно увеличивают расход топлива.
- Робототехника — это некий симбиоз механической и автоматической трансмиссий. На самом деле это механическая коробка передач с электронным управлением сцеплением, но этому типу трансмиссии не хватает четкости переключения на автоматическую коробку передач.
- Бесступенчатые (вариаторы) — отличается от всех вышеперечисленных типов редукторов отсутствием самих шестерен. То есть передаточное число внутри него меняется плавно, без скачков. Однако широкому применению вариаторов в автомобилях препятствует то, что в силу конструктивных особенностей в большинстве случаев ремень передачи крутящего момента не выдерживает высоких мощностей современных автомобильных двигателей.
Больше всего у автомобилистов возникает вопрос, какие коробки передач лучше — механические или автоматические? А чтобы понять, какой из «автоматов» предпочтительнее, прочтите статью «Что лучше робот, автомат или вариатор».