Верхняя мертвая точка

148 просмотров

Что такое CCT? Верхняя мертвая точка (далее ВМТ) — это положение поршня, в котором он находится как можно дальше от оси коленчатого вала. Поршень совершает поступательные движения в цилиндре вверх и вниз соответственно, крайние точки его пути принято называть мертвой, верхней ВМТ и нижней ВМТ.

Зачем нужна

Для чего нужна эта точка? Двигатель — это сложная система взаимодействующих элементов. Чтобы обеспечить точную последовательность работы каждой детали, они специально настраиваются на заводе. Для регулировки работа газораспределительной системы настраивается при сборке (или после ремонта) на ВМТ цилиндра.

Когда поршень первого цилиндра находится в ВМТ, его впускной и выпускной клапаны полностью закрыты, остается лишь небольшое пространство (для расширения) между клапаном и коромыслом. Остальные клапаны управляются таким же образом. Нахождение ВМТ поршней необходимо для регулировки двигателей после ремонта или по графику технического обслуживания.

Когда нужно искать ВМТ

Как и когда определяется ЕДТ? Возникает необходимость определения ВМТ поршня:

  • После замены цепи ГРМ (ремень;
  • Замена зубчатых шкивов или маховика (маховик по кругу);
  • При регулировке зазоров в клапанном механизме;
  • При регулировке фаз газораспределения (углы открытия и закрытия клапана);
  • Регулировка опережения зажигания; депозит; открытие регулирующих клапанов и золотников;
  • Обязательно требуется после ремонта двигателя, связанного со снятием элементов ГРМ (например, капитальный ремонт или замена головки);

Последствия нарушения регулировки

Последствия неправильной установки — нарушение фаз газораспределения, что приводит к неисправности двигателя. Если смещение велико, двигатель просто не запустится. При небольших отклонениях двигатель работает с перебоями, возникают вибрации, посторонние удары. Расход топлива увеличивается. При нажатии на педаль акселератора двигатель плохо реагирует.

Кроме того, увеличивается износ всех элементов ЦПГ, а столкновение поршня с клапаном (что возможно при большом перемещении) приводит к выходу последнего из строя. То есть неправильная регулировка может привести к повторному ремонту.

Как выставить ВМТ

Есть несколько способов правильно установить ВМТ. При любой регулировке начинают искать ВМТ, начиная с первого цилиндра. Для облегчения процесса нанесена маркировка на шкивах маховика и распределительного вала.

  • Так выглядит знак волана.

Верхняя мертвая точка

  • Вот следы распредвала.

Верхняя мертвая точка

Поворачивая коленчатый вал до совпадения этих отметок, автоматически получается ВМТ первого цилиндра.

Использование компрессометра

Датчик компрессии поможет вам определить ВМТ любого цилиндра. Это устройство недорогое и продается практически в каждом автомагазине, лучше резьбовой вариант, держать его не нужно. Имея это устройство, они ведут себя так:

  • откручиваем нужную нам крышку цилиндра и вместо нее устанавливаем компрессор;

Верхняя мертвая точка

  • повышение давления свидетельствует о начале такта сжатия (поршень поднялся);
  • медленно проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока давление не перестанет расти, это означает, что поршень достиг ВМТ;
  • при отсутствии манометра ВМТ можно определить, затянув отверстие в пробке пробкой, чтобы услышать шипение воздуха;
  • как только шипение прекращается, это означает, что поршень достиг ВМТ.

Итог

Определить ВМТ поршня может любой желающий по этой инструкции, по меткам или с помощью компрессора. Не забывайте о отметках при сборке двигателя после ремонта, иначе можно получить повторный ремонт и очень скоро.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв