Антифриз — жидкость, с которой знакомы все автовладельцы. Название в переводе с английского звучит как «не замерзает». Ведь в среднем жидкость выдерживает морозы до -38 ° С. Ее функция — защищать элементы автомобиля от перегрева, особенно двигатель. Но есть антифриз красный, зеленый, синий: в чем разница между ними, знают не все, а пока различия довольно существенные.
Содержание
Функция цвета
Собственно говоря, помимо основных видов антифриза есть еще желтый и фиолетовый. А традиционный красный может выглядеть малиновым, синий — синим, а зеленый — лаймовым. Могут быть смеси разных оттенков, например, сине-зеленый или красно-оранжевый антифриз. Каждый производитель волен изготавливать продукцию любого оттенка, поскольку нет строгих правил, предписывающих окрашивать разные составы определенным образом. Таким образом, добавление красителя в бесцветную от природы жидкость осуществляется для следующих целей:
- убедитесь, что утечки обнаруживаются быстро, так как яркую, а иногда и флуоресцентную жидкость легко обнаружить.
-
не допускать случайного смешения антифриза с водой, так как содержащиеся в нем токсичные компоненты могут привести к смертельному отравлению;
- отличать характеристики линии хладагента от других, выпускаемых тем же производителем;
На рынке можно встретить разноцветные антифризы, но они менее востребованы, так как до сих пор существует негласное правило покраски, и часто автомобилисты не хотят рисковать, покупая жидкость нетрадиционного цвета.
Однако все антифризы выполняют одни и те же функции, то есть защищают двигатель от перегрева, а двигатель, шланги и шланги от коррозии и повреждений. Это позволяет безопасно использовать машину в летнюю жару и зимний мороз.
Главный компонент
Все виды антифризов содержат двухатомные спирты. Чаще всего это этиленгликоль, но в последнее время производители начали переходить на пропиленгликоль как на менее активное, токсичное, более современное и экологически чистое вещество. Оба спирта имеют высокие температуры кипения почти до 200 ° C, но уже замерзают при -11 ° C .
Преодолеть этот недостаток помогает дистиллированная вода в составе, сочетание которой дает обычный показатель -38 °, а в некоторых соотношениях даже -65 ° С. Этого достаточно для нормальной эксплуатации автомобиля в любом регионе России.
Нельзя заливать обычную воду для охлаждения системы. Он закипает уже при 100 ° C, а замерзает при 0 ° C, в результате чего резиновые элементы ломаются и ломаются.
Назначение присадок
Помимо спиртов и воды, антифриз содержит 20% добавок, в зависимости от того, какой из производителей окрашивает свою продукцию в определенные цвета. Основная функция присадок — защита деталей автомобиля от агрессивного воздействия спиртовой составляющей. Если просто влить в двигатель смесь двухатомного спирта и воды, результат может быть плачевным: все металлические элементы начнут ржаветь, а резиновые шланги полностью проржаветь.
Конечно, блок двигателя и радиаторы разрушатся не сразу, но первые поломки начнутся через несколько месяцев, поэтому на антифризе экономить не стоит. Но разные типы охлаждающих жидкостей добавляют свои присадки. Они отличаются ценой, способностью нейтрализовать активность спиртов и наделяют определенными свойствами.
Первое поколение
Антифриз российского производства, изготовленный по советским методикам, называется антифризом. Обычно она синего цвета и выдерживает температуру -30… — 40 ° C. Но есть и улучшенная версия, которая отлично работает при -50 ° C и выдерживает -65 ° C. Обычно его окрашивают в красный цвет.
Антифриз содержит традиционные добавки:
- нитриты.
- силикаты;
- бораты;
- фосфаты;
Эти неорганические вещества образуют на поверхности элементов автомобиля защитную пленку, не позволяющую трубам, шлангам и радиатору контактировать с агрессивной средой. Впервые изобретенный состав антифриза оказался прорывом в технологии машиностроения, но сейчас он уже сильно устарел и имеет серьезные недостатки:
- температура кипения от 110 ° C до 115 ° C .
- срок полезного использования не более 2, не более 3 лет;
Срок службы нужно тщательно соблюдать, иначе присадки перестанут работать, а элементы машины испортятся.
Состав и характеристики антифриза настолько плохи, что его нельзя использовать в иномарках, так как их двигатели могут со временем выходить из строя из-за активности жидкости или вообще не запускаться после первого использования. К тому же на импортные автомобили часто устанавливают высокотемпературные двигатели, работающие при 110 ° С, и антифриз в таких условиях просто закипит.
Усовершенствование органикой
Небольшая добавка к добавкам неорганической карбоновой кислоты делает антифриз более совершенным. Смесь под кодовым названием G11 обволакивает элементы двигателя надежной пленкой и успешно борется с коррозией. Это неоспоримые достоинства жидкости, но она также не лишена недостатков:
- замену нужно проводить каждые 2-3 года.
- отвод тепла затруднен из-за образовавшейся пленки;
- длительное использование может привести к образованию налета на поверхности элементов системы охлаждения, что создает угрозу засорения мелких каналов;
Традиционно смесь этого состава бывает зеленой, но некоторые производители делают ее желтой или синей.
Иногда на упаковке написано G11 + или G11 ++, но все усовершенствование такого антифриза заключается в увеличении объема карбоновой кислоты в составе, но на самом деле это остается та же жидкость, не без дефектов и слишком близкая по характеристикам антифриза, имеющего невысокое качество.
Использование карбоновой кислоты
В антифризе необходимы органические компоненты: они образуют очень тонкую пленку толщиной всего 1 микрон, что обеспечивает лучшую теплопередачу и предотвращает проливание, которое забивает важные детали автомобиля. Как и предыдущие типы, они хорошо противостоят ржавчине, но, в отличие от антифриза или G11, служат около 5 лет.
Этот антифриз называется G12 и имеет красный цвет. В качестве органического вещества он использует карбоновую кислоту, но, в отличие от зеленого антифриза, красный содержит ее в гораздо большем объеме. К сожалению, несмотря на все достоинства, G12 не лишен существенных недостатков:
- кПД сильно различается для деталей из разных металлов: для меди и латуни он высокий, а для алюминия недостаточный.
- успешно борясь с уже образовавшейся ржавчиной, не может обеспечить предохранение системы охлаждения от образования новых очагов коррозии;
И зеленый, и красный антифриз имеют варианты с одним или двумя плюсами (G12 +, G12 ++). По аналогии это означает, что количество кислоты в композиции увеличивается за счет уменьшения количества неорганических добавок.
Антифриз G13 также доступен на рынке. Обычно он имеет пурпурный цвет и содержит пропиленгликоль в качестве основного вещества, а также силикаты и карбоновую кислоту в качестве добавок.
Выбор антифриза
Таким образом, получается, что ни одна охлаждающая жидкость не лишена недостатков. При выборе необходимо опираться на марку автомобиля и рекомендации производителя. Если указано, что для конкретной машины нужен только красный антифриз, не следует заливать в него синий или зеленый. Производитель знает характеристики производимого продукта, температуру, при которой работает двигатель, металлы, используемые для создания системы охлаждения, и предложит лучший вариант для увеличения времени работы автомобиля.
Если совета нет, придется выбирать жидкость самостоятельно. Лучше не экономить и не покупать антифриз, чтобы потом не пришлось ремонтировать машину. И чтобы определиться между оставшимися видами, необходимо помнить, что красный антифриз отличается от зеленого не только количеством карбоновой кислоты, но и способностью более эффективно защищать некоторые металлы, из которых сделаны детали. Если в составе больше меди или латуни, лучше брать красный, если алюминий зеленый.
Но выбирая антифриз на полке магазина, не стоит ориентироваться только на цвет. Производители часто намеренно окрашивают свою продукцию в оттенки красного, чтобы у покупателя, не ознакомившегося с составом, сложилось впечатление, что в составе присутствует крупный органический компонент.
Также вы можете случайно взять красный антифриз вместо G12 и ненароком залить его себе в машину. Некоторые марки двигателей, особенно японского производства, имеют встроенные анализаторы состава и плотности наполняемой жидкости, поэтому машина не будет работать с продуктом, не подходящим по ее характеристикам.
Лучшие производители
Несколько компаний зарекомендовали себя как лучшие поставщики антифризов. Среди них российские и зарубежные производители. По отзывам потребителей востребована продукция следующих компаний:
-
«Тосол-Синтез» — один из немногих российских производителей автохимии, которому доверяют автомобилисты.
- Обнинскоргсинтез — пока еще довольно молодая российская компания, производящая высококачественные масла и антифризы.
- Liqui Moly — немецкая компания, которая продает свою продукцию в 120 странах мира.
- Motul — французская компания с 165-летней историей, которая производит биоразлагаемые материалы.
Вы можете выбрать продукцию этих производителей или других известных компаний.
Главное, чтобы машина работала исправно и не доставляла неудобств. Иногда выбор жидкости настолько сложен, что смешиваются разные марки. Но для этого есть правила.
Смешивание разных видов
Существует заблуждение, что можно сочетать только жидкости одного цвета, но это не совсем так. В первую очередь нужно посмотреть на состав продукта. Он может быть полностью идентичным даже для двух разных марок, при этом оттенки будут разными. И при этом в двух антифризах одного цвета может использоваться один и тот же краситель, но совершенно разные компоненты.
Поэтому красный и зеленый антифриз тоже можно смешивать, если разница между ними только в цвете. Но при объединении жидкостей с разным составом смесь портится. Когда он загустевает и выпадает в осадок, он повреждает компоненты двигателя и может безвозвратно разрушить его.
Произвольное изменение цвета
Незначительная, но все же важная функция антифриза — это очистка деталей. Из-за этого через некоторое время эксплуатации охлаждающая жидкость меняется: мутнеет, теряет яркость, темнеет. Это абсолютно нормальный процесс, важно вовремя его изменить, не допуская истечения его продолжительности.
Но если он далек от плановой замены антифриза и стал очень густым и почти коричневым, то проблема в машине. Такой темный цвет указывает на наличие большого количества ржавчины, и с этим нужно бороться.
Другой причиной могло быть случайное смешивание двух жидкостей разного состава. Это происходит, когда автовладелец решает сменить тип антифриза, например, перейти с неорганических компонентов на органические. По правилам необходимо сначала полностью слить предыдущую версию, а уже потом компилировать новую. Но даже при соблюдении этого условия в системе остается небольшой процент от предыдущего вида, который может вступить в реакцию с новым. Поэтому дренажа иногда бывает недостаточно, необходимо полностью промыть всю систему.
Третья причина изменения цвета антифриза — его низкое качество, при котором цвет может измениться не только во время работы, но и просто, когда жидкость находится в бутылке. Лучше не использовать такой продукт, чтобы избежать нагрузки на системы автомобиля и возможных повреждений. Зная все тонкости выбора, можно смело покупать охлаждающую жидкость для своего автомобиля и быть уверенным, что ее система охлаждения надежно защищена.