Способы повышения октанового числа бензина

164 просмотров

98 публикаций 4,9 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram

Глядя на рост стоимости топлива на заправках, у многих автомобилистов возникает безумная идея повысить октановое число бензина. Почему бы нет?

Конечно, на практике эта работа ложится на «плечи» нефтеперерабатывающих заводов, у которых есть очень сложные методы такой трансформации. Но иногда задача настолько оригинальна для сил рядового автолюбителя.

В чем суть

Для начала разберемся, что это за индикатор и зачем его собственно улучшать.

Таким образом, октановое число характеризует детонационные свойства бензина, то есть его способность воспламеняться в нужный момент и с требуемым качеством.

Это основной показатель, которому уделяется особое внимание. Например, если октановый индекс бензина АИ-95, это говорит о его детонации 95% (как изооктан) и 5% (как гептан).

В первый момент после очистки бензин имеет минимальное октановое число 70. Позже, используя различные методы и добавки, этот показатель можно увеличить до желаемого уровня.

Определение октанового числа проводится на специальном стенде (часто он выглядит как специальный двигатель для испытаний). Тест проводится с различными нагрузками — малыми и средними.

Способы повышения октанового числа бензина

Но в последнее время стали появляться специальные устройства, упрощающие проверку.

Способы повышения октанового числа бензина

Параметры топлива, использованного в эксперименте, сравниваются со стандартными рецептурами изооктана и гептана. Впоследствии бензину присваивается собственный «номер».

Кстати, каждое органическое соединение имеет свой уровень сопротивления детонации.

Например, метан имеет октановое число 107,5; пропан — 105,7; бензол — 113; бутан — 93,6; Бензин первой перегонки — около 58, каталитического крекинга — около 80-85 и каталитического риформинга — 83-97.

Зачем изменять параметр октана?

Бензин с низким октановым числом может воспламениться намного раньше, чем необходимо. В этом случае снижается мощность двигателя, появляется процесс детонации, хорошо известный многим автомобилистам.

Кроме того, использование низкооктанового бензина приводит к детонации двигателя, сокращая срок службы целой группы его основных элементов: седел, клапанов, свечей зажигания и так далее. Если злоупотреблять некачественным топливом, капремонт двигателя нужно будет провести гораздо раньше, чем предполагалось.

Итак, чтобы улучшить качество бензина и значительно улучшить его характеристики, все же необходимо повышать октановое число.

Как это сделано? Каковы характеристики каждого из методов? Об этом мы и поговорим подробнее.

Основные методы

Сегодня существует несколько основных способов повышения октанового числа.

Каталитический крекинг.

Процесс, который можно реализовать только на нефтеперерабатывающем заводе. Этот метод включает нагревание масла на катализаторе до температуры чуть выше 500 градусов Цельсия.

Способы повышения октанового числа бензина

При нагревании молярная масса в алканах уменьшается, что позволяет получить на выходе два элемента: ароматические углероды и алкены.

В итоге бензин с октановым числом 91-92. Недостатком этого топлива является высокая концентрация ароматических углеводов. Следовательно, при длительном хранении топлива октановое число может снизиться.

Каталитическая реформа.

Здесь топливо, полученное после прямой перегонки, нагревается до 500-520 градусов Цельсия. При этом катализатор (рений, оксид алюминия с платиной и другими металлами) находится под давлением около 35 атмосфер. На завершающем этапе получается 95-й бензин. КПД около 75%.

Способы повышения октанового числа бензина

Как и в первом случае, этот вид работ проводится только в особых условиях на заводе.

Третичный метилбутиловый эфир.

это одна из самых популярных присадок, повышающих октановое число топлива. Его характеристики: бесцветный, легко воспламеняющийся, низкая токсичность, сильный запах и высокое октановое число.

достаточно добавить в бензин около 15% этого эфира (от общего объема топлива), чтобы повысить октановое число на 8-12 пунктов.

Чаще всего этот метод используется для увеличения «октанового числа». Но у него есть недостаток: полученный таким образом бензин в солнечную погоду испаряется намного быстрее из-за его более высокой летучести.

Алкогольные добавки (на основе этилового или метилового спирта).

Также используется для улучшения качества топлива. Например, добавив в бензин АИ-92 1/10 этилового спирта, можно сделать его 95 °. При этом на автомобиле значительно снижается токсичность выхлопных газов.

Способы повышения октанового числа бензина

Но у этого метода есть ряд недостатков.

Отсюда проявляется способность спирта впитывать влагу, что требует от автомобилиста дополнительных мер по «сливу» бензина.

Кроме того, существует высокий риск перегрузки топливной системы.

Кстати, если не предпринять никаких мер, в топливе появляется вода и это увеличение расхода, неполное сгорание топливной смеси, высокий риск замерзания бензина в системе и другие проблемы. Следовательно, вам придется удалить воду из бензина.

Тетраэтил свинца.

Одна из самых качественных добавок, активно применяемая с 1921 года.

1/20 этого вещества достаточно, чтобы поднять октановое число на 15-18 позиций.

Тетраэтилсвинец используется в сочетании со специальными «поглотителями», которые удаляют оксид свинца, образующийся при сгорании присадки.

Сегодня этот метод запрещен из-за опасных паров свинца и их негативного воздействия на организм человека. Пары очень токсичны.

Способы повышения октанового числа бензина

Кроме того, такое топливо нельзя использовать в автомобилях с каталитическими нейтрализаторами (оборудование выходит из строя через несколько часов работы).

Влияние добавок

Конечно, высокооктановое топливо — большой плюс для двигателя. Последний работает более стабильно, увеличивает мощность, снижает расход топлива и так далее.

Поэтому постепенно выводятся из обращения устаревшие и малоэффективные виды топлива АИ-76 и АИ-80. Но и здесь есть риски.

Если вы заправляете свой автомобиль бензином с высоким «кустарным» октановым числом, вы можете столкнуться с рядом проблем, начиная с обычной замены свечей зажигания и заканчивая капитальным ремонтом двигателя.

Способы повышения октанового числа бензина

Прочие добавки.

Способы повышения октанового числа бензина

Рыночные предложения.

Способы повышения октанового числа бензина

Выводы

Следовательно, можно увеличить октановое число и есть много способов. Но помните, что делать такое «искусство» в домашних условиях крайне опасно.

лучше, когда такие работы проводят профессионалы и только в специально оборудованных помещениях.

Что касается использования различных присадок, то двигатель на них не очень положительно реагирует — помните об этом.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв