270 публикаций13,5 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Система вентиляции картера — это комплекс узлов и деталей, задача которых направлена на снижение уровня вредных выбросов, защиту моторного масла и металлических элементов двигателя.
Из статьи вы узнаете, для чего нужен СРОГ (система рециркуляции выхлопных газов), где она устанавливается, конструкция, виды, принцип работы, достоинства и недостатки, способы ремонта и восстановления, как правильно отключить EGR, возможные последствия варенья.
В нем также обсуждаются симптомы неисправности цепи рециркуляции выхлопных газов, коды неисправностей, регистрируемые электронным блоком двигателя (ЭБУ).
Эта информация будет полезна любому автовладельцу.
Содержание
Что такое система вентиляции картера двигателя, назначение, принцип работы
Прежде чем углубиться в тему, разберем нюансы вентиляции картера и ее назначения.
Система SROG или EGR (рециркуляция выхлопных газов) работает по принципу перенаправления части выхлопных газов из выхлопного канала во впускной коллектор.
Эта схема позволяет:
- добавление продуктов жизнедеятельности во впускной тракт для некоторого ограничения уровня кислорода, тем самым снижая скорость сгорания топливной смеси (TC);
- снизить уровень выбросов в окружающую атмосферу на процентное содержание оксидов азота (NOx), так как это вредное соединение образуется только при очень высоких температурах (около 1370 ºC и выше).
- удалить выхлопные газы, попавшие в картер двигателя, вызывающие разрушение металла, ухудшающие свойства масла и отрицательно влияющие на другие элементы силового агрегата.
- для понижения температуры воспламенения автомобиля в цилиндрах ДВС.
Система имеет простую конструкцию и состоит из маслоотделителя, клапана и вентиляционной мембраны, а также воздуховодов, по которым удаляются лишние газы.
Надежность и ресурс двигателя, а также частота замены моторного масла во многом зависят от своевременности его работы.
Говоря простым языком, подача выхлопных газов (выхлопных газов) регулируется через специальный перепускной клапан и чем выше частота вращения двигателя, тем меньше они попадают во впускной коллектор.
На бензиновых двигателях система рециркуляции работает при малых и средних нагрузках, на дизельных двигателях — на холостом ходу (XX) и постепенно отключается по мере увеличения скорости. При максимальной нагрузке USR всегда отключен, поэтому он не ограничивает мощность ДВС, и никак не сказывается отрицательно на динамике разгона.
Немного из истории развития СРОГ
Первая система снижения выбросов NOx этого типа была зарегистрирована в 1940 году, а в конце 1950-х годов были проведены эксперименты по ее использованию на стальных двигателях внутреннего сгорания с принудительным зажиганием.
Первые SROG были очень простыми и плохо управляемыми; работал по принципу инжектора между впускной и выпускной секциями. В результате возникли трудности с запуском двигателя внутреннего сгорания, двигатель работал примерно в двадцатом веке, производительность снизилась, потреблялось больше топлива.
В 1972-1973 годах был разработан механический (пневматический) клапан системы рециркуляции ОГ, управляемый вакуумом, создаваемым в коллекторе, и для подачи выхлопных газов на впуск он начинал открываться только при определенных условиях.
Эта система впервые была использована в Северной Америке и Европе в бензиновых двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков, затем стала применяться в дизельных двигателях и просуществовала до конца 1980-х годов.
Постепенно USR становился более совершенным, поскольку производители автомобилей приобретали опыт в этом вопросе, и со временем для повышения эффективности рециркуляции было добавлено охлаждение, а ЭБУ стал отвечать за точность его открытия / закрытия в нужный момент.
Несмотря на то, что SROG появился на дизельных двигателях в 1970-х годах, широкое распространение он получил только в начале 2000-х годов. После 2010 года функциональность системы EGR на бензиновых двигателях внутреннего сгорания была расширена и использовалась не только для снижения NOx, но и для экономить топливо.
Откуда берутся картерные газы
На первый взгляд, цилиндро-поршневой агрегат автомобиля (далее ЦПГ) — надежный и продуманный узел, в котором нет места недостаткам.
На практике здесь есть недостатки, вынуждающие проектировщиков предоставлять дополнительные системы. Следовательно, между элементами узла цилиндр-поршень имеются зазоры для обеспечения работоспособности и уменьшения трения.
Несмотря на минимальное расстояние между основанием цилиндров и кольцами, часть выхлопных газов улетучивается и попадает в картер. Затем они смешиваются с парами масла и образуются пары картера.
Если бы в двигателе не было вентиляции, постоянный поток паров вызвал бы выдавливание сальников коленчатого вала или выскакивание масляного щупа с последующим выпуском смазки.
Еще один отрицательный момент — попадание частиц несгоревшей топливной смеси с выхлопными газами. Если ничего не делать, образуется опасная смесь. Он скапливается в поддоне двигателя, и его необходимо удалить.
В противном случае масло быстро забивается ненужными элементами, ухудшаются рабочие свойства, увеличивается окисление, снижаются ресурсы двигателя и т.д.
Обратите внимание, что эта особенность характерна для всех бензиновых двигателей, так как поршневая система работает под огромным давлением. При этом все виды масла (даже самые дорогие) подвержены загрязнению).
Система вентиляции картера избавляет от последствий и своевременно удаляет лишние газы.
Конструкция и схема системы
Выше мы поняли, что цель системы вентиляции — снижение опасного воздействия газов и их своевременное удаление.
Это обеспечивается специальной конструкцией системы, которая состоит из следующих элементов:
- маслоотделитель — исключает попадание смазочной жидкости в камеру сгорания и снижает риск образования сажи;
- клапан вентиляции картера и его мембрана — регулируют давление во впускном коллекторе, открываются при возникновении определенного разрежения.
В целом работа системы основана на разнице давлений во впускном коллекторе. Затем отводимый поток очищается с помощью маслоотделителя.
Постройка на примере автомобиля ВАЗ 2111.
Где расположена?
В верхней части картера установлен маслоотделитель, объединяющий два типа устройств: центробежный и лабиринтный. Газы поднимаются и проходят через них, затем останавливаются перед клапаном, расположенным во впускном коллекторе.
При появлении необходимого вакуума мембрана поддается скопившимся газам.
Типы (виды)
Систему вентиляции картера условно делят на следующие типы: открытую (эжекционную) и закрытую (принудительную).
В первом случае выхлопные газы идут прямо из картера в атмосферу, а во втором — через клапан и маслоотделитель.
Наиболее распространен второй тип (PCV), но для лучшего понимания давайте рассмотрим каждый из них.
Открытый тип
Открытая система вентиляции была популярна на старых автомобилях, выпущенных в прошлом веке и уже снятых с производства. Несмотря на остановку производства, многие из этих автомобилей все еще можно встретить на дорогах страны, поэтому необходимо понимать принципы ремонта и обслуживания.
Особенность в том, что смешанные с парами масла газы выбрасываются прямо в атмосферу без дополнительной очистки. Этот метод комплектации прост в использовании и требует минимальных производственных затрат.
Главный недостаток — выброс в окружающую среду большого количества загрязняющих веществ, что недопустимо на современном этапе развития автомобильной промышленности.
Слабым местом системы является то, что она имеет низкий КПД при движении на малых скоростях и вообще бесполезна на холостом ходу. Причина в низком давлении пара, которого недостаточно, чтобы вытеснить излишки пара.
Кроме того, из-за разницы температур в двигателе и атмосфере может втягиваться загрязненный воздух, что приводит к снижению ресурсов двигателя. Мусор, попадающий в двигатель, повреждает CPG, что приводит к снижению компрессии и увеличению расхода смазочного материала.
Постройка на примере ВАЗ 2101, 2102.
Закрытый тип (PVC)
В новых машинах установлена закрытая, то есть принудительная вентиляция. Главная особенность — наличие клапана PCV, через который удаляются лишние пары.
В зависимости от компании, разработавшей автомобиль, принципы построения системы вентиляции могут меняться, но суть всегда одна: отвод лишних газов из картера.
Основными элементами, независимо от конструктивных характеристик, являются вентиль, соединительные патрубки и маслоотделитель.
Характеристики газоотвода тоже не отличаются. Как только во впускном коллекторе возникает разрежение, на клапане PCV нарастает давление, что приводит к его открытию.
Кроме того, поток загрязненных паров устраняется из масла за счет создания центробежной силы и осаждения лишних элементов на поверхности. Более подробно на принципе действия мы остановимся ниже.
Клапан: назначение, где находится
Клапан PCV является основным элементом закрытой системы вентиляции картера. Его функция — регулировать давление газа, открывая переход к впускному коллектору и поддерживая вакуум на безопасном уровне.
На холостом ходу и торможении двигателем разрешающая способность коллектора достигает максимальных значений. В этом случае дроссельная заслонка приоткрыта или полностью закрыта.
Объем картерных газов невелик, поэтому им хватит имеющегося хода с небольшим сечением. В этих условиях клапан PCV втягивается, и дверь закрывается.
Как только водитель нажимает на педаль акселератора, ситуация меняется. Большой объем выхлопных газов сбрасывается в картер, затем клапан полностью открывается и обеспечивает выход для избыточных отложений.
Читайте также:
Ошибка p0420 / p0430, причины и способы устранения для Ford Focus, Nissan, Toyota, Solaris, Kia, Skoda и других автомобилей
Когда возникает обратная вспышка, когда газы сгорания пытаются проникнуть через клапан PCV из-за увеличения давления, а не из-за вакуума, ситуация иная. Доступ полностью закрыт для предотвращения возгорания масла и топлива.
Для тех, кто не знает. Возгорание: воспламенение топливной смеси в цилиндре, но из-за того, что впускной клапан не закрывается, горящая смесь проникает во впускной коллектор.
Обычно клапан рециркуляции находится в моторном отсеке рядом с двигателем, но точное расположение может незначительно отличаться в зависимости от конкретной модели автомобиля, типа двигателя внутреннего сгорания.
В некоторых случаях при разборке клапана ЕГР у автовладельца могут возникнуть определенные трудности, так на Toyota Corolla E150 с дизелем 1.4 1ND-TV сложно дотянуться до одного из двух болтов этой группы и если для удобства разборки, желаете снять радиатор рециркуляции, рекомендуется частично слить охлаждающую жидкость.
На автомобиле Opel Astra H с бензиновым двигателем 1.6 Twinport искомый прибор находится за головкой блока и не подключен к системе охлаждения, но здесь для доступа к его креплениям необходимо снять аккумулятор вместе с платформу внизу отодвиньте расширительный бачок в сторону.
Клапан рециркуляции ОГ на Ford Focus 2 1.8L также установлен на торце ГБЦ, он спрятан под проводами. Чтобы добраться туда необходимо разобрать корпус воздушного фильтра со шлангом, а так как СРОГ в этой версии охлаждаемый, антифриз желательно слить.
На седане Nissan Almera Classic QG16DE найти желаемое устройство совсем не проблема; он расположен на клапанной крышке двигателя рядом с маслозаливной горловиной.
На Шевроле Лачетти с 16-клапанным силовым агрегатом в задней части головки блока установлено устройство восстановления оксида азота, которое легко разбирается, но для его отсоединения предварительно необходимо снять верхнюю декоративную крышку двигателя.
На дизеле Рено Меган-2 1.5DCI искомый прибор ЕГР находится в более труднодоступном месте, он находится в подкапотном пространстве, ближайшем к водителю и переднему пассажиру, под панелью стеклоочистителя почти по центру. Для его разборки необходимо снять воздуховоды, открутить три болта самого клапана, отсоединить два патрубка охлаждения СРОГ (предварительно слить антифриз).
После открытия устройства и выпуска избыточных газов клапан PCV закрывается, и система возвращается в исходное состояние. В переходном режиме (в момент нажатия на газ) клапан всегда закрыт, что гарантирует лучшую динамику автомобиля.
Мембрана клапана: назначение, где находится
В современных двигателях, как правило, используется диафрагменный клапан PCV. Конструктивно устройство состоит из корпуса и двух фитингов. Один используется для хранения, а второй — для удаления лишних сбережений. Также предусмотрены диафрагма (мембрана), крышка и возвратная пружина.
Пока двигатель не работает, клапан закрывается пружиной за счет диафрагмы. При появлении вакуума диафрагма постепенно преодолевает сопротивление пружины, за счет чего часть газов направляется в коллектор.
Когда газ нажимается, мембрана полностью открывает доступ, и избыточные пары проходят во впускной коллектор.
Другими словами, мембрана находится в клапане PCV и является одним из его основных элементов. Благодаря его действию происходит перекрытие и полное или частичное открытие выпускного отверстия.
При повреждении диафрагмы в цилиндрах появляется лишний газ, из-за чего ЭБУ дает команду увеличить объем подаваемого топлива.
При работе на ХХ сильно ощущается истощение смеси, что приводит к перебоям в работе двигателя.
Маслоотделитель: назначение, принцип работы
Маслоотделитель — устройство, предназначенное для отсечения паров масла, выходящих из картера. Это необходимо для защиты впускного коллектора от засорения моторным маслом.
Кроме того, масло, попадающее в цилиндры при работе, может иметь негативные последствия для двигателя: нарушается качество горючей смеси, ухудшается динамика, снижается ресурс двигателя и так далее
Есть два типа маслоотделителей:
- Тангенциальный (центробежный). Имеет цилиндрическую или коническую форму. На входе и выходе есть кабели, на которые вставляются патрубки. Сверху вставляется трубка от картера, а снизу пары, не содержащие масла, направляются к клапану PCV. Оказавшись внутри устройства, газы закручиваются по спирали. Из-за создания центробежной силы частицы масла оседают на стенках и возвращаются в картер двигателя внутреннего сгорания.
- Лабиринт. Этот тип маслоотделителя часто называют пустышкой. Его особенность — замедлять движение газов, из-за чего частицы масла остаются на стенках под своим весом.
Следует отметить, что маслоотделители комбинированного типа используются в современных двигателях. Сначала устанавливается устройство, работающее по центробежному принципу. С его помощью происходит первичное очищение и увеличение скорости газов.
Затем пары попадают в лабиринтный маслоотделитель (демпфер), где процесс очистки завершается и газы незаметно направляются на выход.
Как работает система
Выше мы уже коснулись принципа вентиляции, поэтому опишем процесс максимально кратко.
Алгоритм следующий:
- Во время работы ДВС газы проходят между частями ЦПГ.
- Внутри образуется разрежение, за счет которого открывается клапан PCV.
- Пары выхлопных газов, смешанные с масляными элементами, проходят через маслоотделитель.
- Чистый поток проходит через мембрану и снова попадает в камеру сгорания, где полностью истощается.
Благодаря такому циклу исключается негативное влияние газа на двигатель, его скопление внутри картера и дальнейшие негативные последствия.
Схема работы представлена ниже.
Преимущества и недостатки
SROG в основном предназначен для снижения уровня NOx и борьбы с вредными выбросами CO2, автомобиль оборудован каталитическими нейтрализаторами (катализаторами) и сажевыми фильтрами.
Казалось бы, оксиды азота не так сильно загрязняют окружающую атмосферу, как диоксид углерода, но использование всех этих мер в сочетании для улучшения окружающей среды дает наиболее ощутимый эффект.
Кроме того, современная система рециркуляции выхлопных газов имеет и другие преимущества:
- при его использовании из-за снижения уровня кислорода во впускном тракте (он частично вытесняется выхлопными газами) снижается температура горения топливной смеси, а значит, снижается риск детонации;
- улучшенная экономия топлива за счет снижения перепада давления на входе / выходе;
- на дизельных двигателях давление снижается при сгорании смеси в цилиндрах, а двигатель внутреннего сгорания в ХХ веке работает более плавно, износ деталей двигателя немного замедляется.
- при запуске холодного двигателя автомобиль дополнительно нагревается выхлопными газами, меньше времени тратится на нагрев (особенно актуально для дизельных двигателей);
Проще говоря, система способствует:
- снижение процента вредных выбросов;
- предотвращение многих неисправностей;
- защита картера от попадания внутрь пыли и прочего мусора.
- снижение окислительных процессов внутри двигателя;
- сокращение отходов моторного масла;
- снизить риск протечек через сальники и прокладки;
- повысить устойчивость к детонации;
- увеличить ресурс силового агрегата;
- поддержание стабильных оборотов двигателя во время прогрева;
Но система и, в частности, клапан рециркуляции отработавших газов также имеют свои недостатки, так как доступность системы рециркуляции по времени ограничена, и после определенного количества пройденных километров требуется ее техническое обслуживание и ремонт.
Основные недостатки этого узла:
- впускной тракт и клапан со временем забиваются сажей, детали нужно периодически чистить;
- система требовательна к качеству топлива.
- в случае неисправности двигателя объем газов настолько велик, что единственный выход — ремонт.
- появление нагара на дроссельной заслонке, что приводит к частой ее чистке https://autotopik.ru/remont/1374-kak-pochistit-drosselnuyu-zaslonku.html.
- запчасти в большинстве своем дорогие, а для некоторых машин шокируют любой ценой;
Когда клапан рециркуляции ОГ покрывается сажей, он перестает нормально работать. Чтобы исправить ситуацию, некоторые автовладельцы стараются провести ремонт своими силами, но это не всегда получается, так как современные автомобили представляют собой технически сложные устройства, особенно модели последних нескольких лет выпуска.
Несмотря на ряд недостатков, система вентиляции картера — лучшее решение для защиты двигателя и его узлов. Задача автовладельца — правильно и в срок отремонтировать.
Основные неисправности и их признаки
Со временем внутренние части SROG забиваются отложениями сажи, и если узел поршня двигателя не полностью обслуживается, во впускном тракте образуются приготовленные черные комочки.
Весь этот кокс сужает каналы, затрудняет прохождение топливной смеси, шток клапана EGR начинает заклинивать, он может даже замерзнуть в открытом или закрытом положении.
Наиболее опасными элементами являются маслоотделитель, клапан PCV и его мембрана.
Проблемы вентиляции специалисты АЗС условно делят на две категории:
- Неисправность.
- Загрязнение.
Бывают ситуации с естественным износом агрегатов ЦПГ. В результате в картер попадает большой объем газа, и система вентиляции не справляется с нагрузкой.
Концентрация масла, сажи и других загрязнений забивает трубы и шланги, повреждая диафрагму.
В этом случае неисправность можно определить по следующим признакам:
- Затруднения при откручивании пробки заливного отверстия, через которое сливается масло. Ее буквально тянет к телу. Если снять его при работающем двигателе, вы услышите заметные перебои.
- Колебания оборотов двигателя на холостом ходу.
- Появление свиста в области клапанной крышки.
- Незначительное увеличение расхода масла. В среднем это 200-500 мл на 1000 км.
- Следы масла возле сальников и стыка клапанной крышки двигателя.
- Появление смазочной пленки в воздушном фильтре.
- Появление «ржавых» следов на свечах зажигания и нагара в камере сгорания.
- Трудность холодного пуска. Это возможно при низких температурах и медленном движении в пробках. В результате во впускном коллекторе происходит постепенное отложение паров масла. Это загрязняет свечи зажигания и камеру сгорания.
- На комбинации приборов загорается символ проверки двигателя.
- Дым от двигателя.
- Происходит детонация.
- Ухудшение динамики.
- Из выхлопной трубы выходит черный дым https://autotopik.ru/remont/927-chernyy-dym-iz-vyhlopnoy-truby.html.
- Выдавите сальники коленчатого вала или щуп, чтобы проверить уровень масла.
- Снижение эффективности вакуумного усилителя тормозов и т.д.
В большинстве случаев неисправность не приводит к включению сигнальной лампы неисправности двигателя. Для его выявления необходимо провести тщательную проверку.
Срок службы системы рециркуляции сокращается из-за заправки топливом низкого качества, использования некачественного моторного масла и изношенного поршневого узла двигателя внутреннего сгорания.
Если в странах Западной Европы ресурс EGR в среднем составляет 150 тыс. Км, то в России — 70 тыс. Км, а иногда и не достигает 50 тыс. Км. Опытные водители рекомендуют проводить периодическое профилактическое обслуживание СРОГ не реже одного раза в год, разумеется, при условии, что машина используется постоянно и не стоит в гараже.
Также стоит отметить, что ЕГР быстрее забивается при частом подогреве, непродолжительных поездках.
И еще: при заклинивании клапана в закрытом положении появляется детонация, нарушается момент зажигания (впрыск на дизеле), но это не так критично.
Еще хуже, если стержень EGR замерзает, оставляя канал рециркуляции открытым или полуоткрытым, потому что тогда выхлопные газы продолжают постоянно поступать на впуск даже при высокой нагрузке, что крайне негативно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания схема.
Последствия
Если ничего не делать, повреждение системы вентиляции может привести к негативным последствиям.
Как правило, они проявляются следующим образом:
- Из-за неучтенных утечек воздуха следует сдуть законченное топливо. В результате ЭБУ дает команду на увеличение времени впрыска. Результат — плохая тяга на низких оборотах и их «плавание» при отпускании педали акселератора.
- Пропуски зажигания, которые нельзя исправить заменой свечей зажигания и катушки зажигания.
- Создание сильного вакуума под клапанной крышкой, что отрицательно сказывается на состоянии системы смазки и уплотнений.
Ко всему этому можно добавить признаки неисправности, о которых говорилось выше: увеличение «прожорливости» двигателя, появление течи масла и так далее
Комплекс проблем может быть огромным, поэтому задача автовладельца — своевременно принять меры.
Причины
Как правило, причиной сбоев вентиляции картера является ухудшение проводимости или разгерметизация.
Бывают и другие ситуации:
- Вентиляционный клапан сломан или заблокирован.
- Грязные вентиляционные отверстия дроссельной заслонки или карбюратора.
- Износ КПГ.
- Поврежденные или грязные трубы.
- Нарушение целостности мембраны.
Выше перечислены основные причины, по которым система вентиляции картера не выдерживает нагрузки. О последствиях этой ситуации мы уже упоминали выше.
Как проверить клапан вентиляции картерных газов, коды ошибок
Водителю иногда бывает сложно определить признаки неисправности клапана USR самостоятельно без профессионального диагностического оборудования, но при определенных обстоятельствах это можно сделать и без привлечения специалистов.
Проверить клапан вентиляции картера можно несколькими способами. Это можно сделать при включенном или выключенном двигателе, со снятием или без снятия.
Визуальный контроль
Самый простой способ — осмотреть устройство. Появление протечек и запотевания масла в местах крепления сальников свидетельствует о необходимости проверки системы вентиляции.
На запущенном моторе
Второй метод позволяет проверить работоспособность при работающем двигателе.
Выполните следующие шаги:
- Откройте крышку маслозаливной горловины.
- Запустите двигатель и положите ладонь на разъем.
При повышении давления возникают проблемы в работе системы. Так, в случае клина клапана PCV из отверстия виден синий дым, также есть шипение или ладонь притягивается к отверстию.
Аналогичный эффект возникает при извлечении щупа из отверстия для проверки уровня масла.
Сделайте еще одну проверку:
- запускать;
- при увеличении скорости он должен вернуться в исходное положение;
- закройте отверстие на ХХ и понаблюдайте за поведением стержня (должен появиться характерный хрип).
- если двигатель работает на холостом ходу, шток может войти внутрь;
- газ и посмотреть поведение клапана PCV;
Проверка на снятом клапане
Другой вариант — разобрать сборку и попробовать взорвать в обе стороны. Если изделие в хорошем состоянии, воздух должен течь только в одном направлении, а не в другом. Допускается только небольшое проникновение.
Существует также ряд других методов управления, которые напрямую связаны с клапаном PCV.
Сделайте следующее:
- встряхните прибор — внутри должна быть слышна стихия;
- втяните воздух со стороны фитинга, чтобы закрыть клапан (это не всегда так).
Проверка на крышке
Обычный метод проверки — крышка маслозаливной горловины. По результатам проверки можно делать выводы о работоспособности системы.
Крышка откручивается и просто лежит сверху. Запустите двигатель и понаблюдайте за его поведением:
- прыгать и летать — нормальная работа системы;
- засосало — проблемы с впускным коллектором;
- летит тяжело — кольца упали.
При снятии крышки:
- слегка прилипает — норма;
- слабое всасывание и синий дым — разрыв;
- чрезмерное всасывание — нарушение герметичности клапана.
Если эскизы торчат из отверстия, это говорит о необходимости капремонта.
С помощью шарика
Выньте масляный щуп, чтобы проверить уровень масла, и закрепите баллон на выходе изолентой. В качестве альтернативы можно положить его на заливное отверстие, но существует опасность всасывания продукта.
Теперь запустите двигатель и посмотрите на мяч:
- немного надулся и перестал — норма;
- в течение пяти минут не поднимается и не набухает сильно — засорение системы.
Применение трубки
При работающем двигателе пережмите шланг, который подходит к клапану. Если при нажатии появляется щелчок, устройство работает нормально.
С применением прибора
Другой вариант — измерить давление манометром. Оптимальный показатель должен быть на уровне 60 мм рт. Изобразительное искусство. При выборе модели учитывается мощность двигателя и диаметр отверстия.
В автомобиле с системой вентиляции необходимо выбросить сапун и надеть заглушку на канал внутри впускного коллектора. Двигатель должен работать с оптимальной нагрузкой и скоростью.
Другие методы:
- если в поле зрения присутствует привод клапана, не снимая самого узла, необходимо запустить двигатель, прибавить обороты дросселем и наблюдать, движется ли шток при изменении нагрузки и насколько плавно (рывков быть не должно);
- если на панели приборов загорается индикатор «Check Engine», выполните самодиагностику электронной системы по лампочке, затем определите ошибку с помощью двоичного кода в таблице (легко найти в Интернете;
- диагностировать электронику с помощью недорогого сканера OBD, подключив его по беспроводной сети к смартфону, а программу для многих моделей автомобилей можно скачать с Play Market.
- снимите ЕГР, используйте для его питания кабели и аккумулятор — под напряжением электромагнит должен сработать (будет слышен щелчок) и шток на исправном клапане при этом будет двигаться;
Но здесь следует отметить, что такие методы не гарантируют точности определения неисправности, и визуально сложно понять, насколько четко EGR реагирует на изменение оборотов двигателя.
Если при подаче напряжения от АКБ клапан срабатывает, еще не факт, что он также будет работать четко, будучи включенным в электрическую схему автомобиля.
Кодированные ошибки, обнаруженные при сканировании электронной системы управления двигателем, помогают диагносту выяснить, в каком направлении искать неисправности в системе.
Если есть проблемы в SROG, диагностика обычно определяет следующие коды:
- P0400 — неисправность каналов ЕГР (отсутствие потоков выхлопных газов);
- P0403 — неисправности в электрической цепи;
- Р1408 — расход ЕГР превысил лимиты поверки.
- P1405 — неисправность сигнала обратной связи;
- P0401 — ограниченный поток выхлопных газов;
- P1403 — ошибка самого клапана рециркуляции ОГ;
- P0404 — технические характеристики клапана EGR не соответствуют заданным параметрам;
- P0402 — Чрезмерный расход выхлопных газов;
Автомобили, выпущенные до 2000 года, в основном оснащались системами рециркуляции воздуха, и ими было достаточно легко управлять.
В современных автомобилях с технически сложным блоком управления двигателем иногда даже некоторым специалистам не удается определить причину засветки Check Engine Light, несмотря на наличие кодов неисправностей, поэтому автовладельцы часто предпочитают не ремонтировать систему ЕГР, а выключить ее в во избежание лишних хлопот.
Чистка вентиляции картерных газов
Для чистки клапана рециркуляции ОГ в первую очередь нужно заранее подготовить инструмент для его снятия и моющие средства, обычно для этого используются очистители карбюратора и инжектора во флаконах с дозатором.
Для начала визуально осмотрите элементы на предмет утечек или масляных отложений. Даже если явного загрязнения нет, проведите работы по очистке и проверьте работу вентиляции.
Если негативные факторы не исчезнут, вам потребуется очистить шток клапана.
Для работы подготовьте инструмент:
- Ядро. Применяется для изучения каналов на предмет появления загрязнений на стенах.
- Щеточная машина. Полезно для удаления примесей. Как вариант, вы можете использовать ручной инструмент.
- Гибкая планка. Незаменим для уборки в труднодоступных местах.
- Перфорация канала. Полезно для удаления блоков. Если нет специального инструмента, подойдет кирпич.
- Инструмент (гаечные ключи, отвертка, плоскогубцы и т.д.)
Кроме того, алгоритм действий следующий (типичный для многих современных автомобилей):
- Обесточьте автомобиль, выбросив клеммы аккумулятора в целях безопасности.
- Снимите воздухозаборный шланг.
- Снимите крышку дроссельной заслонки.
- Отсоедините провода от форсунок и выведите их в сторону вместе с разъемами.
- Снимите болты, держатель масляного щупа и крепеж, удерживающий впускной коллектор.
- Снимите трубку масляного щупа с двигателя.
- Снимите крышку аппарели (поднимите).
- Снимите топливопровод с рейки.
- Ослабьте фиксирующий зажим трубы на корпусе дроссельной заслонки и выбросьте его.
- Ослабьте хомут крепления патрубка клапана ХХ, соединенного с корпусом воздушного фильтра.
- Выбросьте разъем клапана холостого хода и снимите трос дроссельной заслонки.
- Уменьшите усилие зажима хомута вентиляционного шланга картера и вытащите шланг из штуцера крышки клапана.
- Выкрутите и снимите четыре болта крепления впускного коллектора.
- Слегка ослабьте пять болтов крепления впускного коллектора.
- Снимите коллектор с рейкой и форсунками.
- Ослабьте или отодвиньте вентиляционные трубы картера от маслоотделителя.
- Открутите пару болтов и выбросьте маслоотделитель из двигателя.
- Снимите остальные патрубки с вентиляционной системы.
Далее осмотрите все предметы, промойте их и удалите жир. Обязательно проверьте состояние деталей на предмет необходимости их замены.
Если вы обнаружите, что дроссель кокс, снимите его и промойте. Замените уплотнительные кольца маслоотделителя и смажьте уплотнения перед установкой всех компонентов.
Другие особенности работы:
- грубые абразивные материалы и металлические предметы (наждачная бумага, железные щетки, ножи, скребки и т д.) нельзя использовать для очистки загрязненных частей агрегата);
- его желательно очищать в несколько этапов, каждый раз удаляя уже израсходованные загрязнения;
- если болт крепления клапана застрял, не прилагайте чрезмерных усилий для его откручивания. Лучше всего сначала обработать его WD-40 или другим подобным средством, чтобы «пропитать» соединение».
- необходимо избегать загрязнения электрических частей и контактов устройства;
- после нанесения средства на поверхность нужно немного подождать, а затем смыть темноту, можно использовать мягкую щетку, например, старую зубную щетку;
Когда скопление грязи на клапане слишком велико, логично предположить, что в таком же количестве кокс осел во впускном коллекторе. В этом случае необходимо очистить всю всасывающую секцию, только так можно гарантировать работу системы рециркуляции в нормальном рабочем режиме.
Теперь приступим к сбору в обратном порядке.
Общий алгоритм:
- Заменить маслоотделитель и затянуть болты моментом 2,0 кгс * м.
- Установите трубы на штуцеры маслоотделителя, замените хомуты и затяните их.
- Заменить прокладку впускного коллектора (при необходимости). Для этого открутите пять болтов, замените их и поставьте на место.
- Провести вентиляционную трубу между 2-м и 3-м воздуховодом коллектора.
- Установите впускной коллектор на болты крепления и затяните их с моментом 2,0 кгс * м.
- Заменить топливную систему. Раздвинуть первую ступень с усилием 1,0 кгс * м, а вторую повернуть на 75 градусов.
- Установите болт крепления каретки.
- Заменить трубку масляного щупа.
- Вытяните все шланги и наденьте шланг на дроссельную заслонку.
- Затяните зажимы и убедитесь, что они надежно закреплены.
- Установите на место все разъемы форсунок.
- Убедитесь, что сборка правильная.
Помните, что инструкции по снятию, чистке и замене могут отличаться в зависимости от модели автомобиля.
Время очистки зависит от двигателя. В среднем рекомендуется делать это один раз в полгода, а при частом использовании — раз в четыре месяца. Контроль состояния каждые 10 000 км или во время регулировки клапана.
Также можно действовать с симптомами загрязнения (об этом мы говорили выше).
Замена клапана вентиляции картерных газов
Если очистка USR не удалась, и вы уверены, что сам клапан вышел из строя, его следует заменить.
Нижняя прокладка считается одноразовым и подлежит замене.
Выделяется несколько симптомов, указывающих на необходимость замены вентиляционного клапана.
Базовый:
- появление свистка в моторном отсеке;
- увеличить объем масла в интеркулере;
- темно-серый дым на ХХ из выхлопной трубы.
- появление следов масла на «колодцах» свечей и в области горловины для заливки масла;
- плавание XX;
- снижение давления наддува;
Мы подробно описали тестовую проблему и симптомы неисправности выше, поэтому сразу перейдем к принципам замены.
Порядок действий здесь может незначительно отличаться в зависимости от модели автомобиля, но принцип общий.
Как правило, снятие и установка клапана рециркуляции отработавших газов — несложный ремонт, при наличии необходимых инструментов это сделать легко и не займет много времени.
особенно легко такие работы проводить на автомобилях до 2005-2007 гг., Оборудованных пневматикой типа СРОГ.
Рассмотрим, как поменять такой клапан на примере Опель Астра Н с дизелем 1.7 CDTI:
- откройте капот и найдите нужное устройство, оно находится между аккумулятором и головной частью блока;
- сзади ЕГР находится разъем с питанием, эту микросхему необходимо вытащить;
- разбираем клапан и прокладку под ним, очищаем седло, устанавливаем новые детали, следующую сборку производим в обратном порядке.
- откручиваем четыре болта, которые держат саму группу;
- берем торцевой ключ на 12, с его помощью откручиваем два болта воздуховода, немного сдвигаем патрубок;
В качестве другого примера приведем процесс замены на BMW X5:
- Полностью снимите воздушный фильтр.
- Отсоедините расходомер воздуха.
- Снимите шторку ДИК, чтобы она не мешала.
- Откручиваем и снимаем воздуховод.
- Откручиваем и снимаем вторую секцию воздуховода.
- Выбросьте тормозной вакуумный шланг.
- Откручиваем дроссельную заслонку (крепится четырьмя болтами). Также выбросьте разъемы датчика, чтобы они не мешали.
- Устраняем дефлектор и откручиваем пару саморезов, удерживающих вентиль.
- Снимите вентиляционное отверстие (потяните трубку вверх).
- Разберите коллектор, чтобы снять выпускную трубу (иначе не сможете ползти).
- Вытащите клапан.
- Установите новое устройство и поставьте все на место.
Прежде чем приступить к работе, учтите следующие моменты:
- область вокруг клапана PCV необходимо очистить сжатым воздухом;
- проверить разобранный элемент, очистить и продуть;
- частота замены должна быть не менее 100 000 км.
- откручиваем вентиль против часовой стрелки;
Подготовьте детали перед заменой. В частности, рекомендуется заменить впускной коллектор и прокладки дроссельной заслонки. Вам также понадобится новый клапан VKG. При правильном подходе на всю работу уходит не более двух часов.
Если SROG интегрирован с жидкостным охладителем, рекомендуется частично слить антифриз (все необязательно), даже если в любом случае потеря жидкости не будет слишком большой.
также необходимо учитывать, что не все прокладки под клапаном имеют симметричную конфигурацию, и здесь важно правильно установить его на место, чтобы не перепутать боковые стороны.
Замена мембраны клапана: признаки выхода из строя, инструкция
Неисправность диафрагмы клапана PCV может проявляться по-разному.
Выделим основные из них:
- колебания ХХ при работе в холодном состоянии (первые 7-10 секунд);
- свисток клапанной крышки;
- уменьшение мощности внизу.
- появление небольших колебаний перед нагревом;
Общий алгоритм действий следующий:
- Снимаем клапанную крышку.
- Снимите воздушный клапан картера (под крышкой).
- Вытащите мембрану и установите новую. Предварительно обработайте сиденье герметиком.
- Верните ранее снятые детали в обратном порядке.
- Перед запуском двигателя дайте системе отдохнуть несколько часов.
После замены нерегулярная работа ДВС должна исчезнуть, а проверка пробкой на маслозаливном отверстии покажет правильную работу устройства.
Отключение системы рециркуляции и клапана EGR
Приглушение клапана EGR — горячая тема среди автомобилистов, так как при покрытии впускного тракта копотью и коксом SROG перестает нормально работать, в результате чего возникают различные проблемы с двигателем.
К тому же ремонт и обслуживание системы рециркуляции выхлопных газов (SROG), в которую входит клапан EGR, очень трудоемки, иногда довольно дорого, поэтому всегда остается вопрос: можно ли исключить эту функцию.
И многие автовладельцы отключают эту систему, заглушив обводной канал, подающий выхлопные газы на впуск, но эта мера не всегда помогает справиться с поставленной задачей.
Дело в том, что на современных автомобилях последних нескольких лет выпуска рециркуляция выхлопных газов не только контролируется ЭБУ, но и тонко регулируется электроникой по многим параметрам, связанным в единое целое с катализатором или фильтром античастиц.
Поэтому здесь только при установке механической свечи теряется угол зажигания (впрыска), увеличивается расход топлива, увеличивается детонация, перегревается двигатель и так далее.
В таких случаях необходимо переписать программу блока управления, проследить, чтобы ECM вообще не мог обнаружить EGR, тогда ошибки с кодами типа P0400 не появятся и проблемы с двигателем исчезнут.
Если СРОГ в хорошем состоянии, удалять его нет смысла, независимо от типа системы рециркуляции.
Автовладельцы нередко устраняют неисправности ДВС на клапане рециркуляции отработавших газов, ведь именно моторное масло выдавлено во впуск из-за неисправного поршневого узла вместе с сажей, которая образует такие большие скопления.
Подавление рециркуляции отработавших газов задерживает «смерть» двигателя за счет устранения потока горных работ во впускном коллекторе, но полностью не решает проблему.
Установка механической заглушки
вывести регулирующий канал из работы механически довольно просто, обычно под клапан ЕГР устанавливается прокладка без отверстия, часто она может полностью амортизировать все каналы. Своими руками ее часто вырезают из паронита, этот материал хорошо держит температуру, достаточно эластичный.
Готовые заглушки, устанавливаемые на место клапана рециркуляции ОГ, даже производятся некоторыми фирмами. Например, есть такая деталь как CE13005 для двигателей Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos и Lacetti, цена одного «устройства» в среднем от 300 до 600 рублей.
Целесообразность отключения ЕГР
Было оставлено много положительных отзывов о преимуществах отключения EGR в сети, но не стоит в это верить безоговорочно и прежде чем вы решите установить колпачок клапана рециркуляции, необходимо вникнуть в тему.
В каких случаях чаще всего оправдано глушение СРОГ:
- машина далеко не новая, в эксплуатации 8-10 лет и более;
- нет возможности регулярно заниматься обслуживанием СРОГ;
- бюджет не рассчитан на покупку дорогих запчастей.
- ЭБУ не особо сложен и в выключенном состоянии не нужно долго «колдовать» с сажевыми фильтрами и катализаторами;
Автомобили последних лет выпуска с меньшей вероятностью будут вызывать проблемы с точки зрения чрезмерных отложений сажи, но больше жалоб на дизельные автомобили, поскольку SROG быстро забивается сажей из-за низкого качества дизельного топлива на российских заправках.
Перед тем, как заблокировать ЕГР на «свежую» машину, желательно выяснить;
- есть официальная прошивка для этой же модели автомобиля с идентичным двигателем в более простом варианте, рассчитанная на работу ТС без системы рециркуляции (обычно Евро-2);
- командир дает гарантию, что переделает блок управления;
- сил и ресурсов будет достаточно, если что-то пойдет не так и придется сбросить EGR в сочетании с сажевым фильтром (катализатором).
Если нет 100% хорошей прошивки ЭБУ, уже проверенной на практике, экспериментировать здесь явно не стоит. Не все специалисты будут стремиться устранять последствия «кривого» перепрограммирования, к тому же такая работа может стоить очень дорого.
наивно думать, что производители автомобилей потратили впустую много энергии, денег и времени на разработку сомнительной системы, которая существенно не снижает количество вредных выбросов оксида азота в окружающую атмосферу и больше не приносит никакой пользы. Модели автомобилей, произведенные за последние пять лет, оснащены сложной электроникой, которая позволяет максимально использовать все ресурсы двигателя, обеспечивает максимальную экономию топлива и более быстрый прогрев двигателя.
Дисбаланс в ДВС таких автомобилей нужно как-то обосновать, а если сажа в большом количестве попадает во впускной коллектор, нужно сначала понять, почему это происходит. Вполне вероятно, что причиной этой проблемы стал «умирающий» двигатель, поэтому следует сначала запустить диагностику, а затем принять решение об отключении системы рециркуляции отработавших газов.
На старых моделях автомобилей все намного проще, здесь установка крышки клапана рециркуляции избавляет автовладельца от лишних головных болей, автовладелец, как говорится, «идет по пути наименьшего сопротивления, с минимальными затратами».
Но если не поленитесь, можно найти время на профилактическую чистку СРОГ, это поможет продлить срок эксплуатации ЕГР. А еще неплохо было бы понять, что различные самостоятельные модификации двигательных систем могут негативно повлиять на экологию окружающей атмосферы, даже если в России об этом мало кто задумывается.
Как поступить лучше всего: выключить СРОГ или отремонтировать агрегат, решать сам автовладелец, так как у каждого метода есть свои плюсы и минусы.
Что ж, преимущества системы вентиляции картера трудно переоценить. Благодаря его действию из картера выводятся излишки выхлопных газов, что негативно сказывается на составе масла и сокращает срок службы двигателя.
Основная задача автовладельца — проверять работу клапана PCV, периодически чистить систему и менять вышедшие из строя элементы. Если у вас есть необходимые инструменты и опыт, вы можете сделать эту работу в гараже.
Нашли ошибку? Напишите в комментариях.