Проверка ДТОЖ или как избежать сбоев в работе двигателя

188 просмотров

198 публикаций9,9 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — работа, направленная на определение работоспособности агрегата и его способности реагировать на изменение температурного режима.

Для выполнения работ можно поступить двумя способами: сразу разобрать устройство или сначала проверить его, не снимая.

При выборе первого варианта понадобится обычный ключ необходимого размера (как правило, на «19»), а на некоторых иномарках — одна головка на 20, 21 или 22.

Сначала убедитесь, что на ДТОЖ подается напряжение 5 В (от 5 до 12 на некоторых моделях). Если подходит, можно переходить к остальной части проверки.

Ниже мы подробно рассмотрим все методы диагностики, причины выхода из строя датчика, особенности его расположения и другие особенности на примере автомобилей ВАЗ с 8 и 16 клапанами, Калина, Газель, 2115, 2114, Рено Логан, Лада Приоресс и Шевроле Нива. Описанные ниже методы также подходят для большинства других марок автомобилей.

Устройство и принцип работы

Датчик температуры — резистор (термистор), реагирующий на температуру антифриза в системе охлаждения двигателя. Информация о сопротивлении этого элемента передается в ЭБУ, который решает изменить настройки в работе двигателя.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Полученная информация используется ЭБУ для определения ступеней регулятора ХХ (холостой ход) для оптимальной регулировки необходимого объема топливной смеси.

Особенность ДТОЖа в том, что на морозе его сопротивление увеличивается, а при нагревании наоборот уменьшается.

Так, при достижении 130 градусов Цельсия параметр сопротивления составляет 70 Ом, а при минус 40 градусах — 100,7 кОм.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Термистор управляется путем подачи на него напряжения +5 В.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Потенциал проходит через классический резистор с постоянным сопротивлением (R).

Уровень нагрева антифриза рассчитывается по факту падения напряжения на ДТОЖ с переменным R (Ом). В этом случае на холодном двигателе перепад будет большим, а на прогретом — низким.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Где находится

Чтобы проверить ДТОЖ, нужно знать его местонахождение. Обратите внимание, что положение датчика может варьироваться в зависимости от марки / модели машины.

Чаще всего термистор устанавливается между головкой блока цилиндров и термостатом или на выходе охлаждающей жидкости.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Но на некоторых автомобилях он устанавливается на шланг радиатора.

Внешне устройство выглядит как небольшой резьбовой элемент, с помощью которого ДТОЖ вкручивается в специальное отверстие. В этом случае сам регулирующий элемент находится в антифризе и контролирует его температуру.

В некоторых автомобилях, например, БМВ е39 может быть два ДТОЖ. Один управляет подогревом антифриза и установлен на выходе из двигателя, а второй уже за радиатором. Для снятия понадобится ключ на 22.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Такой тип установки позволяет контролировать температурный режим в разных помещениях и тем самым действовать быстрее.

Учтите, что два датчика устанавливаются на мощных / дорогих автомобилях, где температурный параметр имеет первостепенное значение.

В этом случае соответствующие программы необходимо предоставить на почте. Более подробную информацию можно найти в инструкции к автомобилю.

Функционально датчик очень надежен и в редких случаях выходит из строя. Чаще всего отображает ложную информацию. Иногда возможны и другие повреждения, например, истирание проводов или плохое качество контакта.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Что касается особенностей расположения ДТОЖ на разных моделях, то на этом вопросе мы остановимся ниже.

Признаки неисправности

Чтобы принять меры по контролю датчика температуры охлаждающей жидкости, необходимо своевременно выявить проблемы в этом агрегате.

Но стоит учесть, что рассмотренные ниже признаки могут указывать на другие неисправности силового агрегата.

Поэтому для получения точного результата может потребоваться дополнительная диагностика.

также важно понимать, какое участие ДТОЖ принимает в работе двигателя:

  1. Он информирует водителя в режиме реального времени о температуре охлаждающей жидкости.
  2. При достижении двигателем порогового значения температуры ЭБУ, получив информацию от датчика охлаждающей жидкости, включает вентилятор принудительного охлаждения, как правило, это около 100 ° C.
  3. Он участвует в процессе увеличения холостого хода за счет обогащения топливовоздушной смеси при холодном двигателе.
  4. При движении автомобиля ЭБУ формирует общую информацию о работе всех систем на основе данных, полученных с датчиков, и на основе этих данных формирует правильную топливно-воздушную смесь. Датчик температуры охлаждающей жидкости также участвует в этом процессе.

Первичные симптомы разрыва:

  1. Загорается лампочка «Check Engine» на панели приборов. Для более точной информации лучше просканировать ЭБУ и увидеть ошибки, например, через подключенный к смартфону автосканер ELM327. См. Коды ошибок ниже.
  2. Двигатель запускается и сразу останавливается.
  3. Неисправность вентилятора в радиаторе. Неисправность может проявляться отказом зажигания в случае нагрева или работы даже после того, как двигатель остынет. Когда ДТОЖ выключен, электронный блок управления машины воспринимает проблему как обрыв цепи и включает вентилятор.
  4. Из выхлопной трубы выходит темный или серо-черный дым.
  5. Увеличьте «прожорливость» машины. Это связано с тем, что в ЭБУ подается неверная информация. В результате «мозг» машины не может определить объем развертки, необходимый для поддержания оптимального температурного режима.
  6. Утечка антифриза из-под корпуса ДТОЖ. Эту проблему можно определить при визуальном осмотре.
  7. Заглохнет горячий двигатель. Проблема может возникнуть при достижении максимальной температуры. В этом случае тип заправленного хладагента не имеет значения.
  8. Не работает индикатор подогревателя силового агрегата на панели приборов.
  9. Неисправности двигателя. Проблема может проявляться в остановках на малых оборотах, затруднениях при запуске зимой, колебаниях при работе на ХХ и т.д.
  10. Закипание охлаждающей жидкости, но при этом температурный режим отображается на комбинации приборов в пределах нормы.
  11. Увеличьте время прогрева двигателя и т.д.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Обсуждаемые выше проблемы могут возникать по одной или в сочетании, но в большинстве случаев они указывают на неисправность силового агрегата. В этом случае датчик температуры антифриза не всегда является основной причиной неисправности.

Как проверить, не снимая с машины

При подозрении на неисправность ДТОЖ снимать его с автомобиля не нужно. Все манипуляции можно проводить без разборки с помощью тестера или диагностического прибора. Рассмотрим подробнее каждый из способов.

1. Предварительная проверка

Чтобы проверить термометр, заведите автомобиль и дайте двигателю поработать на холостом ходу до 90 — 95 ° C.

Отсоедините разъем от датчика и обратите внимание, как будет вести себя стрелка на панели приборов:

  • если стрелка осталась на месте, необходимо проверить сам счетчик или электрическую цепь, которая идет к прибору (подробнее об этом позже);
  • если стрелка идет вниз, проверьте предохранитель. Если он цел и при замыкании контакта на массу стрелка прыгает, значит датчик неисправен.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

2. Мультиметром

Самый простой метод проверки датчика температуры охлаждающей жидкости — использовать тестер.

Для начала проверим напряжение, установим мультиметр в режим «Измерять постоянное напряжение до 20В».

  1. Отсоедините разъем от прибора.
  2. Включите зажигание.
  3. Подключите плюсовой провод прибора к разъему «+» и замкните второй контакт тестера на мотор. Измеритель должен показывать от 4,8 до 5,2 В.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

При работе на горячем двигателе не прикасайтесь к металлической поверхности, чтобы не обжечься и не повредить счетчик.

Алгоритм действий следующий:

  1. Выбросьте контакты подальше от сенсора.
  2. Установите на мультиметре режим измерения сопротивления.
  3. Измерьте параметр между клеммами.
  4. Сравните их с табличными данными, которые вы можете найти в руководстве по ремонту и техническому обслуживанию вашего автомобиля.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

На некоторых моделях автомобилей очень сложно добраться до разъемов датчиков, и их необходимо будет удалить.

Чтобы минимизировать потери антифриза, открутите крышку расширительного бачка, чтобы сбросить давление в системе. Затем снова закрутите пробку.

Точные прочностные характеристики могут отличаться в зависимости от модели.

Для примера приведем несколько параметров сопротивления для автомобиля ВАЗ 2110.

Таблица 1.

0C температура

Ом сопротивление

+100

177

+80

332

+60

677

+40

1459

+20

3520

+10

5670

+5

7280

Если ДТОЖ предоставляет неверную информацию, его, возможно, необходимо удалить для более детальной проверки и заменить позже.

3. Диагностический прибор

Если на панели приборов появляется ошибка двигателя, стоит проверить ЭБУ на наличие ошибок, связанных с датчиком температуры.

Самый удобный вариант — использовать сканер ODB2. Чтобы избежать больших затрат, вы можете использовать простую модель Scan Tool Pro Black Edition или ELM327, о которой мы писали выше.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Общий алгоритм действий следующий:

  1. Осмотрите ДТОЖ на предмет повреждений проводов или ржавчины.
  2. Подключите устройство и прочтите ошибки (как это сделать по ссылке выше).
  3. Коды P0115, P0117. P0116 или P0118 указывают на наличие сбоев в работе датчика.

Возможности рассмотренной выше модели позволяют в режиме онлайн наблюдать за работой датчика, а также следить за работой других узлов: коробки передач, трансмиссии, ESP, ABS и других.

Устройство работает со всем диагностическим ПО и работает без потери связи. Для связи используются Bluetooth и Wi-Fi.

Читайте также:

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Диагностика автомобиля своими руками через ноутбук: сканер, программы, порядок работы, переходники на микросхемах ELM327 и VAG

Проверка снятого ДТОЖ

Для более точной проверки рекомендуется снять прибор с автомобиля. Для этого дайте двигателю остыть, затем слейте охлаждающую жидкость из системы.

Для его снятия достаточно ключа на «19» (20, 21, 22), которым можно открутить датчик и снять его вместе с кольцом.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

При этом стоит оценить состояние самого устройства, его резьбы, очистить и смазать.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Те же операции можно проделать и с самим датчиком. После завершения демонтажа можно сразу приступить к работе.

3. Проверка с термометром

После разборки можно проверить градусником. Этот вариант обеспечивает наиболее точную информацию и поэтому рекомендуется в большинстве случаев.

Алгоритм действий следующий:

  1. Подготовьте сосуд и налейте в него воду.
  2. Используйте бойлер, чтобы нагреть воду.
  3. Подготовьте мультиметр к измерениям.
  4. Погрузите чувствительный элемент датчика в жидкость.
  5. Предусмотрена возможность подключения мультиметра к пинам.
  6. Опустите в воду градусник, чтобы следить за температурой. Лучше использовать электронную версию, которая обеспечивает максимальную точность.
  7. Нагрейте воду и снимите измерения для разных температур, например от +5 градусов Цельсия и выше с шагом «5».
  8. Заполните таблицу, в которой параметры сопротивления будут по отношению к установленной температуре.
  9. Ознакомьтесь с информацией, приведенной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Конечно, во время измерения могут возникнуть неточности. Погрешность зависит от нескольких факторов: условий работы и характеристик конкретного ДТОЖ. В частности, даже в устройствах одной модели параметр сопротивления может отличаться.

4. Без термометра

При желании проверки можно проводить без использования указателя температуры воды.

В этом методе можно действовать по рассмотренному выше принципу, но с небольшими ограничениями.

Общий алгоритм следующий:

  1. Кипятить воду.
  2. Внутрь установите чувствительный элемент ДТОЖ.
  3. Измерьте сопротивление между кабелями.

При температуре около 100 градусов Цельсия сопротивление должно быть около 177 Ом. Но здесь нужно учитывать возможные ошибки.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

В частности, во время измерений температура может меняться в сторону понижения.

Недостатком метода является то, что контроль осуществляется только в одной температурной точке.

Особенности проверки на ВАЗ 2110

Комплектация «дюжина» включает два типа двигателей: на 8 и 16 клапанов. Но характеристики ДТОЖ, расположение и замена идентичны.

На этих ВАЗ 2110 можно использовать датчик температуры Lusar LS 0101. Когда автомобиль оборудован двумя датчиками температуры охлаждающей жидкости, один возле термостата взаимодействует с ЭБУ, второй на радиаторе и передает данные на приборную панель.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Процедура испытаний такая же, сопротивления при разных температурах указаны в таблице 1.

ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

На этих автомобилях ГМ 2112-3851010-01 можно использовать как ДТОЖ. Расположение устройства между головкой и термостатом.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Для проверки желательно разобрать элемент (гаечный ключ 19). Для этого нужно дождаться остывания двигателя, выбросить «минус» на АКБ и слить антифриз.

Далее необходимо разобрать прибор, проверить его с помощью жидкостного подогрева, градусника и мультиметра.

В этом случае должны быть следующие параметры.

Таблица 2.

Температура, 0С

Сопротивление, Ом

Напряжение, В

+30

1350-1880

восемь

+50

585-820

7,6

+70

280–390

6,85

+90

155–196

5,6

+110

87-109

4,7

При расхождении показателей необходимо произвести замену прибора.

Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)

Место установки — на блоке питания в районе термостата или на корпусе последнего.

Для его снятия необходимо частично слить охлаждающую жидкость из двигателя, отсоединить пружинный зажим фиксатора ремня безопасности и выбросить фиксатор с датчика.

Затем с помощью ключа на «19» необходимо ослабить протяжку и открутить приспособление.

При выборе устройства нужно ориентироваться на двигатель и ЭБУ.

406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6

В этих случаях используется ДТОЖ, работающий при напряжении от 5 до 12 В через сопротивление 9,1 кОм.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Для замены подходят разные типы устройств: Калуга 19.3828, Лузар LS 0306, Ricor 40.5226 или Автотрейд 42.3828.

При проверке вам также понадобится вода с бойлером и переменной температурой, а также мультиметр.

Для работы необходимо собрать схему и запитать ее от 1 до 1,5 мА. В этом случае необходимо измерять не сопротивление, а напряжение.

Во время проверки должны быть следующие параметры:

  • -60 0С — 2,13 В;
  • -20 0С — 2,53 В;
  • +80 0С — 3,53 В;
  • 125 ° С — 3,98 В.
  • 0 0С — 2,73 В;
  • +40 0С — 3,13 В;
  • -40 0С — 2,33 В;
  • 105 0С — 3,83 В;

На работающем моторе напряжение будет 5 В.

Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ

Здесь используются ДТОЖ с каталожными номерами 234.3828, 40.5215 или 421.3828.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

В отличие от метода, описанного выше, здесь необходимо измерить сопротивление. 

В этом случае зависимость должна быть следующей:

  • 128 0С — 80,8 Ом;
  • 80 0С — 332 Ом;
  • 20 0С — 3520 Ом;
  • -40 0С — 100 707 Ом.
  • 40 0С — 1459 Ом;
  • 0 0С — 9420 Ом;
  • 60 0С — 667 Ом;
  • -20 0С — 28680 Ом;
  • 100 0С — 177 Ом;

В случае значительных отклонений от этих параметров необходимо произвести замену устройства.

Нива Шевроле

Для установки можно использовать ДТОЖ 2112-3851010 Калуга (23.3828). Визуально определить местонахождение устройства сложно, потому что оно прикрыто другими деталями.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Сняв их, можно увидеть, что прибор находится наверху термостата в отверстии в передней трубе водяной рубашки (той, что входит в блок цилиндров). После откручивания (крышка на 19) антифриз не течет.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Контроль осуществляется по схемам, рассмотренным выше. В этом случае необходимо иметь перед глазами таблицу с параметрами температуры и сопротивления ДТОЖ.

Таблица 3.

Температура, 0С

Сопротивление, Ом

+100

177

+90

241

+80

332

+70

467

+60

667

+50

973

+45

1188

+40

1459

+35

1802 г

+30

2238

+25

2796

+20

3520

+15

4450

+10

5670

+5

7280

0

9420

-4

12300

-10

16180

-пятнадцать

21450

-ветры

28680

-30

52700

-40

100700

Также на Шевроле Нива в районе 4-й свечи зажигания установлен ДУТОЖ (датчик индикации температуры охлаждающей жидкости), который отправляет данные на приборную панель, не передает информацию на ЭБУ и не влияет на работу двигателя.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Но он может выдать на приборную панель ошибочные данные и ввести водителя в заблуждение.

Его можно открутить, не сливая охлаждающую жидкость, но сначала сбросьте давление в системе, открутив крышку расширительного бачка.

Это также проверяется путем сравнения температуры с показаниями мультиметра.

См. Таблицу ниже.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Калина

Официальная версия ДТОЖ для ВАЗ 2112 — 2112-3851010. Но можно использовать аналоги, например, ЭРА (33026), Лузар (LS 0112), Фенокс (ТСН 2211207).

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Расположение датчика на автомобиле с двигателем на 8 и 16 клапанов близко к термостату. В этом случае устройство слегка закрывается корпусом фильтра.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

В этом случае на Lada Kalina 1 для доступа к указателю температуры потребуется снять воздушный фильтр.

Для откручивания используется ключ на 19. Слив антифриза не требуется.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Проверяем, как и в предыдущем случае, предварительно сняв прибор с ключом на «19».

См. Таблицу 3 для показаний температуры и сопротивления.

Контроль наличия рабочего напряжения осуществляется панельным мультиметром, вставленным без снятия датчика между выводом блока «B» и массой (вывод на блоки 2 «A» и «B»), стандартные показания находятся в пределах 4.8-5.2 В.

Рено Логан

На Рено Логан можно использовать многие виды ДТОЖ, например MEAT & DORIA 82187, JP GROUP 1293102400, Vernet WS2602 и другие.

Оригиналы:

  • 12-RENAULT-7700101968 (треугольные контакты) — подходит для 8-клапанных двигателей до 2012 года выпуска.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

  • 12-RENAULT-226307034R — после 2012 г. (последовательные контакты).

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Все они подходят для двигателей К4М и К7М, их положение разное.

Затем на К4М (8 клапанов) термометр устанавливается в корпусе водораспределителя (в блоке цилиндров). Он один передает информацию на приборную панель и работает совместно с ЭБУ.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

На двигателе К7М в задней части ГБЦ.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

На корпусе блока нанесены обозначения трех выводов «А», «В1» и «В2». Измерение рабочего напряжения, как и в предыдущем случае, выполняется с панелью, вставленной между клеммой «B1» и массой. Норма от 4,8 до 5,2 В.

Если на блок не подается напряжение, отсоедините проводку от компьютера и с помощью тестера проверьте проводку на разрыв цепи. Измерения производятся между «B1» и контактом «13» ЭБУ.

Если схема работает, контроллер вышел из строя.

Переводим тестер в режим «Измерение сопротивления» и проверяем цепь датчика «масса» между выводом «В2» и корпусом машины (двигателем) на обрыв).

Показания ниже 1 Ом указывают на исправность цепи. Если прибор показывает бесконечность, между выводами «73» ЭБУ и «В2» блока есть разрыв.

Кроме того, если вы не хотите снимать датчик температуры охлаждающей жидкости с двигателя, используйте тестер для измерения показаний сопротивления на горячем и холодном двигателе между выводами датчика «B1» и «B2».

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Нормативные данные представлены в таблице 4.

Температура, 0С

Сопротивление, Ом

120

105

110

135

90

240 (+ / — 30)

80

335 (+ / — 35)

пятьдесят

810

25

2050 г

ветры

3500 (+ / — 500)

4

7500 (+ / — 500)

Для дальнейшего управления устройством вы можете использовать один из описанных выше методов.

Для большей надежности рекомендуется разобрать устройство, использовать головку 21.

Лада Приора

На Лада Приоре ДТОЖ располагается между головкой блока и термостатом. Оригинал — ECM 23.3828. Для замены можно использовать LUZAR LS 0118.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Он находится в труднодоступном месте, и его сложно разобрать. Подготовьте кардан с длинной головкой или свечной ключ на 21.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

Проверка проводится описанными в статье методами на самом автомобиле или после его разборки.

Контроль ДТОЖ или как избежать неисправностей двигателя

См. Стандартные параметры в таблице 3.

Зная, как проверить датчик, измеряющий температуру охлаждающей жидкости, всегда можно определить причину неисправности.

При появлении обсуждаемых в статье симптомов попробуйте проверить ДТОЖ, не снимая машину, а при подозрении на неисправность лучше снять и проверить градусником.

После измерения сопротивления и сравнения показаний с ручными данными можно сделать выводы, правильно ли работает датчик.

В случае серьезных отклонений параметров прибор необходимо заменить с учетом рекомендаций производителя.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв