131 поделились6,6 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
На автомобилях с механической коробкой передач чаще встречается сухое однодисковое сцепление. На автомобилях семейства ВАЗ применяется именно такое сцепление, состоящее из ведомого и ведущего диска, выжимного подшипника и трансмиссии.
Конструктивно элементы сцепления практически одинаковые, но приводы на ВАЗ могут быть разного типа: на автомобилях, относящихся к семейству Классик (ВАЗ-2101 — ВАЗ-2107), применяется гидравлическая трансмиссия, а начиная с ВАЗ. — 2108, начали установку тросового агрегата.
И если тросовая трансмиссия конструктивно очень проста: есть только трос, соединяющий педаль сцепления в салоне с вилкой, действующей на выжимной подшипник, то с гидропередачей все немного сложнее.
Содержание
Конструкция и принцип работы сцепления
Педаль сцепления соединена штоком с насосом сцепления. Сам шток в этом цилиндре действует как поршень. Также есть рабочий цилиндр — он установлен на картере сцепления. Поршень этого цилиндра связан с вилкой выключения.
Усилие от ноги водителя передается с помощью жидкости, поэтому цилиндры сцепления соединены друг с другом трубопроводом.
Жидкость в главный цилиндр подается из бачка. Обычная тормозная жидкость служит рабочим элементом.
Все работает так: водитель нажимает на педаль сцепления, шток входит в главный цилиндр и выталкивает из него жидкость.
Чтобы жидкость не вернулась в резервуар, поршень закрывает штуцер подачи из резервуара.
Поскольку жидкость не сжимается, она движется по трубопроводу и начинает давить на поршень в рабочем цилиндре. Этот поршень выскакивает и толкает вилку, которая воздействует на выжимной подшипник.
После того, как вы отпустите педаль, пружина вилки толкает поршень обратно в рабочий цилиндр, и жидкость возвращается в главный цилиндр.
Такая схема кажется простой, но не всегда надежной. Если воздух попадает в систему привода, эффективность включения сцепления снижается.
Пузырьки воздуха в системе будут сжиматься при нарастании давления, это приведет к тому, что вся сила не будет передаваться.
По этой причине даже при полностью нажатой педали выход штока рабочего цилиндра будет неполным, вилка не будет выдавливать подшипник до упора — в результате муфта «едет».
Симптомы и причины неисправности
Признаков проветривания гидросцепления трансмиссии не так много: затрудненное переключение передач, скрип зубцов шестерни при переключении, особенно при включении задней передачи, ослабление усилия нажатия на педаль сцепления.
Часто причиной аэрации является падение уровня рабочей жидкости ниже минимального значения, и в этом случае воздух через форсунку попадает в главный цилиндр.
возможно, жидкость начала вытекать из системы из-за недостаточной герметичности соединения трубопровода или из-за его повреждения; утечка может появиться из-под уплотнительных колец цилиндра из-за износа.
Также может быть такой вариант, когда забито отверстие в крышке бачка. Это отверстие нужно для выравнивания давления в баке.
А если при работе он забивается внутри системы, возникает разрежение, в результате чего воздух проникает через уплотнительные кольца.
И, конечно же, после ремонта сцепления и его трансмиссии система будет воздушной.
Чтобы восстановить работу установки и удалить пузырьки воздуха, выполните продувку системы.
Эта операция во многом похожа на прокачку тормозной системы. Но перед началом работы необходимо выявить причину проветривания.
Поэтому перед началом работ необходимо внимательно осмотреть все элементы трансмиссии на предмет каких-либо пятен. Если таковые обнаружены, их необходимо сначала устранить.
Читайте также: почему выходит из строя педаль сцепления, причины и как их исправить.
Необходимый инструмент
После этого можно переходить непосредственно к процессу откачки. Для этого вам потребуется:
- Прозрачная силиконовая трубка;
- Слить емкость (с небольшим количеством жидкости);
- Новая жидкость;
- Фиксированный или кольцевой ключ на 8;
- Тряпки.
Это все необходимое оборудование.
Интересным фактом является то, что при использовании одних и тех же агрегатов на разных моделях «Классика» процесс прокачки разный, поэтому будут описаны дополнительные способы прокачки гидропривода на автомобилях ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107.
Прокачка сцепления на ВАЗ-2106
Сначала прокачиваем сцепление на ВАЗ-2106.
Для удобства работы машину лучше загнать на яму или эстакаду. Также вам понадобится помощь третьих лиц.
Перед началом работ необходимо очистить емкость от пыли, проверить уровень жидкости и при необходимости долить.
Необходимо прочистить штуцер для прокачки сцепления, расположенный на рабочем цилиндре. Затем с этого штуцера снимается защитный колпачок и на него надевается труба. Другой конец нужно опустить в емкость для слива.
Перед началом прокачки желательно сразу проверить возможность откручивания штуцера, он часто сильно закисает в гнезде, и порвать его довольно сложно.
Если можно было сломать фитинг со своего места, его необходимо снова затянуть. После этого помощник надувает систему, резко нажимая на педаль 4-5 раз, после чего держит ее.
Штуцер откручивают на пол-оборота, после чего по трубке потечет жидкость с пузырьками воздуха. Как только жидкость перестанет течь, штуцер необходимо подтянуть.
После этого необходимо несколько раз повторить процесс откачки и слива жидкости, периодически проверяя уровень в емкости.
важно следить за тем, чтобы жидкость без пузырьков начала стекать через трубку, после чего фитинг окончательно затягивается и накладывается колпачок.
Прокачка сцепления на ВАЗ-2107
На ВАЗ-2107 подготовительные работы идентичны: система проверяется на герметичность, бачок и штуцер чистятся.
Для доступа к штуцеру рабочего цилиндра может потребоваться снятие пылезащитной крышки (на инжекторных моделях ВАЗ-2107).
Затем на штуцер надевается труба, предварительно ее нужно «оторвать» с места.
Процесс прокачки на этой машине следующий: штуцер отключается на пол-оборота, помощник резко нажимает на педаль, затем постепенно отпускает, при этом штуцер не нужно затягивать обратно.
Помощник должен резко нажимать на педаль до тех пор, пока безвоздушная жидкость не начнет течь по трубке, после чего нужно нажать и удерживать педаль и затянуть штуцер.
Проверяем качество прокачки сцепления
Что касается самой прокачки, следует отметить, что сам процесс не должен быть долгим: на ВАЗ-2106 — 4-5 прокачок с последующим сливом и 5-7 нажатий на педаль с медленным отпусканием — на ВАЗ-2107.
Если процесс требует нескольких этапов, нужно поискать место попадания воздуха в систему, устранить неисправность, а затем снова прокачать.
работу установки можно проверить после кровотечения во время движения.
Заводите машину, двигайтесь медленно, переключайте передачи. Если признаков неисправности гидротрансмиссии нет, можно считать, что прокачка была произведена правильно.