350 публикаций17,5 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Лямбда-зонд во многом отвечает за нормальную работу топливной системы автомобиля, в связи с этим каждому водителю необходимо знать, каковы признаки неисправности этого устройства.
Поэтому следует более подробно рассмотреть все, что связано с этим датчиком кислорода.
Таким образом, постоянная борьба за окружающую среду и снижение выбросов вредных веществ привели к тому, что на автомобилях стали применяться системы впрыска топлива, которые благодаря применению специальных датчиков более точно контролируют дозирование топлива и воздуха по сравнению с карбюраторными авто.
Содержание
Назначение датчика кислорода
Современные датчики, установленные в автомобиле, отслеживают не только топливо и воздух, но и выхлопные газы, а точнее наличие в них остаточного кислорода.
За этот параметр отвечает лямбда-зонд. На основании показаний этого датчика электронный блок регулирует количество элементов топливной смеси, подаваемой в цилиндры.
Тем более без лямбда-зонда вы не сможете этого сделать на автомобилях, оборудованных каталитическими нейтрализаторами.
Эти устройства за счет химических реакций снижают количество вредных веществ в выхлопных газах, однако катализаторы работают в очень ограниченных условиях, нарушение которых приведет к быстрому выходу устройства из строя.
Следовательно, для условий, при которых катализатор работает, электронный блок управления должен очень точно дозировать воздух и топливо перед подачей в цилиндры, и он делает это на основе количества остаточного кислорода, то есть из показаний лямбда-зонд (датчик кислорода).
Немного о конструкции и принципе работы
Несмотря на то, что этот датчик должен определять количество кислорода в выхлопных газах, он не такой сложный и имеет небольшие размеры.
Его основными рабочими элементами являются два электрода: внешний и внутренний.
Для обеспечения высокой чувствительности к молекулам кислорода внешний электрод имеет платиновое покрытие.
Второй электрод представляет собой гальванический элемент и изготовлен из циркония.
Особенность этого электрода в том, что рабочая температура, при которой он вступает в эксплуатацию, должна быть не менее 300 градусов.
Платина легко захватывает молекулы кислорода, при этом меняется напряжение самого электрода.
Электронный блок интерпретирует разницу напряжений между электродами как процент остаточного кислорода.
Выпускаются два типа лямбда-зондов, хотя внешне они не отличаются. Один из типов называется двухточечным датчиком — это относительно простой датчик, способный определять только отклонение количества кислорода от номинального значения.
Второй — это широкополосные датчики, которые уже способны определять отклонение в процентном отношении, что положительно сказывается на работе электронного блока и, как следствие, самого двигателя.
Автомобили с катализатором оснащены двумя лямбда-датчиками: один снимает показания до катализатора, а второй — после него.
По результатам снятия показаний электронный блок определяет работоспособность катализатора.
Это вкратце об устройстве кислородного датчика и его принципе работы.
Признаки неисправности
А теперь давайте разберемся в неисправностях самого кислородного датчика. В большинстве случаев о проблемах в работе лямбда-зонда вам расскажет сама машина.
Неработающий зонд повлияет на:
- нестабильная работа силовой установки;
- расход топлива значительно увеличится.
- частота вращения двигателя на холостом ходу будет сильно «колебаться»;
- динамика разгона;
Если все это начало проявляться, то часто неисправность кроется в лямбда-зонде, и в первую очередь необходимо обратить внимание.
Что ж, лампочка «Check Engine» обязательно загорится, хотя узнать, что причиной возгорания этой лампы стал лямбда-зонд, можно будет только после диагностики электронного блока сканером.
Читайте также, как проверить, как проверить лямбда-зонд.
Большие неисправности.
Что же касается недостатков этого датчика, то их условно можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние дефекты.
Их всего два: обрыв проводки, идущей к элементу (правда, эта неисправность не влияет на сам датчик, а сказывается на его работоспособности) и сильный удар, который привел к повреждению корпуса и разрушению его элементов интерьер.
Обе эти неисправности часто возникают из-за агрессивной эксплуатации автомобиля, например, частой активной езды по бездорожью.
Внутренние неисправности.
Есть много других:
- Значительное расслоение продуктов сгорания на рабочих поверхностях датчика, из-за которого платина не может захватывать молекулы кислорода. Чаще всего это происходит из-за использования некачественного топлива;
- Воздействие очень высоких температур может вызвать перегрев сенсора и неисправность. Чаще всего это происходит из-за неисправности топливной системы или неквалифицированного ремонта двигателя.
- Естественное старение сенсора. Работает в агрессивной среде, что постепенно снижает его производительность до полного прекращения его функций;
- Нарушение герметичности корпуса датчика, что привело к проникновению воздуха или выхлопных газов в лямбда-зонд;
Внешние неисправности, а также разгерметизация корпуса сразу сказываются на работе мотора.
Но внутренние сбои постепенно влияют на работу панели управления по мере усугубления проблемы.
В некоторых ситуациях чистка лямбда-зонда может спасти положение, подробнее об этом можно узнать здесь https://autotopik.ru/sovet/1112-kak-pochistit-lyambda-zond-v-domashnih-usloviyah.html.
Виды лямбда зондов на разных авто
Теперь давайте разберемся в неисправностях этого датчика на разных марках автомобилей.
Семья ВАЗ.
Первыми будут автомобили ВАЗ 2110-212. До 2004 года эти машины с инжекторным двигателем оснащались лямбда-датчиками Bosch с идентификационным номером 0 258 005 133.
На самых последних моделях этого семейства, а также на ВАЗ 2114-2115 также применялись датчики Priora, Kalina, Bosch, но уже с номером 0 258 006 537.
Читайте также:
Симптомы неисправного датчика дроссельной заслонки или почему может не работать TPS
Элементы, установленные до 2004 года, не имели подогревателей, поэтому они включались в работу только после прогрева двигателя.
Теперь эти автомобили оснащены подогреваемыми лямбда-зондами, которые позволяют намного быстрее набрать рабочую температуру датчика.
Помимо основных признаков неисправности лямбда-зонда на этих автомобилях, есть еще два:
- после выключения двигателя из-под машины слышны потрескивания;
- выхлопные газы автомобиля имеют запах из-за большого количества несгоревшего топлива.
Форд Фокус 2.
На такой модели, как Ford Focus 2, маркировка и количество лямбда-зондов зависят от силовой установки.
Например, два датчика используются на двигателях объемом 1,8 и 2,0 литра.
Датчик, установленный перед катализатором, имеет оригинальную маркировку 3M519F472FF, а лямбда-зонд за катализатором — 3M519G444FF.
На двигателях объемом 1,4 и 1,6 литра также было два датчика: первый — 3M519F472VA, а второй — 3M519G444VA.
На некоторых двигателях объемом 1,6 л устанавливаются два катализатора, поэтому количество датчиков у них равно 4.
Два лямбда-зонда, помещенные перед катализаторами, обозначены 3M519F472DA и 3M519F472BC, а датчики после катализаторов — 3M519G444DA и 3M519G444CA.
И это лишь некоторые признаки датчиков, используемых на Focus 2.
Стоит отметить, что эти датчики отличаются от таких же датчиков ВАЗ производства Bosch с маркировкой 0 258 006 537 только разъемом для подключения проводки, а сами устройства идентичны.
Поэтому выше указываются особые признаки неисправности, помимо общепринятых.
Skoda Octavia.
На Skoda Octavia компания VAG устанавливает свои кислородные датчики с каталожными номерами 06A906262BR, 06A906262AJ и др.
Все зависит от силовой установки и года выпуска автомобиля.
Но конструктивно их отличия от самого Bosch опять же сводятся только к разъему жгута проводов. В остальном конструкция идентична и признаки неисправности тоже есть.
Honda CR-V.
Оригинальные лямбда-зонды с каталожным номером 36531RNAJ01 также устанавливаются на Honda CR-V с завода, но подойдет и Bosch, что говорит о том, что конструкция всех устройств практически одинакова, а разница только в разъемах.
Рено Логан.
На Renault Logan заводской лямбда-зонд имеет каталожные номера 8200052063, 7700109844 и 8200495791. Они отличаются цветом металлической оплетки.
примечательно, что эти датчики используются и на ВАЗ Лада Ларгус. Но конструкция, а также признаки неисправности этих датчиков не отличаются от описанных выше.
Также прочтите признаки неисправного датчика массового расхода воздуха.
Итог
Чтобы вовремя не столкнуться с неисправным лямбда-зондом, необходимо периодически проверять его работу.
Пробную диагностику нужно проводить на специальном оборудовании — осциллографе, но некоторые довольствуются проверкой мультиметром.
Этот датчик может выйти из строя в любой момент, но следует учитывать, что многие оригинальные устройства можно заменить на неоригинальные, главное, чтобы их характеристики были идентичными.
При правильном подходе выявить неисправность лямбда-зонда не так уж и сложно и в замене нет ничего сложного.