208 публикаций 10,4k просмотров
Из этой статьи вы узнаете, почему моторное масло становится черным и сколько времени должен длиться этот процесс, как неисправность двигателя влияет на цвет смазки и что нужно сделать, чтобы нормализовать процесс старения масла.
Содержание
Изнашиваются не только детали двигателя
В процессе эксплуатации автомобиля происходит постепенный износ его узлов, особенно двигателя, и как бы мы ни хотели этого предотвратить, работать он не будет. При этом износу подвергаются не только узлы и механизмы, но и заливаются рабочие жидкости.
Поэтому в перечень работ по ТО двигателя входит и замена технических жидкостей. Особенно важно своевременно менять моторное масло.
Все производители автомобилей в технической документации указывают, с какой периодичностью нужно проводить смену той или иной рабочей жидкости. Но многие автомобилисты привыкли самостоятельно определять, можно ли продолжать работу двигателя с залитым маслом или пора его заменить.
И делают это исходя из цвета жидкости — если масло сильно потемнело, пора покупать новое и заменять.
Далее попробуем разобраться, действительно ли потемнение масла является сигналом того, что пора идти в магазин за новым, залезть под машину или сделать операцию по замене специалистам на СТО.
Почему чернеет моторное масло
Сразу отметим, что в любом случае в процессе эксплуатации масло станет черным, но это может произойти по разным причинам. Для начала разберемся с самой смазкой.
Современное масло для двигателя внутреннего сгорания — это многокомпонентная жидкость, которая должна выполнять ряд важных функций внутри двигателя.
Первый — создать масляную пленку между поверхностями, чтобы уменьшить трение между ними. Эта пленка образуется при смазке этих поверхностей.
Вторая функция — отвод тепла от трущихся элементов. Во время работы двигателя его компоненты продолжают натирать, что приводит к их перегреву. И если тепло не снимать, из-за чрезмерной температуры металл начнет расширяться, что приведет к заклиниванию сборки.
И третья функция — мытье поверхности для удаления остатков износа и грязи. Все из-за того же трения образуется мелкая металлическая стружка, которая в дальнейшем действует как абразив, увеличивая износ поверхностей и двигателя в целом.
Грязь тоже делает то же самое. Газы, выходящие из цилиндров в картере, также содержат загрязняющие элементы сажи, и нежелательно, чтобы они откладывались на рабочих поверхностях.
А если металлическая стружка после промывки и грязь часто оседают на днище картера или задерживаются в фильтре, масло растворяется и задерживает сажу в себе. Для этого он содержит щелочные моющие средства.
Щелочь — универсальный растворитель и нейтрализатор кислоты, и ее присутствие в смазке предотвращает оседание сажи и других загрязняющих веществ на поверхности узлов. А поскольку они нигде не оседают, а удерживаются в масле, со временем они приведут к изменению цвета масла — его потемнению.
Как быстро должна чернеть смазка?
Многие задаются вопросом, какого цвета должно быть масло при разном пробеге.
нельзя однозначно сказать, что при таком-то пробеге его цвет должен быть того же цвета, а при большем его нельзя менять сильнее, так как это зависит от нескольких факторов:
- качество смазки;
- его пакет присадок;
- степень его износа.
- техническая ремонтопригодность силовой установки;
Предположим, что двигатель новый, технически полностью исправный и изменение цвета полностью зависит от масла и его состава.
При использовании качественного масла его потемнение произойдет не ранее, чем через несколько тысяч штрихов, и этот процесс будет постепенным.
Но и здесь есть много нюансов.
Моторное масло может содержать различное количество щелочных очистителей.
Таким образом, в смазке с низким содержанием щелочи процесс очистки будет выполняться медленно, а это значит, что масло позже станет черным.
И наоборот, при большом количестве щелочных добавок удаление загрязнений будет более интенсивным и материал потемнеет раньше.
Но в любом случае масло потемнеет и это не признак того, что пора его менять, если, конечно, его ресурс не исчерпан. Это скорее сигнал о том, что материал качественный и выполняет свои функции.
Но отсутствие потемнения после длительной эксплуатации — плохой знак — масло не течет, а на поверхности оседает грязь. В этом случае его лучше заменить на другой вид рабочей жидкости.
Стоит отметить, что нельзя использовать смазку дольше установленного автопроизводителем.
Дело в том, что масло во время работы потребляет свои присадки и со временем перестает выполнять свои функции, в том числе и промывку.
По мере старения смазки вероятность удаления загрязнений с поверхностей снижается. Они, в свою очередь, начнут влиять на теплопередачу и трение.
Грязь и сажа, осевшие на стенках масляных каналов, уменьшают их диаметр и емкость. Если своевременно не заменить смазку, это со временем приведет к коксообразованию — загрязняющие вещества на поверхности станут настолько плотными, что новая смазка просто не сможет их смыть, и все это отразится на ресурсе силовой установки — потребуется капитальный ремонт будет выполнено.
Влияние неисправности мотора на изменение цвета смазки
Мы только посмотрели на масло и обнаружили, что масло темнеет во время работы. Состояние двигателя также влияет на изменение цвета смазки.
Износ узла цилиндр-поршень приведет к значительному увеличению количества газа, выходящего из цилиндров, что приведет к более быстрому изменению цвета моторного масла.
Если в то же время топливная система в бензиновом двигателе смещена, потемнение произойдет еще быстрее.
Например, из-за неправильной регулировки в цилиндры подается богатая топливная смесь. Из-за большого количества топлива эта смесь не сможет полностью сгореть в цилиндрах, в результате чего сажа будет образовываться и оседать на стенках цилиндров.
Масло, моющее стены, смоет эту сажу и удержит ее в себе, пока она быстро темнеет.
В дизельных двигателях смазка меняет цвет намного быстрее, чем в бензиновых, даже если двигатель полностью исправен. Причина этого — особенности топливной системы и топлива, используемого в этих двигателях.
Дизельное топливо при сгорании образует намного больше сажи. Часть его попадет в картер вместе с уходящими газами. По этой причине в дизельном двигателе масло быстрее темнеет.
В виде небольшого резюме отметим основные причины, от которых зависит скорость потемнения масла:
- Количество моющих средств в смазке (При небольшом количестве этих присадок потемнение будет происходить постепенно, так как щелочь не будет смывать загрязнения интенсивно, большое количество чистящих компонентов в смазке обеспечит более быстрое мытье и удаление грязи, но за счет этого масло быстрее темнеет);
- Очистка двигателя (От этого тоже многое зависит. Например, в двигателе использовалось некачественное масло, которое слабо смывало грязь и большое количество оседало на внутренних поверхностях. Затем масло заменяли на качественное, с хорошей упаковкой присадок. Очищающие компоненты новой смазки начинают активно удалять загрязнения, из-за чего масло быстро почернеет);
- Техническое обслуживание двигателя и степень его износа (В исправном и не изношенном двигателе потемнение смазки будет постепенным. Изношенный агрегат, в котором прерывается питание, система зажигания или газораспределения, очень быстро обеспечит изменение цвета смазки).
В то же время они также обнаружили, что потемнение масла — это естественный процесс, и вам не стоит этого бояться, тем более что это хороший показатель, если изменение цвета происходит постепенно и вы можете продолжать спокойно водить машину.
гораздо хуже, если смазка не меняет цвет, что может негативно сказаться в будущем, так как грязь может забить каналы, что приведет к нехватке масла в узлах и механизмах. В результате двигатель может заклинивать.
Если через несколько десятков километров масло буквально почернело, здесь стоит задуматься. Это может произойти после смены марки смазки.
Например, сначала использовалась не очень качественная жидкость, из-за чего внутри двигателя скопилось большое количество загрязняющих веществ. Залив хорошую смазку, начал активно смывать грязь.
В этом случае можно поступить иначе: использовать промывку двигателя или продолжить работу залитым маслом, но значительно сократить пробег до следующей замены, например, не на 10 тыс. Км, а на 5 тыс. Км.
В этом случае рекомендуется периодически заменять масляный фильтр. Это немного уменьшит количество грязи в масле.
Второй вариант при быстром потемнении — это сильный износ двигателя и необходимость капитального ремонта или некорректная работа его систем.
Чтобы понять причину быстрого почернения смазки, в первую очередь необходимо проверить работоспособность систем двигателя, а также измерить компрессию, что позволит понять, почему смазка быстро меняет цвет — от неисправности двигателя и износ, либо от самого масла.
Что можно предпринять?
При использовании автомобиля лучшим индикатором является постепенное обесцвечивание смазки, и следует приложить усилия, чтобы убедиться, что именно так происходит потемнение.
Самое главное — это правильный подбор масла. Производители автомобилей в технической документации всегда указывают, какое масло необходимо заливать в двигатель.
Эти инструкции необходимо соблюдать очень строго. Если производитель рекомендует заливать синтетическое и полусинтетическое масло, минеральное масло лучше вообще не использовать.
Приобретать масло следует только у проверенных продавцов и только известных брендов. Так что он будет дороже, чем у малоизвестных производителей, но не настолько, как стоимость капитального ремонта из-за сильного загрязнения двигателя.
Также не следует менять марку смазочного материала без необходимости, а использовать только то, что уже залито в двигатель. Переходить на другую смазку стоит только в случае ее отсутствия или после определения, что используемая жидкость не справляется со своими задачами.
Периодически необходимо промывать двигатель. Для этого используются специальные моющие жидкости. Также промывку следует использовать при смене марки масла.
Сама промывочная жидкость — это то же моторное масло, но с очень большим количеством чистящих компонентов. Его использование позволяет удалить все загрязнения из картера перед заправкой новой жидкостью. Также промывка удалит остатки грязного отработанного масла, которые остались в двигателе после слива.
Для очистки двигателя перед заправкой не рекомендуется использовать народные средства, которые якобы «профессионалы» могут порекомендовать, например, солярку.
Может применяться на двигателях старых автомобилей, конструктивно простой. Применение народных средств на современном двигателе может привести к его капитальному ремонту.
Народными средствами можно снять силовую установку при капитальном ремонте.
Если после промывки двигателя масло снова быстро станет черным, возможно, оно сильно засорилось и для снятия потребуется разобрать двигатель и очистить каналы моющими средствами.
Помимо своевременной замены смазки и периодической промывки необходимо проводить все плановые работы по обслуживанию двигателя.
Замена фильтров, регулировка работы систем и другие виды обслуживания не только обеспечат нормальную работу двигателя, но и продлят срок его службы, так как масло будет меньше загрязняться продуктами сгорания.
Напоследок еще раз отметим, что постепенное изменение цвета масла — нормальное явление, и не стоит паниковать по этому поводу. Это означает, что двигатель находится в рабочем состоянии и автомобилем можно безопасно пользоваться.
Но если смазка очень быстро потемнеет, необходимо принять меры, так как игнорирование этой проблемы может привести к серьезным последствиям.