Неравномерно изнашиваются колодки, причины и что делать

153 просмотров

533 публикации 26.6k просмотров

Часто автовладельцы, проводя обслуживание тормозной системы, замечают, что происходит неравномерный износ колодок.

Кроме того, эта проблема может выражаться по-разному: полностью стирается только определенный элемент, сильнее износ может быть только на определенном механизме (правом или левом, переднем или заднем).

В общем, существует множество вариаций, но в любом случае это сигнализирует о неисправности тормоза или трансмиссии, которую необходимо устранить.

Особенности функционирования

Для начала кратко рассмотрим принцип работы механизмов, чтобы в дальнейшем было понятнее, из-за чего происходит неравномерный износ.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Дисковые тормоза становятся все более распространенными, и многие автомобили выпускаются с установкой этого типа на все колеса.

Принцип работы этих механизмов довольно прост. Над тормозным диском, установленным на ступице, находится П-образный суппорт.

В его конструкцию входит рабочий цилиндр-поршень. Между выступами суппорта и диском есть две колодки.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Когда вы нажимаете педаль тормоза, жидкость сжимает поршень и начинает давить на колодку.

В этом случае появляется противодействующая сила, которая заставляет суппорт двигаться по направляющим. За счет этого движения происходит нажатие на второй блок.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Барабанные механизмы сейчас используются все реже и размещаются только на задней оси.

Здесь принцип работы еще проще: в рабочий цилиндр устанавливаются два поршня, которые при выходе из цилиндра каждый прижимают свой блок к барабану.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Следует отметить, что неравномерный вид износа тормозных колодок присутствует постоянно и считается нормальным.

Дело в том, что на передней оси стираются элементы сильнее, чем на задней.

А если взять машину с барабанными тормозами сзади, разница в скорости износа очень существенная.

Более быстрое отключение колодок, установленных на передней оси, связано с тем, что нагрузка на них больше, так как при торможении масса автомобиля перемещается вперед.

В итоге основную работу делают именно они, но от этого их отмена сильнее.

Доказательством этого является тот факт, что задние колодки меняются в два, а то и в три раза меньше, чем передние.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Распространенные виды неравномерного износа

Но помимо обычного износа существуют и другие виды износа, среди которых наиболее распространены:

  • Колодки задних барабанных механизмов изнашиваются сильнее, чем переднего моста.
  • Внутренняя или внешняя обувь изнашивается быстрее;
  • Износ клинья;
  • Накладки одного механизма изнашиваются быстрее другого (на одной оси);

У каждого из этих видов неравномерного износа тормозных колодок могут быть разные причины, поэтому рассмотрим их подробнее.

Одна из колодок трется быстрее

При этом отмечается, что внутренние колодки дисковых тормозов намного тоньше внешних, хотя их износ должен быть равномерным.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Причина такого износа обычно кроется в том, что поршень после отпускания тормоза не полностью возвращается в исходное положение, в результате чего внутренняя колодка остается слегка прижатой к диску и постоянно контактирует с ним, что приводит к тем быстрее его отмена.

Часто это происходит из-за повреждения уплотнения поршня, в результате чего в цилиндр попадает грязь, которая становится причиной заклинивания.

Эта проблема решается разборкой суппорта, промывкой и чисткой цилиндра, а также заменой поврежденного резинового элемента.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Повышенный износ внешней колодки также связан с дефектом резиновых деталей: направляющих уплотнений.

Следовательно, грязь и влага, захваченные на направляющих, приводят к коррозии, которая становится причиной заклинивания самого суппорта, в результате чего внешняя колодка постоянно контактирует с диском.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

В этом случае проблема решается снятием суппорта, очисткой и смазкой направляющих, заменой прокладок.

Ржавчина и грязь также могут вызывать износ как снаружи, так и внутри.

Их образование на составных элементах может привести к заклиниванию как самих колодок, так и суппорта.

Поэтому необходимо периодически разбирать и чистить компоненты механизма.

Клиновидное стирание

Клиновидный износ (часть поверхности фрикционной накладки изнашивается быстрее) обычно происходит из-за неаккуратного обслуживания.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Так, в некоторых случаях при сборке с несоблюдением технологии направляющие гнутся. А это приводит к тому, что суппорт выходит из строя, из-за чего в какой-то момент на колодке создается большее усилие давления. Эта проблема решается заменой направляющих.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Здесь стоит отметить, что износ клина в некоторых случаях считается нормальным.

К такому результату может привести использование суппортов с несколькими поршнями — двумя или более.

Дело в том, что не всегда поршни выходят одновременно и на одинаковом расстоянии.

Например, когда вы нажимаете на педаль, первый поршень может начать двигаться немного раньше, чем другие, поэтому давление будет несколько неравномерным.

Но следует отметить, что износ клина считается нормальным, если он незначительный.

Колодки одного механизма трутся быстрее, чем второго

Если с одной стороны, например, колодки справа трутся быстрее, чем слева, привод становится заметнее чаще, хотя и не всегда.

Если рассматривать только сами рабочие элементы, может возникнуть повышенный износ из-за ржавчины и грязи, особенно на направляющих.

Из-за коррозии подвижность суппорта значительно снижается, а если на сам цилиндр попадает грязь, получается, что обе колодки будут постоянно прижиматься к диску, что обеспечит их ускоренный износ.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Другой вариант касается самих механизмов. Если тормозной диск деформирован и нарушена его геометрия, это обязательно скажется на колодках в виде их ускоренного износа, поэтому при необходимости необходимо проточить тормозные диски.

Но если взять диск, то причину нужно искать не в том механизме, который больше всего изнашивается, а в другом.

Если в одной из трансмиссионных линий образовалась воздушная пробка или она забита грязью, жидкость не сможет должным образом воздействовать на поршень, и по этой причине колодки просто не будут прижиматься к диску.

Обычно эта проблема проявляется также в виде бокового заноса автомобиля при торможении.

Частично причины этой проблемы могут быть связаны с отказом трансмиссии. Но обычно такая поломка обнаруживается очень быстро, поэтому на износ колодок она особо не влияет (если, конечно, вы продолжаете использовать автомобиль с нерабочей схемой).

Неравномерный износ одной стороны оси (правой или левой) может привести к неисправности модуля АБС (при его наличии).

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

В случае выхода из строя этот модуль перестает регулировать давление жидкости, что дает возможность подавать на один из механизмов большее давление, что приведет к ускоренному износу.

Чтобы исправить это, вы должны запустить полный сервис:

  • Проведите диагностику модуля АБС.
  • почистить суппорт;
  • заменить все резиновые элементы;
  • Прокачать тормоза;
  • оценить состояние агрегата;

Проведя эти мероприятия, можно выявить, почему элементы одного из механизмов стираются больше, и устранить это. И сама профилактика тормозной системы лишней не будет.

Износ колодок барабанного механизма

Наконец, кое-что о барабанных механизмах, используемых на задней оси. Бывают случаи, когда колодки этих механизмов изнашиваются быстрее, чем диски.

Помимо своей основной функции барабанные механизмы также являются неотъемлемой частью стояночного тормоза. И именно ручной тормоз обычно вызывает ускоренный износ.

К тому же за счет этого их можно интенсивно стирать как на обоих механизмах сразу, так и на том или другом.

Прокладки изнашиваются неравномерно, причины и что делать

Если вы заметили ускоренный износ двух механизмов, проверьте состояние срабатывания ручного тормоза.

Слишком натянутый трос приводит к тому, что рычаг, установленный внутри механизма, постоянно удерживает подшипники в разомкнутом состоянии и контактирует с барабаном, труясь о него.

В случае выявления износа элементов только с одной стороны, необходимо проверить регулировку механизма разблокировки. Если этот механизм не отрегулирован должным образом, он прижмет их к барабану.

Ну и не забываем, что с одной стороны причиной износа могут стать проблемы с агрегатом — аэрация линии, ее засор, повреждение манжет рабочего цилиндра.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв