Уже из названия понятно, что моторное масло используется для смазки деталей цилиндро-поршневого узла, коленчатого вала и других деталей поршневых двигателей внутреннего сгорания, а также роторных двигателей внутреннего сгорания. Но их огромное количество как по классификациям, так и по маркировке. Чтобы знать, что заливать в масляный отсек двигателя, нужно уметь расшифровывать буквы и цифры, нанесенные на канистру или бутылку с моторным маслом.
Содержание статьи:
- Вязкость по SAE: что означают эта марка и индекс?
- Маркировка API: что это такое?
- Международная классификация моторных масел.
- Технические характеристики автомобилей.
- Вывод.
Содержание
Вязкость по SAE: что означает этот класс и индекс
Маркировка, указанная на упаковке моторного масла, должна содержать всю необходимую информацию о применении и технических характеристиках.
Как и тормозные жидкости, моторные масла также имеют свои стандарты качества. Это сделано для того, чтобы каждому производителю было проще маркировать выбранную и утвержденную стандартную систему.
Мировые производители имеют такие классификации:
- SAE.
- API.
- МОРЕ.
- ILSAC.
- ГОСТ.
Наиболее популярны 3 классификации. Это: API, ACEA и ГОСТ. Каждая классификация упрощает выбор покупателя.
Классификация моторных масел по типу двигателей:
- для бензиновых двигателей;
- для дизельных двигателей;
- универсальное масло (как для дизеля, так и для бензина).
Классификация моторных масел по химическому составу:
- минеральная;
- синтетический;
- полусинтетические.
На этикетке емкости помимо кода маркировки должен быть указан химический состав (минеральный, синтетический или полусинтетический). В случае трансмиссионных масел также есть классификации, сертификаты, типы, типы и классы — вам нужно знать, производите ли вы замену в автоматической или механической коробке. Перед покупкой следует изучить отзывы и рейтинги трансмиссионных масел. Любое масло состоит из основного компонента и присадок (присадок). Основным компонентом нефти являются масляные фракции, полученные в результате переработки нефти.
На этикетке тары с различными маслами, как правило, указывается:
- Класс вязкости (SAE, API, ASEA, ILSAC, ГОСТ).
- Технические характеристики производителя согласно стандартам SAE, API, ASEA, ILSAC, ГОСТ.
- Производственные допуски.
- Штрих-код.
- Дата изготовления и номер партии.
- Специальные категории моторных масел.
- Дополнительная маркировка (маркетинговая стратегия для увеличения продаж, например, добавление слова «умные молекулы» и т.д.).
Для примера, возьмем фото канистры масла с этикеткой, на которой есть маркировка и расшифруем ее:
Классификация моторных масел по SAE
Как мы уже знаем, обозначение в коде SAE (CAE) — это международный стандарт, который устанавливает, какой должна быть вязкость при разных температурах.
Моторные масла по SAE делятся на 3 вида:
- зима;
- летом;
- все сезоны.
Зимние масла
именно параметр вязкости определяет сезонность масел. Для зимних масел особенность в том, что даже в сильные морозы зимнее масло не должно загустевать, создавая тем самым проблемы с двигателем. Качественное зимнее масло должно обеспечивать плавный и беспроблемный запуск двигателя.
Согласно правилам SAE, в зимнем масляном шифре это будет буква W. Перед буквой W цифры означают: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и т.д.
Что происходит с зимним моторным маслом, если эксплуатировать его летом?
Из-за того, что летом масло подвергается высоким термическим нагрузкам, оно становится жидким и не образует смазочную пленку. А если жидкость становится более жидкой, давление в маслосистеме уже ниже нормы.
Летние масла
По конструкции уже понятно, что этот вид масла не предназначен для работы при температуре ниже 0 градусов. В отличие от зимних масел, летние масла имеют более высокую вязкость, поэтому они не становятся жидкими при нагревании. Из-за относительно высокой вязкости такое масло в условиях отрицательной температуры будет затруднять запуск двигателя, а в случае его запуска детали двигателя внутреннего сгорания будут подвергаться большему износу, пока двигатель не прогреется.
Летние масла не содержат буквы W. Они обозначаются только цифрами, например: 10,20, 30, 40. Чем выше числовое значение, тем выше вязкость летнего масла. Плотность масел определяется значением кинематической вязкости (Стокса). Значение плотности, например, для обозначения 20 указывает на то, что при температуре +100 градусов краевая плотность составляет 8-9 сантистокс.
Всесезонные масла
Такие масла считаются универсальными, поскольку их можно использовать как в холодное, так и в жаркое время года. По стандартам SAE всесезонные масла маркируются кодом, например, SAE 5W-40.
Чтобы глаза не гонялись при выборе моторных масел, нужно пользоваться простым правилом: чем больше пробег, тем выше должна быть вязкость моторного масла.
Параметр вязкости хоть и очень важен для правильного выбора моторного масла, но не должен быть единственным. Есть еще много параметров (моющие средства, антиоксиданты, антикоррозионные, антифрикционные и т.д.), Которые определяют назначение и использование того или иного масла.
Маркировка API: что это?
Что касается классификации IPA, в том числе международной, то она формируется по следующим показателям:
- режим работы ДВС;
- тип двигателя;
- эксплуатационные свойства масла;
- год выпуска.
- условия эксплуатации;
По API масла имеют две категории:
- S. Масла, обозначенные буквой «S», используются только в бензиновых двигателях.
- C. Масла, обозначенные буквой «C», используются только в дизельных двигателях.
Что означает API?
По первой букве (S или C) уже известно, что масло предназначено для дизеля или бензина. Затем код содержит вторую букву, которая говорит о свойствах операции.
То есть расшифровка масел по API будет следующей:
- API. Это первое значение аббревиатуры.
- «CE» означает, что это энергосберегающее масло.
- I… X — римские цифры обозначают уровень экономии топлива.
- «S» (Сервис) или «C» (Коммерческий).
- После «S» или «C» стоит буква от «A» до «N». Эта буква указывает на уровень производительности. А — самый низкий сорт масла. N — высший сорт масла. Чем выше алфавит, тем выше ранг.
- Что касается универсальной маркировки масла, то есть также буква для бензиновых двигателей внутреннего сгорания (S) и для дизельных двигателей (C). Они обозначаются косой чертой, например: API SL / SF.
- И последнее в коде только для дизельных двигателей внутреннего сгорания — это цифра. То есть, если цифра в конце 2, то это масло для двухтактных двигателей. Если в конечном итоге номер 4, то для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Категории масел для бензиновых двигателей API S делятся на 12 классов. В связи с выходом постоянных новинок, некоторые устаревшие масла почти не используются. Вот некоторые классы:
Годы внедрения | 1980 г | 1989 г | 1994 г | 1997 г | 2001 г | 2004 г | 2010 г |
Масла для бензиновых двигателей API | SF | SG | SH | SJ | SL | SM | SN |
В категорию «С» входят 14 классов, то некоторые также не используются:
Год реализации | 1983 г | 1990 г | 1994 г | 1998 г | 2004 г | 2010 г |
Масла для дизельных двигателей API | ЕСТЬ | CF-4 | CF, CF-2, CG-4 | CH-4 | CI-4 | CJ-4 |
Моторные масла, прошедшие экзамены и испытания API и SAE, имеют круглые графические этикетки на емкостях. Вверху этикетки есть обозначение «API» (служба API). Вязкость по SAE и экономия энергии указаны в центре графической этикетки.
Этот знак применяется к маслам, которые сертифицированы и соответствуют требованиям API.
На этой наклейке написано: 1 — класс или классы масла; 2 — вязкость масла по SAE; 3 — энергосберегающее масло для бензиновых двигателей.
4 — обозначение CI-4 PLUS в сочетании с CJ-4 или CI-4 указывает на то, что масло устойчиво к повышенному загрязнению сажей и выдерживает более высокие нагрузки двигателя.
Если моторные масла используются по прямому назначению в соответствии с техническими условиями, то такое правильно подобранное масло увеличит срок службы двигателя и надолго защитит от преждевременного износа.
Международная классификация моторных масел
Помимо API и SAE, есть еще ACEA, ILSAC и российский ГОСТ из международных классификаций моторных масел.
Маркировка ACEA
Ассоциация европейских автопроизводителей разработала собственную классификацию моторных масел. ACEA определяет характеристики, применение и категорию масла.
Классы АСЕА:
- дизель;
- газ.
На сегодняшний день АСЕА классифицирует масла на 3 категории и 12 классов:
- А / В — для бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания легковых автомобилей, микроавтобусов, микроавтобусов (A1 / B1-12, A3 / B3-12, A3 / B4-12, A5 / B5-12).
- C — означает, что это масло для бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания с катализатором выхлопных газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12).
- И — в обозначении указано, что это только для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
Классификация по ГОСТ
Что касается российских моторных масел, то они должны быть классифицированы по ГОСТ 17479.1-85 и делятся на:
- Классы кинематической вязкости (Стокса).
- Классы по эксплуатационным свойствам.
По классификации кинематической вязкости подразделяются на:
- летом — 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
- зимой — 3, 4, 5, 6;
- все сезоны — 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16. Первый номер — для зимнего класса, второй — для летнего.
Чем больше цифры (любые), тем выше вязкость. Буквы от «A» до «E» распределяют область применения. Всего их 6: A, B, C, D, D, E.
- Индекс «1» означает, что это масло для бензиновых двигателей.
- Индекс «2» — для дизельных двигателей.
- Без индекса — универсальные масла.
Классификация масел по ILSAC
ILSAK — совместная разработка Америки и Японии. Международный комитет по стандартизации и апробации определяет 5 стандартов для моторных масел внутреннего сгорания:
- ILSAC GF1.
- ILSAC GF2.
- ILSAC GF3.
- ILSAC GF4.
- ILSAC GF5.
Эти классы аналогичны стандартным классам API. Разница между ILSAK и API в том, что масла ILSAK энергосберегающие и всесезонные. ILSAC отлично подходит для японских автомобилей (TOYOTA, NISSAN, MITSUBISHI, LEXUS, SUZUKI и других).
Какие классы стандарта ILSAC соответствуют классам стандарта API:
- GF2 — те же требования, что и масла API SJ; по вязкости — как в SAE 0W-20, 5W-20.
- GF1 (устаревшее) — требования к качеству масла по API SH; Требования к вязкости такие же, как у SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
- GF3 — аналог API SL, применяемый с 2001 года.
- GF5 — требования такие же, как и для SN.
- GF4 — требования такие же, как для SM.
В соответствии со стандартом ILSAK для японских автомобилей существует класс JASO DX1. Но это только для турбодизельных двигателей. Для двигателей внутреннего сгорания со встроенной турбиной и с высокими экологическими требованиями.
Технические спецификации автомобилей
Основные минимальные условия, установленные API и ACEA, которым должны соответствовать производители масел и транспортных средств. В разных двигателях внутреннего сгорания условия эксплуатации моторного масла разные, они испытывают разные нагрузки.
В связи с тем, что за счет конструкции двигателей создаются разные мощности, и одно масло работает в экстремальном режиме, другое — в тонком, производители ДВС создали специальные системы классификации, так называемые допуски. Это производители двигателей для хороших автомобилей, таких как AUDI, BMW, MERCEDES, SKODA, VOLKSWAGEN, PORSCHE, FORD, RENAULT И FIAT. То есть эти же производители рекомендуют свои разработки в области присадок к маслам. В инструкции по эксплуатации таких автомобилей есть спецификации, согласно которым вы можете увидеть номера, подходящие для конкретного двигателя, и которые должны быть напечатаны на упаковке моторного масла рядом с кодом.
Система допусков WAG для легковых авто
- VW 502.00 — предназначен для двигателей с турбонаддувом.
- VW 500.00 — моторное масло энергосберегающее (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.);
- VW 501.01 — всесезонное моторное масло, предназначенное для бензиновых двигателей внутреннего сгорания до 2000 г;
- VW 506.00 — энергосберегающее моторное масло с классом вязкости 0W-30 для двигателей внутреннего сгорания V6 TDI — * замена каждые 30 тыс. Км. Для 4-х цилиндрового TDI замена масла через 50 тыс. Км. Рекомендуется для дизельных двигателей 2002 года и более поздних версий.
- VW 505.00 предназначен для дизельных двигателей TDI, это Audi, Skoda и Volkswagen до 2000 года.
- VW 506.01 — это разрешение распространяется на двигатели внутреннего сгорания с турбонаддувом и насос-форсункой PD-TDI. Продолжительность увеличилась, как и предыдущая.
- VW 503.00 — для бензиновых двигателей вязкость таких масел SAE 0W-30. К тому же особенность в том, что такое масло нужно менять реже, после 30 тыс. Км.
- VW 505.01 предназначен для двигателей PDE с инжектором.
- VW 504.00 — масло для тех же двигателей внутреннего сгорания, что и 503, но выхлопная система должна быть оборудована трехкомпонентным катализатором.
Система допусков для автомобилей Mersedes-Benz (легковых)
Знаменитая автомобильная компания Mercedes имеет собственные разрешения на использование моторных масел.
То есть, если, например, тара имеет обозначение МБ-229.1, то этот допуск говорит о том, что масло подходит как для дизельных, так и для бензиновых двигателей, но только до 1997 года.
МВ 229,5 — этот допуск информирует о том, что масло энергосберегающее для дизельных и бензиновых двигателей внутреннего сгорания с увеличенным сроком службы.
МВ 229.31 — соответствует спецификациям SAE 0W и SAE 5W. Эта толерантность снижает содержание фосфора и серы в масле.
Система допусков BMW
- BMW longlife 01 — масло, одобренное для двигателей 2001 года выпуска.
- BMW loglife 98 — допуск сообщает, что это моторное масло после 1997 года. Соответствует сертификату SAE A3 / B3. Увеличен срок службы, то есть такое масло нужно реже менять.
- BMW longlife 01FE — масло для двигателей внутреннего сгорания, эксплуатируемых в тяжелых условиях.
- BMW longlife 04 — масло с этим допуском может использоваться в новых современных двигателях BMW.
Система допуска Renault
- RN 0700 — соответствует сертификатам ACEA A3 / B4 или ACEA A5 / B5.
- RN 0710 — соответствует ACEA A3 / B4.
- RN 0720 — масло с этим допуском предназначено для новых дизельных двигателей с сажевыми фильтрами последнего поколения, соответствует ACEA A3 с дополнительными требованиями RENO.
Система допусков Ford
- Ford M2C913-B — масло с этим допуском подходит для бензиновых и дизельных двигателей, но для первоначальной заправки или сервисной замены. Кроме того, он соответствует требованиям сертификата ILSAK GF-2, ACEA A1-98, B1-98.
- Ford WSS-M2C913-A — масло 5W-30 с этим допуском используется для первоначальных и сервисных изменений. Соответствует ILSAC GF-2, ACEA A1-98, B1-98 и дополнительным требованиям компании Ford.
- Ford WSS-M2C913-D — масло с этим допуском предназначено только для дизельных двигателей, за исключением автомобильного двигателя FORD KA TDCI до 2009 года. Также не подходит для автомобилей с 2000 по 2006 год. Увеличенный срок службы (меняют реже). Он предлагает возможность заправки биодизелем и топливом с высоким содержанием серы.
- Ford WSS-M2C948-B — для бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания с каталитическим нейтрализатором. Соответствует сертификату ACEA C2. Имеет требования к вязкости, она должна быть 5W-20. Также должно быть недооцененное образование сажи.
- Ford WSS-M2C934-A — для дизельных двигателей с сажевыми фильтрами DPF.
Вывод
Изучив вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что подходящее моторное масло вы сможете выбрать самостоятельно.
- Далее давайте посмотрим на требования к моторным присадкам (см. Классификации ACEA и API). Должна быть информация о том, для каких марок и моделей автомобилей подходит это масло.
- Сначала определяем тип масла по химическому составу (это синтетическая, полусинтетическая или минеральная вода). Далее мы сосредоточимся на параметре вязкости.
- Кроме того, наблюдаем, есть ли дальнейшие обозначения (например, longlife — это больший срок службы, то есть менять нужно будет реже).
- Кроме того, могут быть ограничения и рекомендации по заливке такого масла в двигателях с турбонаддувом, рециркуляционным охлаждением газа, промежуточным охлаждением, подъемом клапана и регулировкой времени.