Вариатор или автомат: что лучше? А может робот или какая-нибудь автоматическая коробка передач нового поколения, вроде DSG? С этими вопросами сталкивается каждый автомобилист, стоящий перед выбором новой машины. Сегодня автоматическими боксами оснащаются многие современные автомобили, от грузовиков до микролитражных автомобилей. В этой статье мы рассмотрим плюсы, минусы и отличия основных типов АКПП.
Все больше автовладельцев, покупая новый автомобиль, переходят с традиционной механической коробки передач на различные типы автоматических трансмиссий. Это легко объясняется тем, что пользоваться АКПП проще и удобнее. Что касается женщин, то среди них приверженцев «автоматов» большинство и подавляющее большинство.
В конце статьи смотрите видеообзор наиболее популярных видов автоматических трансмиссий с описанием их основных достоинств и недостатков.
Также следует учитывать, что покупая машину на вторичном рынке, человек, далекий от автомобильной техники, легко может попасть на соблазн недобросовестных продавцов, которые разносят робота или вариатор как классический автомобиль. Поэтому желательно, чтобы каждый водитель уметь отличать эти типы коробок передач друг от друга.
Содержание
Виды АКПП: гидротрансформатор, вариатор, робот
Автоматические трансмиссии (сокращенно — коробка передач) чаще всего включают в себя следующие устройства:
- Гидротрансформатор (классический автомат);
- Вариатор (вариатор);
- Пункт управления роботом (робот).
У каждого из них есть свои отличия, плюсы и минусы. Итак, прежде чем определять победителя, вам следует рассмотреть их все по очереди более подробно.
Гидротрансформатор (классическая коробка-автомат)
Гидротрансформаторы настолько распространены, что именно этот тип АКПП стал нарицательным для всех остальных типов АКПП — «АКПП».
Особенностью гидротрансформатора является наличие в нем специального трансмиссионного масла, которое постоянно циркулирует по замкнутому кругу под давлением. Это поток масла, который передает крутящий момент от двигателя на колеса автомобиля.
Автоматические трансмиссии постоянно модернизируются, и если еще десять лет назад 4-ступенчатый автомат считался нормой, то теперь это уже явный анахронизм и его место заняли 6, 7 или даже 8-ступенчатые автоматы.
Эти нововведения позволяют экономить топливо, а наличие интеллектуальной электроники позволяет выбирать между разными режимами движения («Спорт», «Зима» и другие). Ну и конечно же уже ставшее повсеместным ручное переключение «Тип-троник» порадует тех, кто любит сам управлять процессом вождения, но не готов менять автомат на «механику». Подробнее об особенностях автоматического управления читайте в инструкции: Как пользоваться автоматической коробкой передач.
Можно выделить следующие преимущества классических игровых автоматов:
- Легкость использования;
- Ручной режим переключения;
- Невозможность перегреть двигатель.
Но у машин есть и недостатки:
- Высокая стоимость авто с автоматической коробкой передач;
- Длительная буксировка невозможна;
- Большой расход топлива.
- Дорогое обслуживание и ремонт;
Однако конструкторы успешно работают над устранением всех этих недостатков и в скором времени смогут от них избавиться.
Вариатор (CVT)
Вариатор — это разновидность бесступенчатой трансмиссии. Сокращенно этот тип коробки передач обозначается тремя латинскими буквами CVT, от английского Continuously Variable Transmission.
Опытному автовладельцу иногда бывает сложно отличить селектор вариатора от рычага переключения передач обычного автомобиля с автоматом. Однако, несмотря на внешнее сходство, работают такие коробки совершенно по-другому.
Проще говоря, вариатор состоит из двух шкивов (дисков), между которыми переброшен ремень (реже цепь). Шкивы могут двигаться и разъединяться, в результате чего изменяется передаточное число.
Отличительная особенность вариатора — полное отсутствие шестерен и, как следствие, отсутствие переключения между ними. Передаточные числа меняются, но этот процесс продолжается. Отличная плавность хода: это главный козырь вариатора. В целом ускорение в автомобиле с вариатором чем-то похоже на ускорение в троллейбусе. Так что комфорт водителя и пассажиров гарантирован.
Благодаря тому, что вариатору не приходится «щелкать» по передаче, трансмиссия постоянно работает на максимальном крутящем моменте, поэтому автомобиль ускоряется быстрее.
Итак, накопитель может отметить в своем активе следующие преимущества:
- Низкий расход топлива;
- Комфорт;
- Низкий вес.
- Быстрое и чрезвычайно плавное ускорение
Но широкому внедрению вариаторов препятствуют и его недостатки:
- Меньший срок службы, чем у классических автоматических коробок передач;
- Высокая стоимость ремонта и обслуживания;
- Высокая цена.
- Работает довольно шумно, что слышно в салоне;
- Не любит резких стартов и агрессивной езды;
Робот (роботизированная КПП)
Роботизированные трансмиссии представляют собой своего рода компромисс между автоматической и механической трансмиссией.
По сути, робот — это тот же «механик», только блок управления, управляемый сервоприводами, задействован в переключении передач. Когда робот переключает передачи, возникает такая же пауза, как и в автомобилях с механической коробкой передач.
Помимо паузы между сменами, водителям приходится сталкиваться с некоторыми другими недостатками роботизированных трансмиссий. Основные недостатки робота следующие:
- Толчки и вздохи при переодевании;
- Обязанность постоянно активировать режим «N» (нейтраль) в пробках, чтобы избежать перегрева сцепления;
- Невозможность буксировки.
- «Задумчивость» робота;
Так что недостатков у этой коробки достаточно, но автомобили с ней продолжают продавать, потому что эти недостатки как-то нивелируют такие достоинства роботов:
- Низкая стоимость (намного дешевле, чем «автомат» или вариатор);
- Снижение расхода топлива.
Несмотря на это, такие роботы явно устарели и уступают место другим разработкам, например, заранее выбранной трансмиссии типа DSG.
Коробка передач DSG — что это такое?
DSG (Direct Shift Gearbox) — эволюционное продолжение роботизированных коробок передач. Ее еще называют заранее выбранной трансмиссией: это второе поколение «роботов».
Такие коробки на сегодняшний день являются самыми совершенными. Они оснащены одновременно двумя дисками сцепления: один переключает четные передачи, а второй — нечетные. Фактически это две коробки передач в одном корпусе.
Изюминкой коробки DSG является то, что внутри нее постоянно включены две передачи: во время движения только один из 2 дисков сцепления замыкается, а второй постоянно находится в готовности и включает передачу, как только открывается первый диск. Благодаря такой схеме переключение происходит практически мгновенно и плавность работы сравнима с вариатором.
Но даже такая, казалось бы, идеальная коробка передач, как DSG, имеет свои недостатки. Конструкция преселективных трансмиссий чрезвычайно сложна. Все это приводит к тому, что его обслуживание нельзя назвать дешевым.
К тому же даже на крупных заправках часто не берутся ремонтировать коробки DSG. И их ремонт в большинстве случаев просто невозможен. Поэтому в случае неисправности часто бывает необходимо модифицировать весь предварительно выбранный блок трансмиссии, и только иногда это может быть ограничено заменой электронного блока управления.
Кроме того, к списку недостатков коробок передач DSG можно добавить и перегрев сцеплений после долгой поездки, в результате чего во время работы коробки передач со временем возникают толчки.
Учитывая все вышесказанное, мы считаем, что преселективные трансмиссии, несмотря на всю технологичность, все же остаются довольно «сырыми», слишком дорогими и не подлежат ремонту.
Вариатор или автомат — что лучше?
Изучив сильные и слабые стороны автоматических трансмиссий, можно вернуться к вопросу, что лучше: вариатор или автомат? Но однозначного ответа нет.
Сторонники автоматов делают ставку на достаточно высокую надежность таких ящиков, их удобство, наличие различных режимов работы и возможность независимого переключения. Они ненавидят приводы из-за шума в кабине, нехватки ресурсов и периодического перегрева, который напрямую ведет к дорогостоящему ремонту и даже замене коробки передач.
С другой стороны, сторонники вариатора прямо утверждают, что после езды на автомобиле с такой коробкой даже самые плавные машины выглядят «рывками». К тому же вариаторы имеют меньший расход топлива. Что касается дороговизны ремонта и частых поломок, то многие продолжают закрывать глаза на эти аспекты.
Однако нам кажется, что в этой борьбе следует отдавать предпочтение классической АКПП (гидротрансформатору). Да, вариатор более плавный и плавный, а DSG быстрее и дешевле. Но вариаторы требуют спокойного стиля вождения (а их надежность оставляет желать лучшего), а недостатки предустановленных коробок передач, на наш взгляд, значительно перевешивают все их достоинства.
Если трезво оценить ситуацию, становится понятно, что на сегодняшний день среди всех типов АКПП конструкция гидротрансформатора является наиболее проработанной и надежной, а многие ее недостатки уже устранены или не являются критичными.