Многие автопроизводители оснащают свои автомобили специальным датчиком, входящим в электронную систему управления, отвечающим за впрыск топлива.
Конструкторы назвали это устройство — лямбда-зонд, в обиходе его принято называть кислородным датчиком, сокращенно ДК.
Введенные в последние годы суровые экологические нормы вынудили большинство производителей автомобилей устанавливать на свои автомобили каталитические нейтрализаторы. Эти устройства предназначены для значительного уменьшения количества вредных веществ в выхлопных газах.
Но изменение оптимального процентного содержания компонентов в топливовоздушной смеси может привести к выходу катализатора из строя, поэтому необходимо проверить его состав. Для выполнения этой функции на автомобили был установлен кислородный датчик.
Свое название — лямбда, этот прибор получил от одиннадцатого символа греческого алфавита. Он используется в автомобильной промышленности для определения наличия свободного кислорода в выхлопных газах. Оптимальное соотношение — одна часть топлива на 14,7 воздуха. Достичь такой точности можно только с помощью электронного устройства впрыска топлива в топливную систему автомобиля, что невозможно без лямбда-зонда.
В основном перед катализатором в выпускном коллекторе принято устанавливать кислородный датчик. Но для анализа эффективности катализатора и большей точности определения остаточного содержания кислорода некоторые производители автомобилей, например Mitsubishi, начали установку второго ДЦ. Дополнительный лямбда-зонд расположен после катализатора в выхлопной трубе и контролирует основной лямбда-зонд.
Содержание
Есть ли разница в кислородных датчиках
Производители устанавливают на автомобили различные типы лямбда-зондов, они различаются:
- Количество проводов для подключения датчика может варьироваться от одного до шести.
- Ширина мерок. Есть широкополосный и узкополосный. Первые работают в диапазоне измерения кислорода от 0,7 до 1,6, вторые — при значении больше 1.
- Дизайн: пластинчатый, пальчиковый.
- Сопротивление нагревательного элемента.
- Способ крепления: фланцевый, резьбовой.
Mitsubishi lancer 10 имеет четырехконтактный датчик с резьбой. Особенностью таких устройств является то, что разъем выходит с проводами: заземляющим, питающим ТЭН, сигнальным и дополнительным.
Lancer 10 оснащен кислородным датчиком, один провод которого заземлен, второй — сигнальный, а два других — для нагревателя, который при 20 ° имеет сопротивление 4,5 — 8.
На двигателях 1.5-1.6 в основном устанавливается лямбда-зонд BOSCH, а модели с двигателем 1.8-2.0 оснащаются датчиком от DENSO. Датчики кислорода, рекомендованные производителем на Lancer X и циркониевых устройствах аналогичной конструкции, взаимозаменяемы.
Оригинальные датчики и подходящие аналоги
Если не работает ДК, можно найти замену по нескольким параметрам: название запчасти, артикул, OEM. В основном при выборе нового кислородного датчика следует исходить из моторного оборудования автомобиля. Например, Lancer X с двигателем 1.5 комплектуется двигателем 4A91, а на автомобили этой марки 1.8-2.0 устанавливаются двигатели 4V11 и 4V10. Во-первых, давайте разберемся с понятием OEM. Это оригинальные запчасти производства компании Mitsubishi.
Для двигателя с датчиком кислорода OEM на полтора литра подходят запчасти со следующим обозначением: первый код — 1588A192, задний — 1588A195. Но зачастую цена на такие детали значительно завышена и получить ее проще с помощью изделия. Это маркировка, нанесенная производителем на запасную часть машины, которая позволяет ей заразиться. В большинстве случаев буквальное и цифровое обозначение ДК разных производителей существенно различается. Например, датчик кислорода от производителя Sailing имеет артикульный номер: 15881711.
И у Bosch есть эта марка — 025801022 или 0258986602, которая используется в системах управления ДВС ВАЗ. Маркировка находится на датчике, в его документации, на упаковке. Но лучше ориентироваться на мнение профессионала, ведь часто артикул и OEM меняются по определенным причинам:
- В настоящее время вносятся изменения в конструкцию узла или детали.
- Появляются новые аналоги.
- Устаревшие статьи приостановлены.
Поэтому в поисках необходимого для замены лямбда-зонда необходимо руководствоваться всеми известными параметрами.
Замена ДК
Основным признаком неисправности переднего и второго кислородных датчиков часто является светящийся значок на приборной панели — Check-Engine. Компьютерная диагностика более полно укажет, где произошла неисправность устройства. Например, код P0137 указывает на проблему напряжения (низкого) в цепи постоянного тока. Основными индикаторами неисправности кислородного датчика являются:
- Повышенная токсичность выхлопных газов.
- Треск в области катализатора.
- Увеличение расхода топлива, хотя этому могут способствовать многие факторы.
- Негативные изменения в динамике разгона.
При возникновении любого из этих факторов необходимо диагностировать работу кислородных датчиков. Если первый лямбда-зонд неисправен, замена его вторым ДК может решить проблему. В этом случае можно заменить датчик, расположенный после катализатора, на более дешевый аналог. Для этого подойдет лямбда-зонд 2 от Калины или аналогичный прибор от другой модели ВАЗ. В любом случае их цена будет существенно ниже, чем у оригинальной базы отдыха. Еще один способ обойти ЭСУ двигателя — установить обманку зонда лада.
Как сделать обманку
Lancer X имеет два кислородных датчика. Если наиболее важна функция контроля топливной смеси спереди, второй лямбда-зонд предназначен для анализа работы катализатора и корректировки показаний установленного спереди ДК. Если при выходе из строя первого кислородного датчика его необходимо заменить, второй лямбда-зонд можно заменить на смесь. Есть несколько способов обмануть ESA. Первый — это электронный метод, в котором с помощью конденсатора и резистора можно отключить программный опрос второго датчика. Второй — сменить прошивку ЭБУ. Третий — вставить металлическую обманку.
Оба метода позволяют избежать замены дорогостоящего второго датчика, который часто выходит из строя.