80 публикаций4 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
Многие автовладельцы рассматривают возможность тюнинга микросхемы двигателя. Однако по сравнению с общей массой автовладельцев это капля в море, ведь большинство водителей еще не знают, что такое микросхема тюнинга двигателя, в чем ее суть и для чего она нужна. Об этом и поговорим дальше.
Содержание
Радости нет предела
Первые несколько месяцев после покупки новой машины новоиспеченный хозяин не признается счастьем. Ему нравится красота и блеск нового кузова, запах салона, спокойный рев двигателя.
При этом особое внимание водитель уделяет периоду обкатки, при этом двигатель все равно не дает максимальных параметров и просто «трутся» с остальными механизмами.
Но время проходит, и через 5-10 тысяч километров ничего не меняется: двигатель не показывает ожидаемой динамики, расход топлива остается на высоком уровне, максимальные обороты ограничены прошивкой, разгон с нуля до сотни остается прежним такой же «тупой».
Что делать в такой ситуации?
Если автомобиль уже успел полюбиться и нет желания тратить время на выбор нового, то можно заняться тюнингом двигателя. Это решит проблему с минимальными затратами.
Почему бы и нет
В последнее время такая модная процедура стала очень популярной у автомобилистов.
Мастеров, готовых отремонтировать «мозг» практически любой машины, становится все больше: было бы желание и деньги.
Казалось бы, эта услуга решает множество проблем: увеличивается мощность двигателя, снижается расход топлива, снимаются ограничения по количеству оборотов.
Но не все так просто. Есть множество нюансов, о которых следует помнить каждому автолюбителю.
Немного истории
Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению чип-тюнинга, напомним историю его появления.
Впервые это направление появилось в начале 1990-х годов, когда информационные технологии только начали развиваться семимильными шагами».
Всего за несколько лет компьютеры начали выполнять самые сложные задачи во всех отраслях промышленности, включая автомобильную промышленность.
Именно в те годы автомобилисты впервые узнали о существовании такой полезной системы, как бортовой компьютер.
Начали создаваться первое программное обеспечение, позволяющее вносить изменения в работу электронной системы автомобиля. Действительно, именно здесь началась эра «сколов».
В чем суть?
Принцип чип-тюнинга очень прост. Специалист с помощью ноутбука и специальной программы подключается к электронному блоку автомобиля и вносит ряд изменений в настройки системы.
В этом случае вмешательство в механическую часть автомобиля отсутствует (только электронная коррекция). В этом главное отличие от полноценного тюнинга двигателя с увеличением его мощности.
Как это возможно?
Задача управления двигателем возложена на специальные контроллеры, настройки которых при желании можно изменить.
В результате несложных манипуляций специалист способен:
- Увеличьте мощность двигателя;
- Снизить расход бензина;
- Исправьте работу форсунок и турбины.
В целом спектр возможностей достаточно широк.
Это программное «вмешательство» особенно важно после установки газового оборудования, когда требуется согласование работы двигателя на разных видах топлива.
Но в большинстве случаев «чиповка» производится для устранения заводских ошибок, увеличения мощности и снижения расхода топлива. Кроме того, данная прошивка доступна для всех автомобилей (главное условие — наличие ЭБУ и разъемов, необходимых для подключения).
Основные задачи
Мы уже говорили, что грамотная работа по перезапуску двигателя позволяет внести существенные изменения в характеристики его работы. Кроме того, каждый водитель поручает владельцу конкретную задачу.
Для одних самое главное — снизить расход топлива, для других — увеличить мощность двигателя, для других — сделать машину более динамичной, но при этом сохранить такой же расход (или снизить его).
Бывают ситуации, когда основная задача маяка — «снести» скорость резки, которая на многих моделях заводская. Следовательно, конечный результат напрямую зависит от четкости поставленной задачи.
В каких случаях нужна перепрошивка
Многие автолюбители решают тюнинговать двигатель просто потому, что это модно. На самом деле, лучше не связываться с «мозгами» машины и лезть в нее только тогда, когда это действительно необходимо.
Есть несколько ситуаций, в которых без внешнего вмешательства не обойтись:
- в-пятых, после удаления катализатора (это необходимо при переходе на более низкий класс ЕВРО-2, где нет таких существенных ограничений, как в случае ЕВРО-3 или ЕВРО-4);
- во-вторых, при переходе на газовый транспорт;
- в-седьмых, если необходимо снять ограничения оборотов, холостого хода или скорости (если есть).
- во-первых, через несколько месяцев эксплуатации в прошивке двигателя были обнаружены серьезные недоработки;
- в-четвертых, после снятия сажевого фильтра в топливной системе;
- в-третьих, в случае перевода автомобиля на бензин с более низким октановым числом (опять же в целях экономии);
- в-шестых, маскировать и устранять грубые диагностические ошибки, сделанные в имплантате;
В принципе, любая из этих причин может навести автомобилиста на мысль о необходимости такого вида тюнинга. Если проблем накопилось в целом, то без вспышки не обойтись.
Читайте также:
Как увеличить мощность автомобильного двигателя закисью азота N20
Основные этапы
Такая же процедура прошивки основных параметров двигателя происходит в несколько этапов.
Первая ступень.
К диагностическому разъему подключается компьютер, и основные параметры системы считываются с помощью специальной программы. Несколько секунд и на глазах мастера параметры, которые были выставлены мастерами на заводе.
Вариантов чтения всего два:
- второй вариант — использовать специальное программное обеспечение, с помощью которого можно вносить изменения в фоновом режиме. Самым популярным является программное обеспечение BDM.
- на автомобилях до 1997 года с перепрошивкой возникает ряд проблем, потому что не было диагностических разъемов (в том виде, в каком мы их знаем сегодня). Но хороший мастер умеет буквально «вытащить» память и произвести перепрограммирование (хотя не во всех моделях это возможно);
Вторая фаза.
Существующие параметры изменены на интересующие автомобилиста. С такой работой по «зубам» справятся только настоящие профессионалы, имеющие опыт настройки таких сложных систем.
Для большей надежности лучше обращаться в специализированные компании, где есть возможность использовать специализированное программное обеспечение и опыт работы с каждой конкретной прошивкой автомобиля.
Бывают ситуации, когда квалифицированные техники, прочитав заводскую программу, обнаруживают существенные ошибки, которые не позволяли двигателю полностью раскрыть свой потенциал.
Иногда получается одновременно увеличить крутящий момент, увеличить мощность двигателя и добиться снижения расхода топлива, что является ключевым моментом для многих автолюбителей.
Третья фаза.
На последнем, третьем этапе все изменения параметров контроллера «сбрасываются» в память ЭБУ. Принцип этой манипуляции аналогичен тому, что было выполнено вначале.
Время на выполнение операции не более нескольких минут. Самым важным во всем этом процессе является то, что всегда можно вернуться к исходным заводским настройкам.
Вопросы и ответы
Сегодня есть много автолюбителей, которые хотели бы провести чип-тюнинг двигателя своей машины, но не решаются. Основная причина — много вопросов, но практически полное отсутствие ответов.
Давайте разберемся с нюансами «сколов», которые больше всего волнуют автолюбителей.
Вопрос 1. Разработчики программного обеспечения на заводах-изготовителях тупее мастеров на заправках? Ведь они могут исправить сразу все досадные «глюки» автолюбителя (не ставить ограничение скорости, давать двигателю полную мощность и т.д.).
На самом деле параметр мощности для производителя не так важен, как может показаться. Сегодня более 90% всех выпускаемых на конвейере автомобилей не могут развить максимальную мощность. Существует много причин для этого.
Например, двигатель можно намеренно «заглушить», чтобы уменьшить выброс углекислого газа в атмосферу.
При этом разработчик может сделать тактически грамотный ход и выпустить две разные модели (по разной цене): одна будет иметь, например, мощность 200 л.с., а другая — 220. И это при том, что двигатели одинаковые (только разные прошивки).
Но в большинстве случаев снижение мощности двигателя вызвано необходимостью соблюдения норм современных экологических требований ЕВРО-4 (иначе автомобиль может не выйти на рынок). Вот почему большинство автомобилей не излучают истинную мощность.
В свою очередь, рядовому специалисту по прошивкам (да и автолюбителю) значения ЕВРО наплевать. Их основная задача — сделать двигатель мощнее, чего можно добиться за несколько часов. Так что дело вовсе не в интеллекте специалистов, а в целях и задачах.
Вопрос 2. Влияет ли вмешательство в «мозг» мотора на ресурс мотора?
Многие автолюбители обеспокоены тем, что после завершения тюнинга двигатель не сможет уйти от установленного производителем срока.
По сути, нет ни одного исследования, которое бы подтвердило или опровергло факт уменьшения ресурса. И проводить такие эксперименты слишком дорого.
Если прислушаться к логике, то при работе на полную мощность двигатель быстрее изнашивается. Но вопрос нужно задать иначе: заметит ли автомобилист?
«Миллионы» установлены в современных автомобилях, поэтому уменьшение ресурса на 50–100 тысяч километров вряд ли кто-то заметит. Кузов подвергнется коррозии и развалится быстрее, чем нормальный автомобиль преодолеет это расстояние.
Но при обращении в специализированную фирму (а тем более к частному мастеру) необходимо помнить, что никаких гарантий (тем более письменных) на долгую «жизнь» двигателя никто не даст. Каждый автомобилист решает вносить изменения на свой страх и риск.
Вопрос 3. Что с заводской гарантией?
Самое обидное для многих автомобилистов — это потеря заводской гарантии. Но в целом формат «гарантии» на машину слишком растяжимый.
Никто не заметит, что это мешает «мозгу» двигателя, когда необходимо заменить, например, лобовое стекло по гарантии.
Если после переделки сам двигатель «сошёл с рельсов», самодеятельность сразу обнаружится и производитель по праву откажется от возврата повреждённой машины по гарантии.
Как показывает практика, факт вмешательства встречается крайне редко. Но в любом случае, если вы цените гарантию, то лучше дождаться конца и только потом, с чистой совестью, проводить эксперименты на своей машине.
Вопрос 4. Насколько можно увеличить мощность двигателя?
Если основная задача автолюбителя — увеличение мощности, то его вопрос обязательно касается реальных перспектив чип-тюнинга.
В случае со стандартными атмосферными двигателями особых чудес ожидать не приходится. Оптимальное увеличение параметра — около 12% (в отдельных случаях возможно получение показателя 15%).
С турбодвигателями дела обстоят намного лучше. Так можно получить значительный «прирост» мощности — на 30 или даже 50% (при особом таланте мастера).
Вопрос 5. Какие параметры меняются при выполнении задания?
Оператор мастерской имеет возможность изменять многие параметры: время зажигания, параметры калибровки, коэффициент избытка воздуха и так далее. Но главное даже не в этом.
Хороший мастер знает, что регулировка одного параметра может привести к изменению целой группы других показателей.
Поэтому работа должна вестись с расчетом на конечный результат, а не на изменение каких-либо коэффициентов.
Главное — найти «золотую середину», когда выполнение одного мероприятия не приведет к ухудшению работы других систем.
Вопрос 6. С какой целью перепрошивать атмосферный двигатель, если прирост мощности минимальный?
Многие автомобилисты, узнав о потенциальном эффекте сколов, отказываются тратить деньги зря. Но здесь нельзя забывать, что увеличение мощности и крутящего момента взаимосвязаны.
Если мастеру удалось увеличить «лошадей» на 1%, крутящий момент увеличится на 5-7%. Таким образом, автомобиль становится намного более динамичным и «ярким» в движении.
Вопрос 7. Всегда ли экологическая составляющая страдает от увеличения мощности?
Чаще всего это неизбежно, и мастера сразу признаются автомобилистам. В большинстве случаев время зажигания может быть изменено.
Если увеличить этот параметр, мощность тоже увеличится, но количество вредных выбросов значительно увеличится. Хотя это мало кого волнует, кроме, конечно, тех же экологов и инспекторов ГАИ.
Вопрос 8. Работа дорогая?
Единого тарифа нет, потому что все зависит от выбранного автосервиса и марки (модели) авто. Если найти только одного мастера, то он может сделать работу за тысячу рублей.
Обратившись в специализированную компанию, затраты будут намного выше: до 10-15 тысяч рублей (для автомобиля объемом до 1,6 л) и до 30-40 тысяч рублей (для автомобилей объемом 1,8 и выше).
также нельзя однозначно сказать, что даже качество работы в квалифицированной службе не будет выше — все зависит от таланта, опыта и навыков специалиста.
Что касается гарантии, то ни одна из сторон ее не дает.
Вопрос 9. Как увидеть результаты работы?
После проведения ряда мероприятий автолюбитель (что вполне естественно) хочет увидеть реальные изменения в динамике движения автомобиля и других параметрах. Но многие разочарованы, потому что не замечают особых изменений.
Единственное, в чем можно убедиться — это отсутствие ограничений по количеству оборотов, увеличение динамики разгона и увеличение мощности (чаще всего это сразу заметно).
Если требуется более точная информация, у квалифицированных служб есть специализированные стенды, на которых проводятся испытания.
По полученным результатам можно сделать вывод о реальных изменениях в динамике автомобиля.
Вопрос 10. Можно ли сделать педаль акселератора более чувствительной?
Как показывает практика, это возможно. Но для максимального результата можно установить специальный корректор — небольшой электронный блок, подключенный между датчиком положения педали и электронным блоком управления.
В этом случае мощность сигнала увеличивается и отправляется непосредственно в ЭБУ автомобиля.
Установив такой корректор, можно навсегда избавиться от надоедливой «тупости» автомобиля при резком нажатии на педаль акселератора.
Вопрос 11. В чем разница между чип-тюнингом бензинового двигателя и чип-тюнингом дизельного двигателя?
На самом деле принципиальных отличий нет. Шаги по запуску прошивки одинаковы в обоих случаях. Единственное, что меняется, — это настраиваемые параметры.
Например, в бензиновом двигателе корректируется угол опережения зажигания. В случае дизельного двигателя угол впрыска требует изменения.
Но тут специалист сам решает, какой параметр делать, а какой лучше не трогать.
Вопрос 12. Есть ли разница в настройке турбированного и атмосферного двигателей?
В тюнинге турбированных и атмосферных двигателей есть свои тонкости.
В первом случае основная задача мастера — изменить данные давления наддува, а во втором — параметры подачи топлива и угол зажигания.
Мы уже говорили, что при правильной настройке можно увеличить мощность турбомотора почти на 25-50%, а атмосферного — на 6-15%.
Кроме того, регулируется объем впрыскиваемого топлива, что позволяет снизить «прожорливость» автомобиля на 10-20%.
Преимущества и недостатки
На основании всего вышесказанного можно сделать некоторые предварительные выводы о достоинствах и недостатках тюнинга микросхемы двигателя.
Преимущества прошивки включают в себя возможность увеличить мощность двигателя (а вместе с ней и крутящий момент), сделать автомобиль более экономичным, улучшить динамические характеристики, удалить ограничения скорости и числа оборотов, добиться более быстрого ускорения и так далее.
Но есть и минусы:
- Во-вторых, придется пожертвовать общими параметрами экологической совместимости;
- Во-первых, за выполнение таких работ придется заплатить определенную сумму (если речь идет о специализированной услуге, затраты будут очень значительными);
- В-третьих, всегда есть опасность попасться к недобросовестному мастеру, после работы которого быстро выйдет из строя двигатель. И тогда расходы намного серьезнее.
Выводы
Если вы уже решили оптимизировать чип своего автомобиля, то вы должны четко знать несколько вещей: зачем вы это делаете, кто будет выполнять эту работу и чего вы хотите достичь в конечном итоге.
В то же время вам необходимо четко понимать риски, связанные с перепрошивкой двигателя вашего автомобиля. Это единственный способ добиться успеха в таком предприятии.
Прислушайтесь к советам специалиста.