Как проверить катализатор на машине

59 просмотров

690 поделились 34.5k просмотров FacebookTwitterTelegram

В борьбе за бережное отношение к окружающей среде повышается все больше и больше стандартов в отношении вредных выбросов от автомобилей. По этой причине производителям автомобилей необходимо оснащать автомобили системами, снижающими именно эти выбросы.

Один из наиболее распространенных способов уменьшить количество вредных веществ в выхлопных газах — это оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.

С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен снизить вредные выбросы за счет химических реакций, расщепляющих вредные вещества на безопасные.

Но, с другой стороны, нейтрализатор — штука капризная, и его выход из строя может сильно испортить жизнь автовладельцу.

Устройство катализатора и его неисправности

Для начала немного теории о строении катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого размещены специальные катушки.

Как проверить катализатор на авто

Змеевик состоит из большого количества сот и часто изготавливается из керамики. Вся поверхность сот покрыта драгоценными металлами или их сплавами.

Именно эти металлы вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.

Как проверить катализатор на авто

Катализатор является элементом выхлопной системы и находится сразу за коллектором.

Как проверить катализатор на авто

Работу устройства контролируют два лямбда-зонда, один из которых установлен перед катализатором, а второй — за ним.

Как проверить катализатор на авто

Сравнивая показания этих датчиков, электронный блок проверяет работу устройства.

его слабое место — конструкция катализатора. Сотовые змеевики достаточно малы, поэтому могут довольно быстро засоряться.

Рассмотрим самые частые неисправности каталитического нейтрализатора.

Блок сот.

Эта проблема часто возникает из-за использования некачественного топлива или из-за неисправности двигателя, в результате чего масло попадает в цилиндры.

Большое количество сажи в выхлопном газе, образовавшейся из-за неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках гребенки, вызывая засорение.

Как проверить катализатор на авто

Разрушение катушки в результате сильного удара по корпусу.

Хотя эта неисправность встречается редко, она очень опасна.

Из-за удара катализатора, например, при движении по неровной дороге катушка ломается. В этом случае мелкие его части могут попасть в ЦП, что приведет к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.

Как проверить катализатор на авто

Плавление сот.

Внутренние компоненты катализатора хоть и рассчитаны на работу при высоких температурах, но их превышение выше критической точки приводит к плавлению керамической основы.

Как проверить катализатор на авто

Как проверить катализатор на авто

Ресурс катализатора исчерпан.

Даже если машину водили аккуратно, заправляли только качественным топливом, со временем прибор все равно выйдет из строя.

Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают металлический слой, нанесенный на керамическую основу. Таким образом, после длительной эксплуатации металлический слой полностью растворяется и катализатор перестает выполнять свои функции.

Как проверить катализатор на авто

Признаки неисправностей

Если есть проблемы с катализатором автомобиля, то будут какие-то признаки, указывающие на это, а их не так уж и мало.

Самая первая ласточка.

еще он самый очевидный: это загорание лампочки «Check Engine» на приборной панели и сканер во время диагностики выдает код ошибки, указывающий на проблемы с выхлопной системой.

Но этот симптом не может указывать на то, действительно ли катализатор забит или расплавлен. Просто блок электроники полагается на показания лямбда-зонда, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может привести к включению лампочки.

Второй признак.

Потеря динамики автомобиля при достижении определенной скорости. Например, при разгоне до 140 км / ч машина начинает «тупить». Кроме того, со временем будет уменьшаться полоса скорости, резко ухудшится динамика при достижении 140 км / ч, затем 120 км / ч, затем 90 км / ч.

Объяснение простое: из-за засорения катализатора выхлопные газы не могут полностью покинуть камеры сгорания, некоторые остаются, в результате чего «раздавливают» силовой агрегат.

И чем сильнее забиваются соты, тем медленнее газ «давит» двигатель.

Если вовремя не обратить внимание на такую ​​примету, это приведет к тому, что в не очень удачный момент двигатель не сможет запуститься. Плавление катализатора имеет те же симптомы, что и засорение.

Шумы.

Один из наиболее очевидных признаков — разрушение катушки катализатора. При работающем двигателе из-под автомобиля отчетливо слышны шумы и дребезжание.

Косвенный знак.

Появление сильного запаха сероводорода (также называемого запахом «тухлого яйца») в выхлопных газах.

Прочтите другие признаки неисправности катализатора здесь.

Способы проверки

Но прежде чем грешить на устройство, следует убедиться, что проблема кроется именно в нем.

Катализатор проверяют двумя способами: не снимая его с автомобиля и после его разборки.

Проверить, не снимая.

Не снимая его с автомобиля, прибор проверяют двумя способами: диагностируя выхлопную систему на газоанализаторе и тестируя противодавление в выхлопной системе.

Проверка газоанализатора — отличный вариант, но не все СТО оснащены таким оборудованием. А в маленьких городах вы вообще не найдете такого устройства.

Суть этого метода в том, что к выхлопной трубе автомобиля подключается газоанализатор и проводятся замеры.

Как проверить катализатор на авто

На основании химического анализа выхлопных газов определяется, засорен катализатор или нет.

Второй метод проверки противодавления более распространен и не требует сложного оборудования.

Суть такого контроля заключается в определении давления на входе нейтрализатора. Если он забит, давление перед ним будет увеличиваться при определенных оборотах двигателя.

Официально этот метод проверки проводится так: в трубе, подходящей для нейтрализатора, проделывается отверстие, к которому нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подключается медная труба.

Как проверить катализатор на авто

это необходимо для отвода тепла, полученного от выхлопной системы. Резиновая трубка помещается на конце медной трубки и соединяется с манометром.

Как проверить катализатор на авто

Сделав такой прибор, приступают к измерениям. Выхлопная система проверяется на всех режимах работы двигателя и по показаниям манометра определяется, не забит ли катализатор.

Кстати, в продаже есть специальные комплекты противодействия.

Как проверить катализатор на авто

Этот способ несколько сложен в исполнении: необходимо проткнуть трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.

Самостоятельная проверка на противодавление

Но можно несколько проще проверить катализатор на противодавление, и испытать его описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам АЗС.

Итак, нужен манометр и точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс / см2. Также вам понадобятся фитинг и длинный резиновый шланг.

Имея все это, вы можете приступить к измерению:

  1. Ставим машину на смотровую яму и обездвиживаем.
  2. Находясь под автомобилем, откручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
  3. На его место прикручиваем штуцер для датчика. Важно заранее подобрать фитинг, соответствующий размеру отверстия.
  4. Надеваем подготовленный резиновый шланг на штуцер. Сразу необходимо зафиксировать соединение хомутом.
  5. К другому концу трубы подключаем фитинг и также фиксируем хомутом.
  6. Просим помощника запустить двигатель и выставить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Проверить движок», но мы не обращаем на это внимания.
  7. После этого помощнику нужно довести обороты до 3000 и удерживать их 5-7 секунд, затем обороты снова увеличиваются — уже до 5000 и сохраняются.
  8. В этот момент манометр считывает давление на входе в катализатор во всех режимах работы двигателя.

    Как проверить катализатор на авто

    Если катализатор не забит и не расплавлен, показания манометра даже при 5000 об / мин не должны превышать 0,35 кгс / см пуп. А потом — это значение больше подходит для автомобилей, где при тюнинге доработали силовую установку. Для «стоковых» двигателей показания манометров до 0,5 кгс / см тоже будут нормальным щенком.

  9. Сделать этот метод можно самостоятельно, поместив в салон трубку с манометром. Чтобы сделать более точные измерения, лучше всего снимать их во время вождения. То есть машина едет по трассе, она должна двигаться на всех режимах, и в это время снимаются показания с манометра.

Контроль удаления.

Если вы не хотите беспокоиться о подключении труб и так далее, вы можете просто снять нейтрализатор с автомобиля и провести визуальный осмотр на свету.

Делается это просто: прибор разбирается с машины, с одной стороны ставится источник света (лампа, фонарь), а с другой вроде соты пропускает свет.

Как проверить катализатор на авто

Такой метод проверки даст понять, не засорился ли катализатор, но только при его удалении можно обнаружить серьезные проблемы. Во время работы стопорные гайки часто прилипают к болтам, и их бывает трудно оторвать.

Неотъемлемой частью катализатора является кислородный датчик, который также требует дополнительной диагностики — подробнее о том, как проверить лямбда-зонд, читайте.

Способы решения проблемы

Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забился, проблема должна быть решена.

Есть несколько вариантов решения проблемы:

  • Попробуйте очистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае небольшого засора. В случае расплавления, разрушения и полного засорения штампов таким способом проблема не решается.
  • Замена преобразователя на оригинальный. Проще всего его удалить, установить новый и все. Но оригинальный аналог стоит очень дорого, поэтому покупать его не всегда рекомендуется.
  • Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ навсегда забыть о проблеме с катализатором.

    Как проверить катализатор на авто

    Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для правильной работы ЭБУ потребуется перепрошить или воспользоваться обманом. Стоит отметить, что автомобиль с пламегасителем вместо нейтрализатора не может ездить в некоторых странах Европы.

  • Замена на универсальный преобразователь. Некоторые компании, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные автомобили. Стоит такой элемент дешевле оригинала, но с подбором и настройкой придется «помучиться;

Как устранить проблему с каталитическим нейтрализатором — решать автовладельцу. Мы рассказали, как проверить этот элемент несколькими способами и что делать в случае неисправности.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв