690 поделились 34.5k просмотров FacebookTwitterTelegram
В борьбе за бережное отношение к окружающей среде повышается все больше и больше стандартов в отношении вредных выбросов от автомобилей. По этой причине производителям автомобилей необходимо оснащать автомобили системами, снижающими именно эти выбросы.
Один из наиболее распространенных способов уменьшить количество вредных веществ в выхлопных газах — это оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.
С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен снизить вредные выбросы за счет химических реакций, расщепляющих вредные вещества на безопасные.
Но, с другой стороны, нейтрализатор — штука капризная, и его выход из строя может сильно испортить жизнь автовладельцу.
Содержание
Устройство катализатора и его неисправности
Для начала немного теории о строении катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого размещены специальные катушки.
Змеевик состоит из большого количества сот и часто изготавливается из керамики. Вся поверхность сот покрыта драгоценными металлами или их сплавами.
Именно эти металлы вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.
Катализатор является элементом выхлопной системы и находится сразу за коллектором.
Работу устройства контролируют два лямбда-зонда, один из которых установлен перед катализатором, а второй — за ним.
Сравнивая показания этих датчиков, электронный блок проверяет работу устройства.
его слабое место — конструкция катализатора. Сотовые змеевики достаточно малы, поэтому могут довольно быстро засоряться.
Рассмотрим самые частые неисправности каталитического нейтрализатора.
Блок сот.
Эта проблема часто возникает из-за использования некачественного топлива или из-за неисправности двигателя, в результате чего масло попадает в цилиндры.
Большое количество сажи в выхлопном газе, образовавшейся из-за неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках гребенки, вызывая засорение.
Разрушение катушки в результате сильного удара по корпусу.
Хотя эта неисправность встречается редко, она очень опасна.
Из-за удара катализатора, например, при движении по неровной дороге катушка ломается. В этом случае мелкие его части могут попасть в ЦП, что приведет к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.
Плавление сот.
Внутренние компоненты катализатора хоть и рассчитаны на работу при высоких температурах, но их превышение выше критической точки приводит к плавлению керамической основы.
Ресурс катализатора исчерпан.
Даже если машину водили аккуратно, заправляли только качественным топливом, со временем прибор все равно выйдет из строя.
Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают металлический слой, нанесенный на керамическую основу. Таким образом, после длительной эксплуатации металлический слой полностью растворяется и катализатор перестает выполнять свои функции.
Признаки неисправностей
Если есть проблемы с катализатором автомобиля, то будут какие-то признаки, указывающие на это, а их не так уж и мало.
Самая первая ласточка.
еще он самый очевидный: это загорание лампочки «Check Engine» на приборной панели и сканер во время диагностики выдает код ошибки, указывающий на проблемы с выхлопной системой.
Но этот симптом не может указывать на то, действительно ли катализатор забит или расплавлен. Просто блок электроники полагается на показания лямбда-зонда, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может привести к включению лампочки.
Второй признак.
Потеря динамики автомобиля при достижении определенной скорости. Например, при разгоне до 140 км / ч машина начинает «тупить». Кроме того, со временем будет уменьшаться полоса скорости, резко ухудшится динамика при достижении 140 км / ч, затем 120 км / ч, затем 90 км / ч.
Объяснение простое: из-за засорения катализатора выхлопные газы не могут полностью покинуть камеры сгорания, некоторые остаются, в результате чего «раздавливают» силовой агрегат.
И чем сильнее забиваются соты, тем медленнее газ «давит» двигатель.
Если вовремя не обратить внимание на такую примету, это приведет к тому, что в не очень удачный момент двигатель не сможет запуститься. Плавление катализатора имеет те же симптомы, что и засорение.
Шумы.
Один из наиболее очевидных признаков — разрушение катушки катализатора. При работающем двигателе из-под автомобиля отчетливо слышны шумы и дребезжание.
Косвенный знак.
Появление сильного запаха сероводорода (также называемого запахом «тухлого яйца») в выхлопных газах.
Прочтите другие признаки неисправности катализатора здесь.
Способы проверки
Но прежде чем грешить на устройство, следует убедиться, что проблема кроется именно в нем.
Катализатор проверяют двумя способами: не снимая его с автомобиля и после его разборки.
Проверить, не снимая.
Не снимая его с автомобиля, прибор проверяют двумя способами: диагностируя выхлопную систему на газоанализаторе и тестируя противодавление в выхлопной системе.
Проверка газоанализатора — отличный вариант, но не все СТО оснащены таким оборудованием. А в маленьких городах вы вообще не найдете такого устройства.
Суть этого метода в том, что к выхлопной трубе автомобиля подключается газоанализатор и проводятся замеры.
На основании химического анализа выхлопных газов определяется, засорен катализатор или нет.
Второй метод проверки противодавления более распространен и не требует сложного оборудования.
Суть такого контроля заключается в определении давления на входе нейтрализатора. Если он забит, давление перед ним будет увеличиваться при определенных оборотах двигателя.
Официально этот метод проверки проводится так: в трубе, подходящей для нейтрализатора, проделывается отверстие, к которому нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подключается медная труба.
это необходимо для отвода тепла, полученного от выхлопной системы. Резиновая трубка помещается на конце медной трубки и соединяется с манометром.
Сделав такой прибор, приступают к измерениям. Выхлопная система проверяется на всех режимах работы двигателя и по показаниям манометра определяется, не забит ли катализатор.
Кстати, в продаже есть специальные комплекты противодействия.
Этот способ несколько сложен в исполнении: необходимо проткнуть трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Самостоятельная проверка на противодавление
Но можно несколько проще проверить катализатор на противодавление, и испытать его описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам АЗС.
Итак, нужен манометр и точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс / см2. Также вам понадобятся фитинг и длинный резиновый шланг.
Имея все это, вы можете приступить к измерению:
- Ставим машину на смотровую яму и обездвиживаем.
- Находясь под автомобилем, откручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
- На его место прикручиваем штуцер для датчика. Важно заранее подобрать фитинг, соответствующий размеру отверстия.
- Надеваем подготовленный резиновый шланг на штуцер. Сразу необходимо зафиксировать соединение хомутом.
- К другому концу трубы подключаем фитинг и также фиксируем хомутом.
- Просим помощника запустить двигатель и выставить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Проверить движок», но мы не обращаем на это внимания.
- После этого помощнику нужно довести обороты до 3000 и удерживать их 5-7 секунд, затем обороты снова увеличиваются — уже до 5000 и сохраняются.
- В этот момент манометр считывает давление на входе в катализатор во всех режимах работы двигателя.
Если катализатор не забит и не расплавлен, показания манометра даже при 5000 об / мин не должны превышать 0,35 кгс / см пуп. А потом — это значение больше подходит для автомобилей, где при тюнинге доработали силовую установку. Для «стоковых» двигателей показания манометров до 0,5 кгс / см тоже будут нормальным щенком.
- Сделать этот метод можно самостоятельно, поместив в салон трубку с манометром. Чтобы сделать более точные измерения, лучше всего снимать их во время вождения. То есть машина едет по трассе, она должна двигаться на всех режимах, и в это время снимаются показания с манометра.
Контроль удаления.
Если вы не хотите беспокоиться о подключении труб и так далее, вы можете просто снять нейтрализатор с автомобиля и провести визуальный осмотр на свету.
Делается это просто: прибор разбирается с машины, с одной стороны ставится источник света (лампа, фонарь), а с другой вроде соты пропускает свет.
Такой метод проверки даст понять, не засорился ли катализатор, но только при его удалении можно обнаружить серьезные проблемы. Во время работы стопорные гайки часто прилипают к болтам, и их бывает трудно оторвать.
Неотъемлемой частью катализатора является кислородный датчик, который также требует дополнительной диагностики — подробнее о том, как проверить лямбда-зонд, читайте.
Способы решения проблемы
Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забился, проблема должна быть решена.
Есть несколько вариантов решения проблемы:
- Попробуйте очистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае небольшого засора. В случае расплавления, разрушения и полного засорения штампов таким способом проблема не решается.
- Замена преобразователя на оригинальный. Проще всего его удалить, установить новый и все. Но оригинальный аналог стоит очень дорого, поэтому покупать его не всегда рекомендуется.
- Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ навсегда забыть о проблеме с катализатором.
Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для правильной работы ЭБУ потребуется перепрошить или воспользоваться обманом. Стоит отметить, что автомобиль с пламегасителем вместо нейтрализатора не может ездить в некоторых странах Европы.
- Замена на универсальный преобразователь. Некоторые компании, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные автомобили. Стоит такой элемент дешевле оригинала, но с подбором и настройкой придется «помучиться;
Как устранить проблему с каталитическим нейтрализатором — решать автовладельцу. Мы рассказали, как проверить этот элемент несколькими способами и что делать в случае неисправности.