319 публикаций16 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Сегодня мы поговорим о датчике положения коленвала двигателя, где он находится, признаках его неисправностей, как проверить его на различных автомобилях с помощью инструментов.
Содержание
Как все работает
Современный автомобиль оснащен значительным количеством всевозможных датчиков, основная задача которых — контролировать работу механизмов или систем.
Данные этих датчиков передаются в электронный блок управления, который на основе полученной информации регулирует работу определенных систем.
Одним из важнейших из этих элементов управления является датчик положения коленчатого вала (ДПКВ, датчик ВМТ).
Этот датчик контролирует частоту вращения двигателя.
На основании своих показаний блок управления регулирует работу топливной системы и системы зажигания.
Если проще, то по показаниям ДПКВ блок управления ориентируется на то, сколько топлива подать в цилиндры и когда это делать, а также в какой момент заливать.
Поэтому, пожалуй, это единственный датчик, из-за неисправности которого силовая установка может не запуститься, так как сбой в его работе приведет к нарушению работы системы питания.
Даже если панель управления запустится, ее работа будет нестабильной, прерывистой и так далее, поэтому этот датчик коленвала очень важен, и вам нужно следить за его работоспособностью.
Расположение ДПКВ — особенности конструкции
Обычно этот датчик находится рядом со шкивом ременного привода генератора. На этом шкиве по окружности обычно делают кольцевую шестерню, так называемый синхронизирующий диск. Именно на вращение этого диска реагирует датчик.
Стоит отметить, что для точного получения данных о вращении коленчатого вала ДКПВ располагается на определенном расстоянии от диска.
Для правильно установленного устройства расстояние между его сердцевиной и вершиной любого зуба должно составлять 0,6-1,5 мм.
Расположение ДКПВ не самое удобное, но добраться до него вполне возможно.
На автомобилях используется несколько ДПКВ, различающихся по конструкции и принципу действия:
- Оптика.
- индукция (одна из самых распространенных);
- датчик Холла;
Не будем рассказывать о конструкции и особенностях работы каждого из них, сразу перейдем к недостаткам.
Читайте также:
Датчики, отвечающие за обороты двигателя
Признаки неисправности
Неисправность этого устройства проявится сразу. Симптомами неисправного ДКПВ являются:
- Под нагрузкой может возникнуть детонация.
- Невозможность запуска силовой установки;
- Динамика падающего автомобиля при движении;
- Плавающие обороты в разных режимах движения;
- Перебои в работе, нестабильность минимум;
Стоит отметить, что поскольку этот датчик очень важен для работы панели управления, в случае неисправности электронный блок сигнализирует об этом включением «Check Engine».
Конечно, причиной появления этой надписи или значка на приборной панели также может быть неисправность в какой-то другой системе, однако в сочетании с указанными симптомами сразу можно предположить, что во всех бедах виноват ДКПВ с машиной.
Способы проверки
Перед тем, как отправиться в автомагазин за новым датчиком, все же рекомендуется сначала проверить тот, который установлен на автомобиле.
Так будет намного быстрее определить, почему машина не работает, потому что возможно, что датчик вообще не отвечает за все, тем более что некоторые методы проверки не такие сложные.
Наиболее распространены:
- управление осциллографом.
- проверить сопротивление катушки датчика;
- комплексная проверка (сопротивление и изоляция катушки, индуктивность обмотки);
Первые две проверки довольно просты, вы можете сделать их самостоятельно, имея необходимые инструменты.
Третий способ самый точный, но его можно проверить только на специализированных станциях.
Проверка на ВАЗ 2110
Омметр (мультиметр).
Чтобы было понятнее, рассмотрим каждый метод проверки датчика коленвала на примере разных автомобилей.
Первым будет ВАЗ-2110, в котором используется устройство индукционного типа.
Значит, вышел из строя двигатель «Десятки» и есть все гипотезы, что это произошло по вине датчика коленвала. Под рукой есть мультиметр, который может работать в режиме омметра.
Этого достаточно, чтобы проверить сопротивление обмотки.
Первое, что нужно сделать, это осмотреть устройство, пока оно установлено в автомобиле, а точнее проверить расстояние между ним и диском синхронизации.
вполне возможно, что нет зазоров из-за налипшей на датчик или диска грязи, что привело к неисправности.
Если с зазором все в порядке, то сначала снимите прибор с машины.
На ВАЗ 2110 он находится на крышке масляного насоса.
Перед этим лучше отметить местонахождение ДПКВ.
Следующий шаг — оценка внешнего состояния. Корпус датчика должен быть целым, без следов повреждений, сердечник должен быть чистым, на контактных кабелях не должно быть следов окисления, а провода не должны иметь повреждений.
Если на ДПКВ видно внешнее загрязнение, можно перед проверкой его промыть (для этого используйте только чистый бензин или спирт), а также прочистить контакты напильником.
После очистки, ополаскивания и сушки можно приступать к измерению. Для этого переводим мультиметр в режим омметра и используем щупы для подключения к контактам датчика.
При измерении полезный ДПКВ должен показывать сопротивление в диапазоне 550-570 Ом.
Для других автомобилей этот показатель может быть другим, поэтому перед измерением лучше всего узнать номинальное напряжение датчика в технической документации на автомобиль.
Если значение сопротивления ниже или выше указанного диапазона, датчик неисправен и его необходимо заменить.
Это самый простой способ проверить ДПКВ, но он также и самый неточный. Он может дать лишь частичное представление о состоянии устройства, хотя иногда и этого достаточно.
Осциллограф.
Самый точный способ проверить — это то, как используется осциллограф. Поэтому рассмотрим, как проверяется датчик на ВАЗ-2110 с помощью этого прибора.
При такой проверке снимать ДКПВ не нужно, а все замеры проводят прямо на автомобиле.
Перед проверкой осциллограф необходимо правильно подключить к аппарату. Обычно этот прибор имеет зажим и два зонда.
Зажим должен быть подключен к массе двигателя, то есть к любому металлическому компоненту двигателя.
Зонд устанавливается параллельно клемме выхода сигнала датчика. Второй зонд подключается к контакту 5 разъема сканера.
После подключения перевести прибор в режим «Вал индуктивного двигателя».
После этого запустите двигатель. Если он не запускается, нужно будет провернуть коленчатый вал стартером, чтобы осциллограф снял показания.
В дальнейшем уже на основании полученной осциллограммы можно оценить работоспособность датчика. Любые нарушения в его работе повлияют на изображение осциллограммы и будут хорошо видны.
Комплексная проверка на Opel Vectra B
Теперь возьмем другую машину и на ней рассмотрим последний из способов проверки — сложный.
Такой тест намного лучше обычного мультиметра, но не так точен, как осциллограф.
Opel Vectra B теперь будет действовать как проблемный автомобиль. Симптомы те же.
Начальная работа тоже не отличается от ВАЗ-2110 — датчик снимается, осматривается, тщательно промывается и только после этого можно приступать к проверке состояния.
Но для полного контроля потребуется дополнительное оборудование:
- Инструмент для измерения индуктивности.
- Мультиметр;
- Мегомметр;
Все измерения лучше проводить в отапливаемом помещении, чтобы показания были правильными.
Сначала измеряется сопротивление катушки, как описано выше. Показания сопротивления должны быть в пределах диапазона, указанного в техническом паспорте.
Следующая проверка — измерение индуктивности обмотки, для измерения которой используется прибор. Рабочая индуктивность ДПКВ должна быть в пределах 200-400мГн.
Изображенные ниже устройства.
Сопротивление изоляции также проверяется мегаомметром. При подаче напряжения 500 В индикатор сопротивления датчика не должен превышать 20 МОм.
На основании этих измерений определяется, исправен ли ДПКВ или его нужно заменить.
Фото устройств ниже.
Особенности проверки на других авто
Что касается других автомобилей, например ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем, ВАЗ-2112 и ВАЗ-2114, то их проверки проводятся идентично автомобилю ВАЗ-2110.
примечательно, что для ВАЗов при проверке сопротивления катушки датчика коленвала может проводиться дополнительная проверка.
Но для этого мультиметр необходимо перевести в режим вольтметра с пределом измерения 200 мВ.
Затем подключите щупы к клеммам ДПКВ и удерживайте их любым металлическим предметом, например отверткой, на небольшом расстоянии от жилы.
Если датчик исправен, он будет реагировать на металл, мультиметр покажет на дисплее скачки напряжения. Отсутствие этих пиков будет свидетельствовать о неисправности элемента.
Что касается такой машины, как Reno Logan, то отличие от ВАЗа в этой машине сводится к немного другим показаниям сопротивления катушки датчика при измерении омметром.
У исправного Логана ДПКВ нормальное сопротивление 200-270 Ом.
Для Daewoo Lanos сопротивление катушки должно быть от 500 до 600 Ом.
А вот на двигателе ЗМЗ-406, устанавливаемом на автомобили Волга и Газель, сопротивление катушки в пределах 850-900 Ом в норме.
Итог
Какой бы машиной вы ни были, но если на ней установлен инжекторный двигатель, значит, проблемы в работе двигателя из-за ДПКВ вполне возможны.
Опытные автолюбители всегда держат в машине запасной датчик, чтобы их не застали врасплох.
Ведь гораздо проще установить новый элемент и пойти дальше, потом проверить работоспособность снятого, нежели в самый неожиданный момент столкнуться с тем, что машина отказывается нормально функционировать из-за такой маленькой, но очень важный элемент, например датчик положения коленвала.