Любой автолюбитель, имеющий базовые знания в области электротехники и имеющийся набор инструментов, может самостоятельно проверить работоспособность автомобильного аккумулятора. Проблемы с аккумулятором обычно возникают в холодную погоду, так как минусовые температуры негативно влияют на электрооборудование автомобиля, значительно увеличивая нагрузку на аккумулятор.
Возможность проверки работоспособности аккумулятора может понадобиться не только во время эксплуатации автомобиля, но и для проверки использованного аккумулятора после его сброса или для проверки аккумулятора при покупке автомобиля с рук.
В этой статье мы расскажем о том, как проверить работоспособность автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра, ареометра и розетки для зарядки. А внизу страницы посмотрите видео о самотестировании батареи в домашних условиях.
Также вас могут заинтересовать следующие материалы на нашем сайте:
- Как подготовить автомобильный аккумулятор к зиме;
- Как выбрать автомобильную зарядку.
- Как правильно заряжать и обслуживать автомобильный аккумулятор;
начать проверку работоспособности аккумулятора необходимо с его внешнего осмотра. Конечно, перед тем, как осмотреть аккумулятор, нужно вынуть его из машины и установить в удобном, хорошо освещенном месте. При осмотре убедитесь, что аккумуляторный отсек не поврежден и его поверхность достаточно чистая (без следов грязи и капель электролита).
Содержание
Как проверить аккумулятор мультиметром
Мультиметр — один из самых популярных и недорогих инструментов для измерения различных электрических параметров. Проверить аккумулятор мультиметром можно на уровень разряда аккумулятора и на наличие в нем утечек тока.
Если при осмотре аккумулятора на его поверхности были обнаружены протечки электролита, то, скорее всего, происходит пропадание тока через них, что приводит к быстрому саморазряду. Проверить потерю тока батареи мультиметром очень просто:
- Перевести мультиметр в режим вольтметра (измерение постоянного напряжения до 20 Вольт);
- Подключите красный щуп мультиметра (положительный) к положительной клемме аккумулятора и медленно проведите черным контактом щупа по корпусу аккумулятора до пятен капель электролита или других загрязнений.
- Если есть утечки тока, вы увидите показание напряжения на экране мультиметра, которое будет больше нуля.
Даже если показания мультиметра указывают на отсутствие утечки электрического тока, электролит и другие загрязнения все равно следует протирать тряпкой, смоченной в 6% растворе соды (одна столовая ложка соды на стакан горячей воды).
Для проверки уровня разряда автомобильного аккумулятора мультиметром необходимо, как и в предыдущем случае, включить его в режиме измерения постоянного напряжения с пределом до 20 Вольт и измерить напряжение на выводах аккумулятора.
В таблице ниже приведены значения зависимости напряжения на выводах АКБ без нагрузки от степени ее заряда:
Показания вольтметра без нагрузки | > 12,7 В | 12,5 В | 12,3 В | 12,1 В | |
Процент заряда аккумулятора | 100% | 75% | пятьдесят% | 25% | 0% |
Следовательно, если напряжение на выводах аккумулятора, не подключенного к нагрузке, меньше 12,7 В, это означает, что он заряжен не полностью. Напряжение ниже 11,9 В говорит о том, что аккумулятор разряжен и не сможет выполнять свои функции в автомобиле.
Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой
Электролит — это кровь любого аккумулятора. Следовательно, чтобы проверить работоспособность автомобильного аккумулятора, важно измерить уровень и плотность электролита внутри него.
Уровень электролита измеряется с помощью прозрачной стеклянной измерительной трубки, а его плотность измеряется с помощью специального прибора, называемого ареометром. Уровень и плотность электролита измеряются отдельно в каждой емкости (заливном отверстии электролита) батареи.
Чтобы узнать уровень электролита в конкретной группе аккумуляторов, необходимо опустить в нее измерительную трубку и, поместив ее на сетку сепаратора, зажать пальцем верхний конец (как на изображении выше) и извлечь его. Нижний конец трубки будет содержать электролит, уровень которого соответствует уровню электролита в батарее.
Нормальным уровнем электролита в батареях считается уровень, соответствующий 10-15 мм.
Если уровень электролита в банке низкий, добавьте дистиллированную воду. А если уровень повышен, то он должен быть приведен в соответствие с нормой.
Также обратите внимание на цвет электролита — он должен быть прозрачным. Его потемнение свидетельствует о вздутии пластин аккумулятора, вызванном нарушением режима зарядки или попаданием каких-либо посторонних примесей, и свидетельствует о скорой потере способности аккумулятора удерживать нагрузку.
Плотность электролита также измеряется отдельно в каждом блоке аккумуляторов. При проверке автомобильного аккумулятора на работоспособность степень его разряда можно определить по плотности электролита.
Для проверки плотности батареи ареометром необходимо полностью опустить патрубок прибора в открытый аккумуляторный контейнер, после чего, используя грушу в ее верхней части, необходимо отсосать такое количество электролита так что поплавок плавает. Следовательно, деления на поплавке внутри груши ареометра будут указывать на плотность содержащегося в нем электролита.
Подробнее о том, как проверить плотность заряда батареи ареометром, смотрите в видео в конце этой статьи.
В следующей таблице приведены нормы значений плотности электролита в автомобильных аккумуляторах в зависимости от климатических зон эксплуатации автомобиля.
Климатические зоны (среднемесячная температура воздуха в январе) | Пониженная плотность электролита при 25 ° С, г / см3 | |
Затоплен | В полностью заряженном аккумуляторе | |
Очень холодная зона (От -50 ° C до -30 ° C) | 1,27 | 1,29 |
Холодная зона (От -30 ° C до -15 ° C) | 1,26 | 1,28 |
Умеренная зона (От -15 ° C до -4 ° C) | 1,24 | 1,26 |
Горячая зона (от -15 ° до +4) | 1,22 | 1,24 |
Жаркая и влажная зона (от + 4 ° до +6) | 1,20 | 1,22 |
принято считать, что для России нормальная плотность электролита в автомобильном аккумуляторе составляет 1,27 г / см3.
Уменьшение плотности электролита на 0,01 г / см3 от нормы соответствует его разряду (потере емкости) около 5-6%. Следовательно, если ареометр показывает, что измеренная плотность электролита составляет, например, 1,22 г / см3, это означает, что батарея разряжена на 25-30%.
Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
Тестирование аккумулятора с грузовым захватом позволяет сделать наиболее точный вывод о его работоспособности под нагрузкой. Гнездо нагрузки представляет собой вольтметр, параллельно к которому подключен резистор, имитирующий нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля (имитация режима запуска двигателя). Итак, с нагрузочной розеткой можно проверить аккумулятор без цифрового мультиметра.
Перед проверкой АКБ с помощью розетки нагрузки необходимо перевести ее в режим вольтметра (отключить сопротивление нагрузки) и измерить напряжение на выводах АКБ. Полученный результат позволит оценить состояние заряда аккумулятора (таблицу зависимости уровня заряда от напряжения в разряженном состоянии мы представили выше).
Убедившись, что аккумулятор полностью заряжен, а уровень и плотность электролита правильные, вы можете проверить его под нагрузкой. Для этого подключите нагрузку к розетке нагрузки и снова измерьте напряжение на клеммах аккумулятора.
Обратите внимание, что при тестировании АКБ под нагрузкой показания вольтметра снимаются в конце пятой секунды измерения!
После снятия нагрузки с АКБ напряжение на ее выводах должно вернуться к исходному значению.
В зависимости от напряжения, измеренного в конце пятой секунды нагрузочного теста, можно сделать окончательные выводы о состоянии автомобильного аккумулятора, сравнив результаты с этой таблицей:
Показания вольтметра под нагрузкой | > 10,2 В | 9,6 В | 9,0 В | 8,4 В | |
Процент заряда аккумулятора | 100% | 75% | пятьдесят% | 25% | 0% |
Подводя итог, хотим еще раз отметить четыре основных параметра, на которые нужно обращать внимание при проверке работоспособности автомобильного аккумулятора:
- Напряжение на клеммах холостого хода должно быть не менее 12,7 В.
- Напряжение нагрузки — не менее 10,2 В.
- Уровень электролита в батареях 10-15 мм.
- Плотность электролита 1,27 г / см3 (для северных регионов России — 1,29 г / см3).
Более точные значения этих параметров относительно результатов тестирования батареи см. В таблицах выше.