Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

48 просмотров

Любой автолюбитель, имеющий базовые знания в области электротехники и имеющийся набор инструментов, может самостоятельно проверить работоспособность автомобильного аккумулятора. Проблемы с аккумулятором обычно возникают в холодную погоду, так как минусовые температуры негативно влияют на электрооборудование автомобиля, значительно увеличивая нагрузку на аккумулятор.

Возможность проверки работоспособности аккумулятора может понадобиться не только во время эксплуатации автомобиля, но и для проверки использованного аккумулятора после его сброса или для проверки аккумулятора при покупке автомобиля с рук.

В этой статье мы расскажем о том, как проверить работоспособность автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра, ареометра и розетки для зарядки. А внизу страницы посмотрите видео о самотестировании батареи в домашних условиях.

Также вас могут заинтересовать следующие материалы на нашем сайте:

  • Как подготовить автомобильный аккумулятор к зиме;
  • Как выбрать автомобильную зарядку.
  • Как правильно заряжать и обслуживать автомобильный аккумулятор;

начать проверку работоспособности аккумулятора необходимо с его внешнего осмотра. Конечно, перед тем, как осмотреть аккумулятор, нужно вынуть его из машины и установить в удобном, хорошо освещенном месте. При осмотре убедитесь, что аккумуляторный отсек не поврежден и его поверхность достаточно чистая (без следов грязи и капель электролита).

Как проверить аккумулятор мультиметром

Как проверить работоспособность автомобильного аккумулятора

Мультиметр — один из самых популярных и недорогих инструментов для измерения различных электрических параметров. Проверить аккумулятор мультиметром можно на уровень разряда аккумулятора и на наличие в нем утечек тока.

Если при осмотре аккумулятора на его поверхности были обнаружены протечки электролита, то, скорее всего, происходит пропадание тока через них, что приводит к быстрому саморазряду. Проверить потерю тока батареи мультиметром очень просто:

  1. Перевести мультиметр в режим вольтметра (измерение постоянного напряжения до 20 Вольт);
  2. Подключите красный щуп мультиметра (положительный) к положительной клемме аккумулятора и медленно проведите черным контактом щупа по корпусу аккумулятора до пятен капель электролита или других загрязнений.
  3. Если есть утечки тока, вы увидите показание напряжения на экране мультиметра, которое будет больше нуля.

Даже если показания мультиметра указывают на отсутствие утечки электрического тока, электролит и другие загрязнения все равно следует протирать тряпкой, смоченной в 6% растворе соды (одна столовая ложка соды на стакан горячей воды).

Для проверки уровня разряда автомобильного аккумулятора мультиметром необходимо, как и в предыдущем случае, включить его в режиме измерения постоянного напряжения с пределом до 20 Вольт и измерить напряжение на выводах аккумулятора.

В таблице ниже приведены значения зависимости напряжения на выводах АКБ без нагрузки от степени ее заряда:

Показания вольтметра без нагрузки > 12,7 В 12,5 В 12,3 В 12,1 В
Процент заряда аккумулятора 100% 75% пятьдесят% 25% 0%

Следовательно, если напряжение на выводах аккумулятора, не подключенного к нагрузке, меньше 12,7 В, это означает, что он заряжен не полностью. Напряжение ниже 11,9 В говорит о том, что аккумулятор разряжен и не сможет выполнять свои функции в автомобиле.

Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой

Как проверить работоспособность автомобильного аккумулятора

Электролит — это кровь любого аккумулятора. Следовательно, чтобы проверить работоспособность автомобильного аккумулятора, важно измерить уровень и плотность электролита внутри него.

Уровень электролита измеряется с помощью прозрачной стеклянной измерительной трубки, а его плотность измеряется с помощью специального прибора, называемого ареометром. Уровень и плотность электролита измеряются отдельно в каждой емкости (заливном отверстии электролита) батареи.

Чтобы узнать уровень электролита в конкретной группе аккумуляторов, необходимо опустить в нее измерительную трубку и, поместив ее на сетку сепаратора, зажать пальцем верхний конец (как на изображении выше) и извлечь его. Нижний конец трубки будет содержать электролит, уровень которого соответствует уровню электролита в батарее.

Нормальным уровнем электролита в батареях считается уровень, соответствующий 10-15 мм.

Если уровень электролита в банке низкий, добавьте дистиллированную воду. А если уровень повышен, то он должен быть приведен в соответствие с нормой.

Также обратите внимание на цвет электролита — он должен быть прозрачным. Его потемнение свидетельствует о вздутии пластин аккумулятора, вызванном нарушением режима зарядки или попаданием каких-либо посторонних примесей, и свидетельствует о скорой потере способности аккумулятора удерживать нагрузку.

Плотность электролита также измеряется отдельно в каждом блоке аккумуляторов. При проверке автомобильного аккумулятора на работоспособность степень его разряда можно определить по плотности электролита.

Для проверки плотности батареи ареометром необходимо полностью опустить патрубок прибора в открытый аккумуляторный контейнер, после чего, используя грушу в ее верхней части, необходимо отсосать такое количество электролита так что поплавок плавает. Следовательно, деления на поплавке внутри груши ареометра будут указывать на плотность содержащегося в нем электролита.

Подробнее о том, как проверить плотность заряда батареи ареометром, смотрите в видео в конце этой статьи.

В следующей таблице приведены нормы значений плотности электролита в автомобильных аккумуляторах в зависимости от климатических зон эксплуатации автомобиля.

Климатические зоны (среднемесячная температура воздуха в январе) Пониженная плотность электролита при 25 ° С, г / см3
Затоплен В полностью заряженном аккумуляторе
Очень холодная зона
(От -50 ° C до -30 ° C)
1,27 1,29
Холодная зона
(От -30 ° C до -15 ° C)
1,26 1,28
Умеренная зона
(От -15 ° C до -4 ° C)
1,24 1,26
Горячая зона
(от -15 ° до +4)
1,22 1,24
Жаркая и влажная зона
(от + 4 ° до +6)
1,20 1,22

принято считать, что для России нормальная плотность электролита в автомобильном аккумуляторе составляет 1,27 г / см3.

Уменьшение плотности электролита на 0,01 г / см3 от нормы соответствует его разряду (потере емкости) около 5-6%. Следовательно, если ареометр показывает, что измеренная плотность электролита составляет, например, 1,22 г / см3, это означает, что батарея разряжена на 25-30%.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Как проверить работоспособность автомобильного аккумулятора

Тестирование аккумулятора с грузовым захватом позволяет сделать наиболее точный вывод о его работоспособности под нагрузкой. Гнездо нагрузки представляет собой вольтметр, параллельно к которому подключен резистор, имитирующий нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля (имитация режима запуска двигателя). Итак, с нагрузочной розеткой можно проверить аккумулятор без цифрового мультиметра.

Перед проверкой АКБ с помощью розетки нагрузки необходимо перевести ее в режим вольтметра (отключить сопротивление нагрузки) и измерить напряжение на выводах АКБ. Полученный результат позволит оценить состояние заряда аккумулятора (таблицу зависимости уровня заряда от напряжения в разряженном состоянии мы представили выше).

Убедившись, что аккумулятор полностью заряжен, а уровень и плотность электролита правильные, вы можете проверить его под нагрузкой. Для этого подключите нагрузку к розетке нагрузки и снова измерьте напряжение на клеммах аккумулятора.

Обратите внимание, что при тестировании АКБ под нагрузкой показания вольтметра снимаются в конце пятой секунды измерения!

После снятия нагрузки с АКБ напряжение на ее выводах должно вернуться к исходному значению.

В зависимости от напряжения, измеренного в конце пятой секунды нагрузочного теста, можно сделать окончательные выводы о состоянии автомобильного аккумулятора, сравнив результаты с этой таблицей:

Показания вольтметра под нагрузкой > 10,2 В 9,6 В 9,0 В 8,4 В
Процент заряда аккумулятора 100% 75% пятьдесят% 25% 0%

Подводя итог, хотим еще раз отметить четыре основных параметра, на которые нужно обращать внимание при проверке работоспособности автомобильного аккумулятора:

  1. Напряжение на клеммах холостого хода должно быть не менее 12,7 В.
  2. Напряжение нагрузки — не менее 10,2 В.
  3. Уровень электролита в батареях 10-15 мм.
  4. Плотность электролита 1,27 г / см3 (для северных регионов России — 1,29 г / см3).

Более точные значения этих параметров относительно результатов тестирования батареи см. В таблицах выше.

Видео: как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв