Езда с прицепом имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при движении. Когда смотришь в сторону, как послушно катится прицеп по дороге за машиной, кажется, что любой может. Но эта мысль обманчива. Дорожная ситуация меняется каждую секунду, и действия водителя не всегда успевают за изменениями ситуации.
Прицеп может отреагировать на эти изменения довольно резко и неожиданно. Чтобы быть в безопасности во время путешествия, вам необходимо иметь навыки управления транспортным средством с прицепом в любых дорожных условиях и в любое время года.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, водители с открытыми водительскими правами категории «В» могут управлять автомобилем, прикрепленным к прицепу, максимально допустимая масса которого не превышает 750 килограммов.
А в другой нашей статье подробно описаны типы автомобильных прицепов, их основные характеристики, цены и критерии выбора.
Содержание
Особенности езды с прицепом и его эксплуатации
Для безопасного вождения и эксплуатации легкового прицепа необходимо соблюдать определенные правила, которые определят правильное и своевременное прибытие в пункт назначения. Автомобильный прицеп — вещь практичная и простая в использовании, но в то же время нужно уметь правильно им пользоваться.
- Из соображений безопасности шины прицепа должны быть такими же.
- При размещении груза необходимо следить за тем, чтобы его вес не превышал параметров, установленных заводом-изготовителем, центр тяжести находился практически на оси, а дышло правильно загруженного прицепа не давило на опору более 50 кг заминка.
- Для лучшего контакта между машиной и прицепом шар на сцепном устройстве необходимо хорошо обработать графитовой смазкой, которая снижает трение между металлами.
- Перед тем как отправиться в путь, не лишним будет убедиться, что прицеп надежно прикреплен к автомобилю.
- Немаловажную роль играет правильное подключение задних фонарей к бортовой сети автомобиля. Необходимо исключить неправильное подключение проводов, идущих к указателям поворота и стоп-сигналу, а также улучшить контакт массы автомобиля с массой прицепа с помощью дополнительного медного провода.
- Кроме того, ступицам и шинам следует уделять внимание не меньше, чем на тягаче, тем более, что их неисправность во время движения заметить труднее и может вызвать массу проблем.
Один человек должен легко поднимать переднюю часть конструкции за крюк:
- При перегрузке кормы румпель поднимет заднюю часть автомобиля, задние тормоза не будут работать эффективно, и нагрузка на переднюю ось увеличится.
- Если перегрузить переднюю часть прицепа, эффект будет обратным: руль будет давить на крюк, в результате чего задняя часть машины будет загружена, передние колеса не будут хорошо касаться дороги, а управление будет потеряно.
Чтобы пустой легкий прицеп был более плавным и не перепрыгивал неровности, рекомендуется снизить давление в шинах до 1 атм. (не забудьте накачать шины перед их загрузкой). А натянутый тент не только закроет груз грязи, осадков и посторонних взглядов, но и улучшит аэродинамику прицепа.
Передняя часть прицепа во время работы постоянно забрасывается камнями из-под колес «трактора» (особенно на заднеприводных автомобилях). Во время движения лучше накрыть его куском полиэтилена или брезента.
Как научиться ездить с прицепом
Помимо того, что вы сможете правильно оборудовать прицеп, вам также необходимо научиться хорошо им управлять. Если вы едете по прямой дороге и до этого соответствуете всем требованиям по загрузке прицепа, проблем с управлением не возникнет. Однако необходимо постоянно следить за его поведением на всем участке маршрута, особенно если ширина буксира больше ширины трактора. Ездить с прицепом легче, если в машине больше груза, чем в прицепе.
На прямой нужно потренироваться в увеличении скорости, торможении и привыкании обращать внимание на колебания каравана. Есть четыре основных типа качелей:
- Вертикальный, то есть качающийся вверх-вниз, который благодаря амортизаторам быстро демпфируется и практически не влияет на ходовые качества.
- Продольный, т.е наклон платформы вперед и назад в результате большой нагрузки или резкого ускорения и замедления. В этом случае колебания гасятся задними амортизаторами автомобиля и не мешают нормальному движению.
- Горизонтальные или курсовые движения, возникающие по отношению к дорожному покрытию. В этом случае машина движется прямо, а прицеп описывает синусоидальную волну. Это связано с внезапным маневром или неожиданным порывом ветра.
- Помимо горизонтальных колебаний могут возникать колебания четвертого типа: поперечные. Прицеп начинает катиться из стороны в сторону. Если центр тяжести автоприцепа слишком высок и поездка ведется по неровной дороге, также могут возникать поперечные колебания. Надо снизить скорость и качели прекратятся.
При прохождении поворотов, особенно в городских условиях, необходимо обращать пристальное внимание:
- Во-первых, будет полезно сбавить скорость, чтобы не перевернуть машину с прицепом.
- Во-вторых, при повороте направо лучше всего двигаться как можно ближе к левой стороне дороги, а при повороте налево предпочтительно двигаться как можно дальше вправо, двигаясь по такой траектории, которая предотвратит прицеп от наезда на автомобили слева.
- А если возникнет необходимость объехать яму на дороге, нужно попробовать совершить маневр, чтобы колеса прицепа не провалились в яму.
Путешествовать на машине с прицепом — задача не из легких, особенно в начале. Это требует практики, и через некоторое время вы почувствуете себя увереннее.
- На затяжных спусках лучше всего ехать на пониженной передаче, чтобы не перегружать и не перегревать тормозную систему. Если автомобиль начинает заносить, необходимо немного увеличить скорость и, прекратив занос, продолжить торможение.
- На легких прицепах с маленькими колесами типа «самокат» лучше не злоупотреблять скоростью, так как маленькие колеса крутятся быстрее и возможен перегрев подшипников ступицы или повреждение более хрупких шин и дисков на неудобной неровности или яме.
- в обязательном порядке при движении в ручье необходимо увеличить расстояние от впереди идущей машины на двадцать метров.
- Во время движения нужно чаще смотреть в зеркала заднего вида самого прицепа: переместился ли груз, спустилась ли шина.
- Решив обгонять передний транспорт, необходимо понимать: обгон всегда опасен, особенно с автомобилем с прицепом. Помните, что ваша машина стала как бы тяжелее и длиннее, старайтесь на ходу обгонять и не спешите сразу возвращаться на свою полосу, чтобы не снесло прицепом переднее крыло соседа.
- Помните, что тормозной путь тоже увеличивается: тормозите раньше, а не в последний момент (тем более, что легкий прицеп может «прогнуться» при резком торможении”).
Не забывайте, что разные автомобили и разные прицепы по-разному ведут себя на дороге и в каждом случае требуется индивидуальный подход.