Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

38 просмотров

Чтобы двигатель работал хорошо, чтобы эффективно развивать свои характеристики, все его компоненты должны быть в хорошем состоянии, включая технологические жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости, он же ДТОЖ, действует как детектив.

Содержание статьи:

    1. Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости?
    2. Виды неисправностей датчиков.
    3. Причины проблем.
    4. Как проверить, работает датчик температуры или нет?
    5. Как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости?
    6. Вывод.
    7. Видео.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости

Все датчики используются для контроля работы определенных узлов и деталей. При сбое в работе датчик показывает, что работа того или иного устройства нестабильна. В конструкции автомобиля очень много датчиков.

Важная рекомендация: можно ли смешивать антифриз с антифризом или друг с другом, или с водой, и что будет, если смешать? Вы найдете ответ по ссылке.

ДВС требует стабильной работы. Следовательно, датчик температуры охлаждающей жидкости обеспечивает контроль стабильности двигателя внутреннего сгорания. Благодаря этому датчику двигатель автомобиля нагревается быстрее и медленнее достигает высоких температур, что приводит к закипанию охлаждающей жидкости в системе.

ДТОЖ — это не датчик, показывающий температуру жидкости в агрегате и в радиаторной системе. Некоторые плохо об этом думают.

Датчик температуры охлаждающей жидкости передает данные о температуре жидкости (антифриз, антифриз или вода) в электронный блок управления (ЭБУ). А температуру жидкости, которую водитель видит на приборной панели, передает другой датчик, тоже датчик температуры.

Если датчик, отображающий значение температуры для водителя, выйдет из строя, это не принесет ничего серьезного в систему. Причем, при выходе из строя датчика, который передает значение температуры в ЭБУ, блок управления некорректно отрегулирует работу ДВС.

Информация для начинающих автомобилистов: система охлаждения (радиатор, рубашка охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно с высокой температурой кипения), отводящую тепло от двигателя.

Циркулирующая охлаждающая жидкость не только отводит тепло и охлаждает двигатель, но и охлаждает моторное масло, которое теряет свои свойства при кипении.

Кроме того, охлаждающая жидкость охлаждает воздух в системе наддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и трансмиссионное масло. Датчик выполняет функцию подогрева воздуха в системах вентиляции и отопления.

Датчик температуры охлаждающей жидкости — небольшое звено в модульной конструкции автомобильной системы, но очень важное. Стабильность двигателя зависит от правильности его работы и полезности в целом.

Устройство и принцип работы ДТОЖ

Когда контакты датчика замкнуты, система получает информацию о повышении температуры жидкости.

По схожести функций датчик температуры похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменении окружающей температуры. Изменения сопротивления передаются на электронный блок управления двигателем.

До ДТОЖ применялись так называемые тепловые реле. Их установили в системы впрыска. Когда контакты находятся в разомкнутом положении, ДВС нагревается. Если контакт замыкается, мотор достиг рабочей температуры (обычно 90 градусов).

Термистор является основным конструктивным элементом датчика температуры. Термистор определяет, как текущее сопротивление будет зависеть от температуры окружающей среды.

В свою очередь, термистор состоит из кобальта или оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. По мере увеличения количества свободных электронов сопротивление уменьшается.

Есть термисторы NTC. В этом случае термистор показывает максимальные значения при холодном двигателе. На датчик температуры подается напряжение 5 вольт (В). Также при прогреве двигателя датчик снизит сопротивление.

ЭБУ отслеживает изменения напряжения и, используя эти данные, вычисляет текущую температуру жидкости. Когда двигатель прогрет, электронный блок управления дает команду подать обедненную смесь топлива с воздухом.

Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду на обогащение смеси, при этом необходимо было сделать ее обедненной. При работе с богатой смесью свечи быстро пачкаются.

Двигатель может не запуститься, если обороты двигателя при запуске недостаточны. ЭБУ может дать команду на увеличение скорости. Для сохранения управляемости при запуске двигателя внутреннего сгорания клапан рециркуляции должен находиться в закрытом положении до тех пор, пока двигатель не достигнет рабочей температуры.

Если обороты колеблются, это один из признаков неправильной работы датчика температуры. Это могло вызвать заглох двигателя. Угол открытия зависит от правильного функционирования датчика, потому что этот параметр также контролируется ЭБУ. Выбросы вредных веществ из смесей отработавшего топлива сокращаются этим правилом.

В итоге получается, что мощность и рабочие характеристики автомобиля напрямую зависят от работы датчика температуры охлаждающей жидкости.

Где находится ДТОЖ

В разных марках и моделях автомобилей датчик температуры расположен в разных местах. Но обычно он размещается в ГБЦ (ГБЦ), рядом с термостатом или непосредственно на нем. Кроме того, датчик должен располагаться рядом с выпускным патрубком, по которому антифриз или антифриз или вода возвращается в радиатор. Это оптимальная позиция. В этом случае датчик передает точную информацию в ЭБУ.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Виды датчиков

Классификация ДТОЖ по вариации сопротивления:

  1. Датчик NTC. Принцип действия заключается в том, что внутреннее сопротивление уменьшается с повышением температуры.
  2. Датчик положительного температурного коэффициента. Принцип действия противоположен принципу действия датчика первого типа, то есть внутреннее сопротивление увеличивается с увеличением температуры.

Наибольшей популярностью в автомобилестроении пользуется ДТОЖ первого типа. Бывает, что в машине установлено 2 датчика, основной и дополнительный.

Основной датчик занимается передачей информации в электронный блок управления, а дополнительный датчик участвует в включении вентилятора.

Виды неисправностей датчика и как их устранить

Благодаря простой конструкции датчика он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. У датчика может быть проблема с калибровкой. В этом случае значение резистора изменится случайным образом, и в ЭБУ будет передаваться неверная информация.

Основная и основная неисправность или неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости заключается в том, что он не включает вентилятор при достижении температуры воспламенения.

Неисправность может быть вызвана окислением вилки проводки или поломкой дополнительного датчика, отвечающего за работу вентилятора.

Неисправности ДТОЖ:

  • нет стабильности в работе ДВС.
  • из глушителя выходит черный дым;
  • повышенный расход топлива;
  • двигатель долго прогревается;
  • двигатель часто перегревается;
  • обороты двигателя падают без причины;
  • ухудшение управляемости автомобиля;

Также есть стуки в двигателе — детонация. Контроллер устанавливался на старые автомобили. Когда стрелка контроллера проходит критическую зону, необходима немедленная остановка транспорта. Это могло быть связано с выходом из строя ДТОЖ.

А в современных автомобилях бортовой компьютер подскажет, что двигатель перегрет и нужно глушить. Кстати, если тосол, тосол или вода закипят, выключить двигатель нельзя. Вам нужно остановиться и оставить его без дела. Когда температура немного упадет, заглушите двигатель.

Причины появления неполадок

Некачественный антифриз и моторное масло могут вызвать неисправность датчика. Это потому, что наконечник зонда очень чувствителен. Если на нем образуется осадок в виде жидких кристаллов, датчик срабатывает с драками. Утечка охлаждающей жидкости приведет к износу прокладки. Также причиной поломки может стать короткое замыкание в цепи, перенапряжение.

Как проверить, рабочий ли датчик температуры

Для разборки, проверки, замены датчика понадобятся следующие инструменты:

  1. Гаечный ключ на 19 мм.
  2. Мультиметр.
  3. Сливной бачок охлаждающей жидкости.
  4. Электрочайник для нагрева воды.
  5. Термометр.
  6. Еще одна емкость, но для горячей воды, небольшая, например, стакан.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Как проверять

Диагностика проводится на спецтехнике в автосервисах. Чтобы проверить, правильно ли датчик показывает температуру, необходимо опустить его в горячую жидкость и измерить омметром или мультиметром в позиции определения сопротивления. Значения сопротивления могут отличаться для разных датчиков, производителей и моделей. В Интернете есть специальные таблицы с данными сопротивления, для которых датчики той или иной модели.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Если значение сопротивления отличается от того, что должно быть по таблице, необходимо заменить датчик температуры. Датчик не подлежит ремонту.

Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?

  1. Берем датчик и опускаем в горячую воду.
  2. Берем градусник и опускаем в емкость с холодной водой. Для получения точных показаний лучше всего использовать электронный градусник.
  3. Подключаем к датчику мультиметр и опускаем датчик в воду. Посмотрим, что показывает измерительный прибор.
  4. Холодная вода в это время нагревается до 15, 20, 25 градусов. Результаты записываются. При какой температуре, какое сопротивление показывает. Если данные не совпадают с данными таблицы, то датчик необходимо заменить.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

    Также есть способ проверить датчик температуры без градусника. Вода обычно закипает при 100 градусах. Мы измеряем сопротивление, когда датчик был погружен в кипящую воду. Сопротивление в этом случае должно быть около 176 Ом. Также без погрешности она может доходить до 190 Ом. Но без градусника это грубая проверка.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.

Температура Сопротивление, Ом
0 5 000 — 6 500
10 3 350 — 4 400
ветры 2 250–3 000
30 1,500 — 2,100
40 950–1400
пятьдесят 700–950
60 540–675
70 400–500
80 275–375
90 200 — 290
100 150 — 225

Как заменить датчик температуры

Вы можете сделать это сами, для этого не нужно много опыта. Порядок следующий:

  1. Слейте охлаждающую жидкость.
  2. Снимаем старый датчик. Он ввинчивается в специальное резьбовое отверстие. Откручиваем.
  3. Вкручиваем новый датчик. Перед привинчиванием седло рекомендуется смазать герметиком.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Вывод

Следовательно, датчик температуры охлаждающей жидкости — один из важных элементов конструкции автомобиля. При его неправильной работе или полной поломке сразу дает о себе знать работа ДВС. Отклонения в работе, как говорится, на лицо.

Датчик представляет собой термистор. Он передает данные об изменении температуры за бортом в ЭБУ через изменения сопротивления.

Видео

В этом видео объясняется, как правильно заменить датчик.

Проверка датчика своими руками в домашних условиях.

Не работает датчик температуры ВАЗ.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв