Датчик положения дроссельной заслонки (ДПЗ) — одна из современных разработок, направленных на экономию топлива в автомобилях с электронным управлением впрыском топливовоздушной смеси. Такой датчик устанавливается не только в иномарках, но и в отечественных автомобилях, начиная с 2000 года. И все же, ДПС — что это такое?
Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для точного измерения топливной смеси, подаваемой в камеру сгорания двигателя внутреннего сгорания. Он установлен в топливной системе двигателя и позволяет оптимизировать расход топлива, ориентируясь на положение педали акселератора (кстати, интересная статья о том, как снизить расход топлива в автомобиле).
Содержание
Виды ДПЗД и принцип их работы
Датчики положения дроссельной заслонки доступны в двух вариантах:
- пленочный резистор,
- без контакта.
Пленочно-резистивные DPDD имеют резистивные дорожки контактного типа, а бесконтактные датчики работают на основе действия магнитного резистора. Они дороже, чем более простые модели пленочных резисторов, но также имеют более длительный срок службы.
На оси дроссельной заслонки установлен датчик, который в зависимости от положения педали акселератора изменяет выходное напряжение. Пока дроссельная заслонка закрыта, напряжение на выходе из ДПС не более 0,7 В. При нажатии на педаль ось дроссельной заслонки поворачивает ползун датчика на определенный угол. Датчик реагирует на открытие заслонки изменением сопротивления на резистивных дорожках и, как следствие, увеличением выходного напряжения. Полное нажатие педали акселератора сопровождается увеличением выходного напряжения до 4 В.
Далее напряжение поступает на контроллер, регулирующий подачу топливной смеси. ДПЗД и контроллер быстро реагируют на изменение положения педали «газа», точно дозируя поступающее топливо. Так получается наиболее рациональный режим работы силового агрегата.
Типичные неисправности ДПДЗ и способы его проверки
Автолюбители берутся изучать устройство и принцип работы ДПС только тогда, когда двигатель автомобиля начинает «проноситься». Однако не все проблемы связаны с датчиком. Неисправный датчик положения дроссельной заслонки может сопровождаться следующими симптомами.
- Нестабильная работа силового агрегата на холостом ходу.
- Двигатель останавливается при резком падении оборотов от максимальных до минимальных.
- Двигатель не может достичь максимальной мощности.
- При движении по ровной дороге с постоянным уровнем газа наблюдаются толчки.
Неисправность ДПС обычно отражается при самодиагностике автомобиля. Загорается лампочка «Проверить двигатель», и машина переходит в аварийный режим. Компьютерная диагностика часто указывает на проблемы с датчиком. Однако перед заменой детали необходимо проверить всю цепь топливной системы двигателя. Также не помешает почистить дроссельную заслонку и проверить работу датчика Холла.
Самый надежный способ проверить работоспособность ТПС — это установка ремонтируемого устройства, снятого с другой машины или при разборке.
Выбор датчика положения дроссельной заслонки для замены
Со временем ДПС, как и любая деталь автомобиля, выходит из строя. При наличии подходящего инструмента разобрать этот элемент своими руками не составит труда. Осталось только установить новый датчик и устранить ошибки с помощью компьютера.
Когда дело касается выбора нового ДПС, автомобилист обязательно должен учитывать свои финансовые возможности. Домашние датчики можно приобрести по цене 200-400 рублей, а срок их службы может быть ограничен 20 тысячами км. Самые удачные запчасти отечественного производства способны служить 100 тыс. Км и более. Достаточно качественную и надежную продукцию выпускают заводы:
- «Омега Групп», г. Москва,
- «Счетмаш», г. Курск, ул,
- «Автоэлектрик», Калуга.
Импортные аналоги намного надежнее. Пробег в 200000 км для них не предел. Но такой ДПС обойдется автолюбителю в 2-3 раза дороже.
Среди зарубежных компаний наибольшей популярностью у автомобилистов пользуется продукция Pierburg.
Автолюбителю не стоит затягиваться с заменой датчика положения дроссельной заслонки. Помимо увеличения расхода топлива, машина становится опасной на дорогах с интенсивным движением. В лучшем случае машина будет сжиматься и плохо разгоняться. Гораздо хуже, если он застрянет на городском перекрестке, создав аварийную ситуацию.