Автомобильный термостат: что это такое и как он работает?

70 просмотров

Автомобильный термостат — важная часть системы охлаждения двигателя. Он расположен между двигателем и радиатором автомобиля. Термостат представляет собой автоматический колпачок, который открывается, когда охлаждающая жидкость достигает заданной температуры, так что радиатор и рубашка охлаждения двигателя соединяются с системой охлаждения.

Таким образом, автомобильный термостат, с одной стороны, позволяет двигателю быстрее прогреться до рабочей температуры, в результате чего уменьшается его износ и ограничивается выброс вредных веществ в атмосферу, а с другой — предотвращает его перегрев (см основные причины перегрева двигателя).

Устройство и принцип работы термостата

Автомобильный термостат: что это такое и как работает?

Принцип действия автомобильного термостата основан на способности специального термочувствительного элемента переключать поток охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры:

  1. Пока двигатель холодный, термостат закрыт, и жидкость в системе охлаждения движется по небольшому кругу (только вокруг цилиндров и головки блока).
  2. После того, как двигатель достиг определенной температуры (обычно между 75 — 95 ° C), термостат открывается, и охлаждающая жидкость вытекает по большому кругу (радиатор, насос и рубашка охлаждения двигателя), предотвращая тем самым перегрев двигателя.

Устройство автомобильного термостата не отличается особой сложностью, основными его частями являются:

  • байпасный клапан малого круга (bypass.
  • главный клапан;
  • рамка;
  • термочувствительный элемент;
  • выходной патрубок;
  • две входные трубы (малая и большая окружность);

Большинство автомобильных термостатов изготавливаются из латуни, меди или пластика. Рабочий материал термочувствительного элемента в термостате — технический воск. При нужной температуре он расширяется, давит на главный клапан и открывает его. Входящие в его состав медные, графитовые и алюминиевые порошки способствуют быстрому плавлению воска.

Переходя из твердого состояния в жидкость, воск расширяется и под действием своего давления толкает головку, которая открывает клапан, позволяя течь охлаждающей жидкости от термостата к радиатору системы охлаждения двигателя.

Кстати, вы можете самостоятельно провести небольшой эксперимент, который наглядно продемонстрирует работу термостата. Для этого просто погрузите термостат в кастрюлю с водой и подожгите. Когда вода нагреется, клапан термостата откроется примерно на 2-3 см.

Как проверить термостат на работоспособность

Автомобильный термостат: что это такое и как работает?

Прежде чем проверять работу терморегулятора, необходимо понять, какие неисправности у него могут быть в принципе и как они проявляются. Всего таких дефектов может быть три:

1. Термостат постоянно открыт. Если главный клапан термостата остается открытым все время из-за неисправности, охлаждающая жидкость будет постоянно течь через радиатор и рубашку охлаждения двигателя. Для достижения двигателем оптимальной рабочей температуры потребуется много времени.

Летом такая поломка, как правило, даже остается незамеченной, а вот зимой, особенно в сильный мороз, прогреть двигатель до рабочей температуры будет крайне сложно.

2. Термостат постоянно закрыт. Если главный клапан термостата не открывается, жидкость в системе охлаждения постоянно циркулирует по небольшому кругу. В этом случае двигатель очень быстро перегревается, в результате чего может даже заклинивать.

В этом случае мы не рекомендуем ездить на автомобиле до замены термостата. Чтобы самостоятельно добраться до ближайшего автомагазина или заправки, можно включить печку в салоне на максимальный приток воздуха. В этом случае необходимо постоянно следить, чтобы стрелка указателя температуры двигателя не заходила в красную зону.

3. Термостат открывается слишком рано. Обычно это происходит как с поддельными автомобильными термостатами, изготовленными мастерами из некачественных комплектующих, так и с термостатами, характеристики которых не подходят для данной конфигурации автомобиля.

Если клапан термостата открывается при слишком низкой температуре (ниже +75 ° C), двигатель, как правило, прогревается намного дольше положенного времени. В этом случае двигатель не может выйти на оптимальный тепловой режим, что приводит к увеличению расхода топлива.

Проверка термостата в автомобиле

Алгоритм проверки термостата, не снимая его с автомобиля, очень прост. Чтобы проверить, открывается ли термостат, нужно предпринять всего несколько шагов:

  1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры, затем выключите двигатель.
  2. Откройте капот и найдите шланг в верхней части радиатора. Как правило, это черный резиновый шланг диаметром 5-7 см с железными зажимами на концах или с пластиковыми скобами.
  3. Затем найдите нижнюю трубку, примерно такую ​​же, как и верхнюю. Обычно он крепится к нижней части радиатора.
  4. Коснитесь обеих трубок рукой, но будьте очень осторожны, так как они могут быть очень горячими.

Если стрелка указателя температуры двигателя находится близко к красной зоне, но при этом одна из трубок горячая, а другая холодная, то с большой долей вероятности можно утверждать, что термостат не открывается и должен быть заменен на новый.

Подробнее о неисправностях системы охлаждения двигателя и способах их предотвращения читайте в нашей статье о техническом обслуживании системы охлаждения.

Видео о том, как устроен автомобильный термостат

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв