В процессе эксплуатации двигателя ВАЗ 2109 возможно неоптимальное воспламенение топливовоздушной смеси. Это явление отрицательно сказывается на блоке управления, вызывая увеличение вибраций и паразитных нагрузок на цилиндро-поршневую группу и связанные с ней компоненты. Детонация постепенно разрушает двигатель внутреннего сгорания, приближаясь к необходимости его капитального ремонта. Датчик детонации используется для своевременного обнаружения неоптимального сгорания топлива. Он отслеживает вибрации и отправляет соответствующие сигналы в ЭБУ, согласно которым исправляется работа двигателя.
Внешний вид датчика детонации
Содержание
Назначение датчика детонации
На автомобиле ВАЗ 2109 используются датчики детонации двух типов, в зависимости от используемого контроллера и года выпуска автомобиля. Предыдущие автомобили использовали одноштырьковый резонансный измеритель.
После этого широкополосный ДД был установлен на инжектор ВАЗ 2109. Несмотря на различие конструкции и принципа действия, датчики имеют одно и то же назначение — своевременно обнаруживать появление детонации.
Широкополосный датчик биений имеет форму быка. В его центре есть крепежное отверстие, через которое проходит штифт. Сбоку счетчика есть клеммная колодка. Он предназначен для подключения датчика к блоку управления двигателем.
Датчик резонанса имеет на одной из сторон резьбу, благодаря которой он ввинчивается в отверстие для штифта. Поэтому счетчик такого типа не требует дополнительных креплений.
Конструкция широкополосных и DD резонансных датчиков
Оба датчика детонации имеют внутри корпуса чувствительный элемент, который генерирует напряжение при вибрации. Резонансный ДД способен работать в узком диапазоне. Широкополосный диапазон улавливает вибрации на протяжении всей работы трансмиссии.
ЭБУ получает сигнал от DD. Модуль анализирует входное напряжение, то есть его амплитуду и частоту. При обнаружении отклонения от указанного диапазона ЭБУ понимает, что имеется детонация. В этом случае по заданному алгоритму исправляется работа двигателя и происходит неоптимальное сгорание топливовоздушной смеси.
Устранение детонационного сгорания снижает нагрузку на двигатель, увеличивая его ресурс. Следовательно, основная цель ДД — продлить срок службы двигателя за счет своевременной детонации.
Расположение датчика детонации на ВАЗ 2109
Датчик детонации на автомобиле ВАЗ 2109 установлен на передней части блока цилиндров. Широкополосный счетчик фиксируется болтом или штифтом и гайкой. Сам резонансный ДД вкручивается прямо в отверстие. ДД находится в месте наибольшей чувствительности появления детонации.
Стоимость датчика
На автомобилях ВАЗ 2109 с контроллером Январь 4.1 применяется ДД 211203855010-01. Распространенность невысока. По этой причине его цена чрезвычайно высока. За оригинальный товар часто приходится отдавать 1500-1700 рублей. Хороший аналог — General Motors 21120-3855010-01. Его стоимость 1600-2000 руб.
ВАЗ 2109 с контроллером Январь 5.1 использует ШПД DD 21123855020. Его цена 300-450 руб. Хорошие аналоги фирменного датчика можно найти в таблице ниже.
Таблица — Хорошие аналоги датчика детонации ВАЗ 2109 собственной разработки
Режиссер | Код продавца | Ориентировочная стоимость, руб |
---|---|---|
ЗАЗ | 183855 | 170–290 |
Фенокс | SD10100O7 | 230–390 |
VOLVO | 183855 | 290-410 |
Bosch | 0 261 231 046 | 370-400 |
EPA | 550489 | 250-400 |
Аналог родного датчика биений
Методы проверки датчика детонации
косвенно можно проверить работоспособность ДД, измерив сопротивление. Норма — это значение от 1 до 10 МОм. Если выход за пределы указанного диапазона, датчик необходимо заменить.
Проверка DD путем измерения сопротивления
Проверить ДД можно с помощью мультиметра. Для этого необходимо подключить щупы к клеммам и слегка постучать по рабочей области. Если мультиметр не обнаруживает скачков напряжения, ДД неисправен.
Широкополосное сенсорное управление
На ВАЗ 2109 с контроллерами от 4.1 января установлен одноконтактный датчик. Чтобы в этом убедиться, второй щуп мультиметра следует подключить к корпусу ДД.
Диагностика резонансного ДД
Самостоятельная замена резонансного датчика на ВАЗ 2109
Замена ДД на ВАЗ 2109 своими руками осуществляется по инструкции, которая находится ниже.
- Отсоедините разъем.
Коннектор
- Откручиваем датчик.
Открутить ДД
- Выньте ДД.
Снятие датчика детонации
- Устанавливаем все в обратном порядке.
Снятие датчика детонации
Замена широкополосного датчика детонации на ВАЗ 2109
Для самостоятельной замены широкополосного датчика на автомобиле ВАЗ 2109 рекомендуется использовать алгоритм, подробно описанный ниже.
- Откручиваем гайку от штифта.
- Отсоедините отрицательный полюс от аккумуляторной батареи, отсоединив электрическую систему автомобиля.
- Зафиксируйте автомобиль ручным тормозом.
- Отсоедините разъем.
Ослабьте гайку
- Снимаем датчик детонации.
Разборка DD
Новые и старые DD
- Установите новый счетчик.