151 публикация7,5 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Многие автомобилисты при движении на своих машинах при торможении, особенно на высоких скоростях 80 км / ч, начинают бить руль. Но бывает, что водитель чувствует вибрацию в руках даже при движении на малых скоростях.
Эта проблема довольно опасна, так как водитель теряет управление автомобилем при торможении из-за биения руля, в некоторых случаях вибрация настолько сильна, что практически выбивает руль у него из рук.
Содержание
Где искать неисправности?
что интересно, может удариться о руль при торможении на любой машине: ВАЗ-2108, Приора, Калина, Форд Фокус 2, Митсубиси Лансер 9 и других.
На каком бы автомобиле ни произошло это явление, неисправность необходимо срочно устранять и искать ее источники в:
- рулевое управление;
- колеса.
- тормозная система (диск и суппорт);
- приостановка;
Часто автовладельцам приходится полностью исследовать вышеперечисленные элементы автомобиля для устранения проблемы.
Появление эксцентрика в рулевом колесе при торможении может происходить по разным причинам, например, износ или повреждение компонентов шасси, например, погнутого диска.
Элементы тормозной системы
Чаще всего ударяется о руль при торможении из-за проблем с одноименной системой. А это может произойти из-за:
- ДЕФОРМАЦИЯ ТОРМОЗНОГО ДИСКА. Это одна из самых частых причин. Из-за трения о колодки тормозной диск при торможении довольно сильно нагревается, а при резком остывании (например, сразу на него попадает вода из лужи) деформируется (нарушается его геометрическая форма). Кривизна рабочих поверхностей диска приводит к детонации колодок, которая передается на суппорт, а от него, в свою очередь, на ступицу и рулевые тяги. Но деформация задних тормозных дисков или барабанов превратится в сильную вибрацию кузова. Устранить проблему можно либо протачиванием тормозных дисков (метод, позволяющий выполнять работы, не снимая элемент с автомобиля), либо их заменой;
- КАЛИБР ЗВОНИТЕ. Часто направляющие суппорта прилипают к своим отверстиям. Из-за этого суппорт при торможении будет неравномерно давить на колодки, и водитель услышит биение руля. Все «лечится» разборкой агрегата, чисткой и смазкой его направляющих и их посадочных мест.
- НЕОБЫЧНЫЙ ИЗНОС И ИХ ПОВРЕЖДЕНИЯ. В этом случае стук будет производиться неровной поверхностью фрикционных накладок. Поскольку колодки ходят по рабочим поверхностям тормозных дисков, при замене или протачивании последних их необходимо менять в обязательном порядке;
Следует отметить, что проблемы с тормозной системой часто проявляются не только от биения руля, но и от педали тормоза.
Также при заклинивании суппорта автомобиль может тормозить неравномерно (рывками).
Зная дополнительные симптомы, можно существенно сузить поиск причин неисправности.
Рулевое управление
Здесь удары по рулевому колесу при торможении могут быть вызваны изношенными или неотрегулированными элементами рулевого управления.
В то же время многие считают, что при люфте в рулевом управлении эксцентриситет будет постоянным при движении, а появление неровностей мы рассматриваем только при торможении.
Но это не совсем так, и чтобы понять, как износ рулевого механизма может влиять на процессы, происходящие при торможении автомобиля, следует немного рассмотреть теорию.
Колесо всегда движется по пути наименьшего сопротивления, и чем выше скорость, тем труднее ему изменить траекторию.
При торможении колесо значительно замедляется, что может повлиять на траекторию движения колеса.
Если рулевое управление в хорошем состоянии, оно будет удерживать колесо на желаемой траектории.
Но если из-за износа будет еще и небольшой зазор (1 мм), например, между рейкой и шестерней механизма, на колесе это обеспечит боковой люфт 3-4 мм.
То есть колесо больше не будет удерживаться жестко и сможет произвольно изменять свою траекторию в доступном диапазоне свободного хода, и это изменение носит вибрационный характер.
И уже от руля эта вибрация передается на механизм, а затем и на руль.
Поэтому при стуке руля при торможении обязательно проверить люфт:
- Пара «зубчатая шестерня»;
- Карданный привод рулевой колонки.
- Рулевые наконечники;
На примере HYUNDAI HD 72 это выглядит так.
Также обязательно проверьте состояние крепления рулевых тяг к рейке.
Подвеска и колеса
Примерно такой же результат дает износ некоторых компонентов подвески.
Исчерпавшие свой ресурс сайлентблоки, шаровые опоры и упорные подшипники приведут к тому, что колесо будет иметь боковой люфт, что и будет источником проблемы.
Здесь следует отметить, что неровности при движении по неровностям являются дополнительным признаком износа узлов подвески.
Проверить состояние подвески несложно, достаточно раскачать рычаги ломом и если изношены сайлентблоки и шаровая опора, это сразу заметят при проверке. Но сначала проверьте, хорошо ли прикручен диск, ослабление хотя бы одного из болтов может привести к вибрации всей машины.
Вибрация, хотя и редко, вызывается ступицей и ее подшипником. В результате сильной разработки посадочного места подшипника в этом агрегате появляется люфт, который проявится стуками по рулю.
Читайте также:
Симптомы неисправности подшипника опоры передней стойки и как его заменить
Также он может удариться о руль при торможении из-за колес, поэтому необходимо проверить:
- Ослабление болтов (обычно возникает при «перемонтировании» автомобиля. Болты просто забывают затянуть);
- Нарушение углов развала / схождения.
- Повреждение диска или дисбаланс;
- Дефекты шин;
Как видите, основных причин проблемы две: люфт в раме и повреждение элементов тормозной системы.
То есть тормозные диски привели к перегреву, подвеска и рулевой механизм долгое время не обслуживались, на автомобиль были установлены новые колеса, которые не были отбалансированы и, как следствие, водитель получает довольно неприятные и опасные последствия.
Как выявить причину?
Поскольку существует множество элементов, которые могут создать указанную проблему, поэтому, чтобы точно определить, что именно вызвало стук в рулевом колесе, поиск следует проводить постепенно.
Прежде всего, на СТО проверьте балансировку колес, затем обратитесь к специалисту для регулировки углов развала / схождения.
Эти работы следует выполнять в первую очередь, потому что они требуют специального оборудования и не могут выполняться в гараже.
Что касается колес, то можно сделать немного иначе, если будет другой набор. Чтобы убедиться, что причина кроется именно в них, нужно надеть на машину второй комплект и проверить поведение машины на трассе.
Если стук в руках водителя при торможении пропадает или уменьшается, значит, колеса, которые ранее были неподвижны, требуют обслуживания: вращающихся дисков, балансировки. В крайнем случае их можно поменять местами спереди назад и наоборот.
Далее следует проверить состояние тормозных дисков, так как они являются наиболее частой причиной неисправности. Для этого снимите с машины передние колеса и визуально оцените состояние дисков и суппортов.
Если вы заметили на их рабочих поверхностях дефекты: трещины, полосы, изменение цвета металла (при перегреве поверхность приобретает синий оттенок) или чувствуете неровности на ощупь, очень вероятно, что это из-за им что влияет на руль.
Проверьте шины на наличие различных неровностей вурдалаков и т.д.
Читайте также:
Схема крепления колесного диска на ВАЗ, Форд, Опель, Ниссан, схема крепления
Если тормозные диски в порядке, а их рабочая поверхность зеркальная и гладкая, снимите суппорты с автомобиля, чтобы оценить состояние колодок и направляющих.
При проверке тормозной системы необходимо оценить состояние ступичного подшипника. Для этого возьмитесь руками за тормозной диск сверху и снизу и энергично его качайте.
Люфт в ступице не допускается, и при его обнаружении необходимо заменить подшипник, а при выходе седла — заменить ступицу.
Проверив состояние элементов тормозных механизмов, перейдем к подвеске.
Здесь следует проверить сайлентблоки, шариковые подшипники и опорные подшипники на люфт.
На FIAT Linea изношенный упорный подшипник выглядит так.
Раскачивая рычаги ломом и руками — сам амортизатор, можно выявить люфт и устранить их, заменив изношенные элементы.
Наконец, проверяется состояние рулевого механизма. Важно оценить состояние рулевых наконечников, а также отрегулировать зацепление пары «рейка и шестерня». Не забудьте про кардан рулевой колонки.
Проверив все компоненты ходовой части, можно выявить и устранить причину стука колеса при торможении.
Но как указано, причина может лежать сразу в нескольких местах, поэтому может потребоваться выполнение полного автосервиса с заменой расходных материалов и изношенных деталей.
Обязательно прочтите: Вибрация автомобиля, причины, способы устранения.
Вибрация руля при торможении, как следствие замена тормозных дисков Hyundai Grand Santa Fe.