6 Сентября 2017
Один из самых крупных скандалов за всю мировую историю на рынке автокомпонентов связан с поставщиком подушек безопасности японской компанией Takata. Из-за проблем с подушками безопасности этой компании по всему миру было отозвано рекордное количество автомобилей — более 120 млн штук.
Как все хорошо начиналось
Компания Takata считалась одним из старейших мировых производителей автокомпонентов, свой отсчет она ведет с 1933 года. За более, чем полувековую историю она успела вырасти из местной японской фирмы по выпуску парашютных строп до транснациональной корпорации.
В 50-е годы прошлого столетия с ростом автомобильной промышленности в Японии Takata решила заняться производством автокомпонентов, в частности ремней безопасности.
Специально для этих целей компания даже построила первую в мире установку для проведения краш-тестов ремней безопасности. Затем в 70-е Takata занялась разработкой детских удерживающих устройств и других систем безопасности.
С ростом заказов на ремни безопасности в 90-е годы Takata начала экспансию за пределы Японии, открывая новые производственные предприятия в Корее, США и Европе.
К началу двухтысячных Takata занималась производством не только ремней, но и подушек безопасности, а также рулей для целого ряда автомобильных компаний. Казалась бы, компания растет и развивается, но международный позор Takata оказался слишком серьезным.
Первые проблемы
Первый крупнейший скандал, связанный с Takata случился в 1995 году, когда в Соединенных Штатах Америки были отозваны 8 428 402, преимущественно японских автомобилей из-за проблем с ремнями безопасности. Отзыв был объявлен после проверки Национальным управлением безопасности дорожного движения качества ремней безопасности Takata в автомобилях Honda.
Многие американские владельцы автомобилей Honda жаловались на то, что пряжки ремней безопасности не защелкивались, а ремни расстегивались самопроизвольно во время движения.
При этом потенциально опасными ремнями Takata комплектовались не только модели Honda, но и другие японские автомобили известных брендов. Национальное управление безопасности дорожного движения подошло к поверке очень серьезно — помимо ремней Takata были проверены еще 11 конкурирующих производителей, но ни у кого из них проблем не было выявлено.
Первоначально японские производители уверяли, что проблема пряжек ремней безопасности связана с неаккуратным использованием ремней самими автовладельцами, а не с технологическим дефектом.
Однако девятимесячное расследование НУБДД показало, что причина кроется в АБС-пластике, из которого изготавливались пряжки ремней.
Под воздействием палящего солнца через определенный период времени пластик становился ломким, что приводило к заклиниванию механизма кнопки фиксатора ремня безопасности. На момент расследования ремни безопасности Takata поставлялись на конвейеры не только японских компаний Honda, Mazda, Isuzu, Nissan, Subaru, Suzuki, Daihatsu, Mitsubishi, но и для автомобильных автогигантов США, среди которых General Motors и Ford.
После признания плохого качества ремней безопасности, большинство автопроизводителей согласились на добровольный отзыв.
Однако не все прошло так гладко, только 18% из почти 9 миллионов автомобилей с проблемными ремнями безопасности были отремонтированы. Тогда Национальное управление безопасности дорожного движения США оштрафовало Honda и Takata всего на 50 000 долларов, за то что последние не уведомили контролирующий орган о дефекте.
Фатальные подушки
Производством подушек безопасности для автомобилей корпорация Takata занялась в 1988 году и к 2014 году ее доля на рынке в производстве «эйрбэгов» составила 20%. Фактически получалось, что каждый пятый автомобиль в мире был оснащен подушками безопасности Takata. Первые скандалы с подушками начались в 2013 году, когда сразу несколько автомобильных брендов объявили об отзыве машин.
Компания Honda заявила, что знает о более чем 100 травмах и восьми смертельных случаях (семь в Соединенных Штатах плюс один в Малайзии), которые были связаны с подушками безопасности Takata.
В апреле и мае 2013 года из-за дефектных подушек безопасности Takata было отозвано в общей сложности 3,6 миллиона автомобилей. Все эти подушки безопасности были изготовлены заводом Takata Monclova Plant в Мексике и устанавливались на автомобили, предназначенные для североамериканского рынка. В ноябре 2014 года BMW заявила о том, что для их автомобилей, собираемых в США подушки будут поставляться не из Мексики, а с завода Takata в Германии.
Тогда компания Takata признала, что их мексиканское предприятие нарушило технологии хранения взрывчатых веществ, используемых в пиропатронах подушек безопасности. В своем заявлении компания заявила: «Мы серьезно относимся к сложившейся ситуации и будем усиливать контроль качества за производимыми подушками безопасности».
Однако, это не спасло Takata от очередного витка скандала. В том же 2014 году из-за дефектных подушек безопасности Takata отзыв более трех миллионов автомобилей объявили BMW, Chrysler, Ford, Honda, Mazda, Nissan и Toyota.
Причина заключалась в том, что во время ДТП при срабатывании подушки безопасности посторонние фрагменты могли травмировать или даже убить людей находившихся в салоне автомобиля. Такой случай произошел в 2014 году в Малайзии. Беременная женщина погибла в результате срабатывания подушки безопасности. Посторонний металический предмет, являющийся частью конструкции механизма подушки безопасности отлетел и попал женщине в шею.
К ноябрю НУБДД потребовало от Takata признать дефекты подушек и уведомить боле десятка автопроизводителей о добровольном отзыве машин.
В 2015 году из-за подушек безопасности Takata случился самый большой за всю историю отзыв автомобилей 12 брендов. Под отзыв попадали более 40 миллионов автомобилей по всему миру. Причина была та же самая, при срабатывании подушки элементы конструкции могли убить водителя и пассажира. Еще позже количество дефектных автомобилей увеличилось по всему миру до 53 миллионов штук. Американское правительство оштрафовало корпорацию Takata из-за проблем с ее автокомпонентами на 200 миллионов долларов.
Признание вины
Компания Takata в ходе судебных слушаний в США, официально признала себя виновной в мошенничестве из-за выпускаемых до 2015 года дефектных подушек безопасности. После признания вины представители японского производителя согласились на выплату американским властям одного миллиарда долларов.
Так, компания Takata в период с 2000 по 2015 годы использовала мошенническую схему, предоставляя производителям автомобилей и клиентам неверные и сфабрикованные данные об испытаниях насосов в подушках безопасности. При этом руководство Takata продолжало скрывать факты даже после появления информации о том, что дефект может привести к гибели людей. Договоренность со следствием предполагало, что властям США Takata выплатит 25 000 000 долларов в качестве штрафа, оставшиеся 975 000 000 долларов будут потрачены на возмещение ущерба, в том числе на компенсации пострадавшим и их семьям. Также производитель официально согласился в течение трёх лет находиться под наблюдением независимых надзорных структур, которые определят, соблюдает ли он более жёсткие меры контроля качества продукции. На момент судебного разбирательства американских властей с производителем автокомпонентов было уже зафиксировано 16 случаев с погибшими от дефектных подушек Takata.
На конец 2016 года дефектные подушки безопасности были установлены в огромном количестве на автомобилях популярных брендов. Так, об отзыве машин из-за подушек Takata объявили компании Acura, Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Daimler Trucks North America, Daimler Vans, Dodge/Ram, Ferrari, Fisker, Ford, GMC, Honda, Infiniti, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Lincoln, Mazda, McLaren, Mercedes-Benz, Mercury, Mitsubishi, Nissan, Pontiac, Saab, Saturn, Scion, Subaru, Tesla, Toyota, и Volkswagen.
Банкротство
Крупнейший скандал за всю историю автомобильной отрасли стал причиной того, что перед своими заказчиками и кредиторами у компании Takata накопились многомиллиардные долги. Японский производитель систем безопасности для автомобилей с более чем 80-летней историей, компания Takata объявила о банкротстве. Компания и ее 12 зарубежных подразделений уже подали заявления о защите своего бизнеса от исков кредиторов. Кроме того, была достигнута договоренность о продаже активов Takata американскому производителю автозапчастей Key Safety Systems (KSS) примерно за $1,6 млрд. KSS получит весь бизнес японского производителя, за исключением активов, связанных с проблемными подушками безопасности.
Руководство Takata надеется завершить процедуру банкротства в первом квартале 2018 года. Правда, банкротство Takata может продлиться куда дольше запланированного срока. Дело в том, что в поданном в американский суд компанией заявлении указано, что активы Takata оцениваются в $1–10 млрд, в то время как размер долгов, включающий возможные выплаты по исковым требованиям, составляет от $10 млрд до $50 млрд. А как показывает практика, банкротство компаний с многомиллиардными долговыми обязательствами может длиться в США несколько лет. Долги компании в Японии оцениваются в $15 млрд.
Источник: www.autozap.biz