Независимый автосервис, как и любой не слишком крупный бизнес в нашей стране, сталкивается со множеством проблем. Однако в случае СТО ситуация осложняется тем, что этот бизнес связан с постоянно усложняющимися технологиями, большими капитальными вложениями, а также – невысокой платежеспособностью значительной доли автовладельцев. Проще говоря: машины чинить – не штанами торговать. Но если даже торговцы штанами объединяются в ассоциации предпринимателей для защиты своих интересов общими усилиями, то тем боле это показано автосервисам.

 

Решение любой проблемы начинается с ее обозначения. В этой статье мы очертим круг наиболее типичных проблем независимого автосервиса, над решением которых будет работать Клуб Директоров Автосервиса.

Типичные проблемы директора независимого автосервиса

Взаимоотношения с контролирующими органами: налоговой, пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической инспекциями, инспекцией по охране труда и технике безопасности, другими контролирующими органами. Независимый автосервис в большинстве случаев не отвечает требованиям регламентов – пожарной, санитарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, экологическим требованиям, другим нормативным документам (по данным проверки в одном из областных городов таким требованиям не отвечали 962 СТО из 962 проверенных, то есть – ни одна станция!). Часто наблюдаются случаи несоответствия помещения технологическим требованиям и требованиям безопасности, например, на площади 30 — 40 м 2 расположено 3 подъемника.

Взаимоотношения с арендодателями, порядок и условия заключения арендных договоров, диктат арендодателей и невыполнение ими условий договора аренды, возможность в любой момент изменить эти условия или разорвать договор. Многие СТО имеют несоответствующие сервисному предприятию внешний вид, который 10-летиями не меняется к лучшему в связи с арендными отношениями; в большинстве случаев СТО неудобно расположены, их трудно найти, к им нередко ограничен доступ клиентам.

Низкая и снижающаяся платежеспособность клиентов – физических лиц, в связи с чем наблюдается снижение средней стоимости заказа и как следствие, для получения прежнего уровня доходов приходится значительно увеличивать объем работ в нормо-часах. Значительное ограничение платежеспособности госбюджетных предприятий и организаций, а также снижение платежеспособности коммерческих структур. Необходимость работы по предоплате в условиях ужесточения отношений с корпоративными и государственными структурами во избежание накопления безнадежной дебиторской задолженности.

Отношения с клиентами-юрлицами: как с бюджетными организациями, в которых нет денег, так и с корпоративными клиентами, в которых как неотъемлемый элемент присутствует «откат». Нарушение правил и непрозрачность тендерного отбора, необходимость принимать неформальные условия заинтересованных лиц корпоративных структур.

Примерно 90% работников СТО не имеют профильного образования. На этом фоне особенно остро ощущаются сложности в подготовке и повышении квалификации персонала, недостаточный уровень квалификации и отсутствие специалистов нужной квалификации, а также дефицит специалистов специфической компетенции (электрик, электронщик, диагност, колорист, моторист, агрегатчик, квалифицированый мастер-приемщик) которых значительно меньше требуемого количества, а их уровень квалификации в целом существенно ниже требований рынка.

По причине пополнения потенциального рынка независимых автосервисов более чем 2 млн новых автомобилей (гарантия на которые закочилась в 2011 г, и еще 0,5 млн. автомобилей 2009 – 2010г.г. продажи), директору СТО необходимо повысить квалификацию механиков и поднять общий уровень их знаний до необходимого для работы с новым поколением автомобилей.

Недостаточный уровень качества персонала, обслуживающего клиентуру, который формируется в условиях общего низкого уровня автосервиса и не имеет доступных и распространенных примеров высокого качества обслуживания. Неформальные отношения, которые доминируют в независимом автосервисе, в случае отклонений от ожидаемого развития событий вредят как самым предприятиям, так и клиентам. Непрофессиональная мотивация персонала не только не может обеспечить повышение производительности, но и решить проблемы недобросовестности, хищений, воровства, безответственности, ценностной ориентации.

Несвоевременная или неполная доставка запасных частей к моменту выполнения заказа, по данным статистики, приводит к потере независимым автосервисом до 60 — 70% объемов услуг, а операторы запасных частей теряют товарооборот. В развитых странах эта проблема успешно решена. Для ее решения у нас нужно поднять огромный слой организационных проблем и системно решить их. Решение этой задачи обеспечит СТО увеличение доходов, прибыли и количество клиентов. Директору СТО совместно с операторами независимого рынка запасных частей необходимо решать множество организационных проблем для обеспечения своевременной и полной доставки запасных частей для выполнения каждого заказа.

Значительно усиливается конкуренция со стороны автодилеров в связи с тем, что дилеры потеряли около 60% регламентных работ, и будут стремиться завоевывать рынок послегарантийных автомобилей. Учитывая то обстоятельство, что владельцы упомянутых 2,5 млн. автомобилей три года пользовались услугами дилеров, и привыкли к уровню их культуры и качества обслуживания, директору СТО необходимо за короткое время:
1. значительно поднять культуру и качество ремонтного персонала
2. поднять на более высокий уровень качество обслуживания клиентов
3. оптимизировать процесс закупки запчастей и материалов
4. повысить техническую и инструментальную оснащенность станции
5. улучшить внешний вид экстеръеров и интеръеров, что требует значительных затрат и не всегда целесообразно в условиях арендных ограничений.

Дилеры будут снижать цены, особенно на работы, требующие серьезного технического оснащения, дорогостоящего оборудования, понимая, что независимый автосервис такого оборудования не имеет. Вместе с технически сложными работами они будут привлекать клиентов и на прочие работы, которые выполняются в комплексе. А если это так, то или придется либо поднимать техническую оснащенность IАА, культуру персонала, квалификацию и мотивацию персонала, или потерять рынок. (подробнее читайте в статье Автодилеры вознамерились «затоптать» рынок независимых автосервисов!) Будучи вынуждены демпинговать в связи со снижением цен дилерами, чтобы сохранить ценовой разрыв, многие предприятия автосервиса могут стать убыточными и быть вытесненными с рынка.

Ком этих проблем уже столь велик, и столь сильна его инерция, что многие уже и не пытаются решать стратегические задачи, сосредоточившись на текущей операционной деятельности. Проще говоря – на борьбе за выживание. А если столкнулись две армии (в нашем случае – автодилеров и независимых СТО), в одной из которых думают о победе, а в другой – как дожить до послезавтра, то которая победит?

Tags: Управление СТО, директор автосервиса, работа автосервиса, управление автосервисом

Источник: www.info-parts.com.ua

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв