Напряженная работа

47 просмотров

4 Августа 2015

Чем заменить отказавший в пути генератор, как минимизировать финансовые потери при покупке нового, как не обжечься на приобретении запасных частей к оригинальному узлу? На эти и другие вопросы в своем материале отвечает Денис Миронов | Фото автора

Генератор – пожалуй, первый по значимости агрегат навесного оборудования двигателя, от которого зависит жизнеспособность, если так можно выразиться, автомобиля. Без надежного и, самое главное, стабильного электропитания невозможна работа электрического топливного насоса и системы зажигания, блока управления силовым агрегатом и автоматической трансмиссией. Иными словами, при обесточенной бортовой сети современный автомобиль не сдвинется и с места. Благо, современные автомобили оснащаются достаточно емкими аккумуляторными батареями, заряда которых обычно хватает на несколько десятков километров пути при полном отказе штатного генератора. В большинстве случаев это позволяет либо добраться до дома, например, если неисправность проявилась в городе, либо доехать своим ходом до сервисной станции, в случае когда агрегат отказал на трассе. Самый простой выход из сложившегося положения – это обратиться на фирменную станцию технического обслуживания. Однако на складе фирменной СТО будет в большинстве случаев храниться исключительно оригинальный генератор, стоимость которого весьма высока, по сравнении с агрегатом от альтернативного производителя. Официалы же альтернативу не предлагают, разве что вы привезете генератор с собой. Осталось определиться с производителем и грамотно выбрать нужную модель.

Генератор под капотом машины Volvo S60 (2,4). Его корпус в следах масла, которое сочится из расположенного сверху агрегата (фото слева). А вот так расположен генератор под капотом автомобиля Suzuki Swift. Добираться к нему неудобно, поэтому доверьте эту работу мастерам СТО (фото справа)

Рынок генераторов

Для того чтобы оценить уровень затрат на приобретение генераторов, приведем стоимость агрегатов от разных брендов для популярных на нашем рынке автомобилей. Начнем с крохи Daewoo Matiz (0,8 литра), для владельцев которого внезапно сгоревший диодный мост генератора при пробеге всего в 20 – 30 тысяч километров становится полной неожиданностью. Благо, полностью заряженный аккумулятор позволяет при выключенных потребителях электроэнергии пройти 60 – 70 километров. Разбираться, кто виноват в преждевременной кончине диодного моста, мы по понятной причине не станем, вместо этого посмотрим, что можно купить на замену вышедшему из строя агрегату. Приобретать снова оригинальный узел General Motors за 7500 – 8500 рублей, пожалуй, будет неразумно. Особенно если рассматривать обозначенный нами верхний ценовой предел. Чтобы точно не прогадать в выборе альтернативы, обратите внимание на продукцию марки Mando. Поверьте, запрашиваемые торговцами 7600 рублей за интересующий нас агрегат – это вполне адекватная дню сегодняшнему цена. Качество же изделия – вне сомнений. Немногим дешевле продаются запасные части в упаковках Daewoo и Fenox. За них в большинстве торговых точек просили примерно по 6800 в национальной валюте. А вот как объяснить существенный разрыв в цене Wai (6500 руб.) и Asin (5500 руб.)? Некоторые продавцы, в приватной беседе, поменяли бы ценники местами. Спорить не станем. Каждый имеет свое мнение, особенно в кризис, когда валюта скачет как от лихорадки. Кто помнит недельные прыжки доллара и евро в «червонец»? Вот то-то и оно! Не просто сейчас торговле. Можно запросто прогореть и уйти в минус.

Привод генератора автомобиля Peugeot 107 — надежный, широкий поликлиновый ремень. Такой «ходит» очень долго, даже в неблагоприятных условиях (фото слева). Доступ к генератору автомобиля Hyundai i30 отменный. Механизм натяжения приводного ремня прост и понятен (фото справа)

Идем дальше. Французы не отличаются дешевизной запасных частей, увы, это справедливо и для Peugeot 206 (мотор объемом 1,6 литра). Конечно, для того чтобы снизить эксплуатационные затраты, можно попробовать найти в продаже восстановленный агрегат Citroen/Peugeot стоимостью примерно 14 000 рублей. Такой прослужит столько же, что и новый, но поискать такой агрегат, «переродившийся» в заводских условиях, с соблюдением оригинальных технологий и запасных частей высокого качества придется точно. На одном из крупнейших рынков столицы нам попалось всего два таких экземпляра. Но, поверьте, стоптанные подошвы ботинок стоят полученной экономии. Если вы принципиально против восстановленных агрегатов, то сообщаем, что совсем немногим дешевле обойдется новый генератора Real – 13 200 рублей. В качестве альтернативы можно рассматривать продукцию Dexel. За агрегат от данного производителя с нас запросили 12 000 рублей. Можно немного сэкономить, если найти генератор EAI (11 500 руб.). Более весомая экономия достижима при покупке продукции Wai (8800 руб.) или Jp Group (7500 руб.). В общем, запитать электросистему «француза» можно и за сравнительно небольшие деньги.

Не меняя курса, рассмотрим еще один хит российского рынка – малолитражку Skoda Fabia (мотор объемом 1,4 литра). Если очень припечет, то придется покупать оригинал. Агрегат VAG мы нашли на рынке за 19 500 рублей. Очень дорого. Поэтому, если позволяет время, посетите магазины, торгующие продукцией фирмы Bosch. Нужный нам генератор от этого известного немецкого производителя можно найти за 18 500 рублей. Итого – тысяча чистой экономии без потери в качестве и надежности. Пробуем сократить расходы на более ощутимую сумму. Это позволит сделать агрегат производства Valeo. Таковой нам предложили за 16 000 рублей. Не останавливаясь на достигнутом, ищем другие пути снижения затрат. Если вы не против восстановленных в заводских условиях узлов и агрегатов, то генератор Delta autotechnik с пометкой на коробке «восстановленный» за 12 000 рублей – это ваш вариант. Что еще можно поискать на рынке? Пожалуй, продукцию WPS. Нам попался агрегат нужной модели за 10 500 рублей. Неплохим выбором станет генератор Wai или ATS, за смешные, по сравнению с оригинальным генератором от VAG, 8000 рублей.

Сгоревший диодный мост к оригинальному генератору можно подобрать и из каталогов альтернативных производителей автокомпонентов (фото слева). В зависимости от модификации привод навесных агрегатов может осуществляться разными ремнями. Учтите это при выборе генератора в сборе со шкивом (фото справа)

Если рассматривать довольно массовый автомобиль Chevrolet Aveo (седан II поколения с двигателем 1,2 литра), то покупка оригинального генератора в упаковке General Motors обойдется в 7500 – 8500 рублей. Чем обусловлен столь широкий ценовой коридор, доподлинно неизвестно. Брать агрегат дороже восьми с половиной тысяч, смысла нет. Лучше уж «проголосовать рублем» за продукцию фирмы Mando. Нам предложили генератор данного бренда за 8000 в национальной валюте. Изделие качественное, что подтверждает опыт независимых мультибрендовых станций технического обслуживания. Если захотите сэкономить, то обратите внимание на запасные части в упаковке Daewoo. Справедливая цена на агрегат нужной нам модели от данного бренда составляет примерно 7000 рублей. Весьма неплохим спросом, по словам продавцов, пользуются генераторы Asin. Интересующую нас модель мы нашли по цене 6000 рублей. Дальнейшие хождения по рынку также не были напрасными. В одной из торговых точек нам настоятельно рекомендовали продукцию Fenox стоимостью 6800 рублей. По такой же цене предлагаются агрегаты и от фирмы Wai.

В ремонтной зоне

Купить новый генератор – это половина дела, агрегат еще необходимо установить взамен вышедшего из строя. Если ситуация безвыходная – нет денег (в дороге) на оплату услуг сервиса или нет самого сервиса, но есть набор инструмента и хотя бы небольшие слесарные навыки, то «махнуть» генератор можно прямо на обочине дороги. Однако справедливости ради отметим, что не все машины позволят сделать это, просто открыв капот. Например, для того чтобы демонтировать генератор с микролитражки Daewoo Matiz, придется лезть под машину, снизу откручивать крепление задней опоры силового агрегата, снимать «фишку» разъема и откручивать гайку контактного провода. Потом крутить генератор в разные стороны, протаскивая его в ограниченное пространство. На этом фоне стоимость услуг официалов – 1500 рублей – и время ожидания в ремонтной зоне – примерно 2,5 часа – покажутся избавлением от напасти. С узбекской микролитражкой корейского происхождения путь лежит только в сервис! Заметим, что, зная особенности демонтажа/монтажа генератора, мультибрендовые сервисы не спешат делать скидки на данную процедуру. Так, в придорожном сервисе с вас запросят не менее 1200 рублей. Впрочем, можно заехать и в гаражи: как правило, местные умельцы, уже сталкивавшиеся с этой моделью, возьмут с вас за свои услуги примерно 1000 рублей.

Изношенные щетки — виновники снижения эффективности работы узла (фото слева). Сочащиеся ГСМ приводят к «зарастанию» статора генератора грязью (фото справа)

Теперь перейдем к другим, не менее популярным и массовым машинам, и посмотрим, во сколько оценивают замену генераторов официальные представители марки в России и их мультибрендовые конкуренты. Порадовала цена работ на автомобиль Peugeot 206 с популярным 1,6-литровым 110-сильным мотором. На официальном СТО за замену генератора с нас запросили всего 2000 рублей. Заявленное время ожидания в клиентской зоне при этом составит не более полутора часов. Вот вам и развенчание слухов о дороговизне ремонта «французов». Кстати, для сравнения цен на аналогичную работу мы обратились в пару мультибрендовых сервисов. Стоимость работ обе независимых СТО оценили в полторы тысячи рублей, а время ожидания сократилось до часа. Как ни крути, а у неофициалов выходит и быстрее, и дешевле.

Записаться на замену генератора в Skoda Fabia (мотор рабочим объемом 1,4 литра) оказалось непросто. Официалы предлагали приехать через день, а то и два. Время, на которое можно было попасть в ремзону, оказалось также ограниченным. В большинстве случаев, когда хочешь, можешь и не попасть. За работу с нас запросили относительно скромные 2100 рублей, а время ожидания при этом составило около двух с половиной часов. Мультибрендовые сервисы не отошли от своего правила завлечения клиентов: полторы тысячи и полтора часа – цена и время ожидания. Правда, здесь все больше стоит ориентироваться на живую очередь. Но если ситуация безвыходная, то можно и подождать.

К затяжке приводного ремня надо отнестись с особым вниманием (фото слева). При разрушении обгонной муфты часто происходит и обрыв ремня (фото справа)

А вот услуги, которые были оценены по официальной линии СТО, представляющей марку Chevrolet, в 2590 рублей за замену генератора на автомобиле Chevrolet Aveo (седан II, мотор 1,2 литра), огорчили. Дорого получается. Время ожидания 2,5 часа. Хотите обойтись малой кровью – делите цифры пополам и отправляйтесь в мультибрендовый сервис. И лучше, если он будет расположен за МКАД. Чем дальше от столицы, тем дешевле и быстрее. По этой причине, если генератор отказал на кольцевой, ищите спасения в области.

Отдельного внимания заслуживает такая услуга СТО, как ремонт вашего генератора. Не удивляйтесь, если мастерская выполнит лишь монтаж / демонтаж агрегата, а собственно его ремонт будет поручен партнерской организации. Такие, специализированные фирмы, на складах которых есть как запасные части для ходовых генераторов, так и агрегаты от альтернативных производителей для замены «родных» узлов, есть практически в каждом городе. Кстати, у специализированных фирм зачатую комплекс работ, включающий снятие/установку агрегата, обходится дешевле процентов на двадцать, чем с вас запрашивают на мультибрендовых СТО. Именно поэтому, попав в ситуацию, первым делом узнайте о наличии именно специализированных компаний. Благо, смартфоны с выходом в Интернет, где размещается информация об услугах по ремонту генераторов в конкретном городе, есть даже у школьников. На крайний случай, ловите таксиста: они точно все знают про свой город.

Мнение

Василий Лазуткин, технический специалист компании «Механика», направление Стартеры – Генераторы

У каждой машины есть как сильные, так и слабые места конструкции. Это касается и таких агрегатов, как генераторы. Например, нам известно о наличии такой «характерной» неисправности генераторов автомобилей Daewoo Matiz, как преждевременный выход из строя диодных мостов. Конкретно эта неисправность вызвана рядом факторов: одни из них чисто эксплуатационные, к другим, скажем так, приложили руку конструкторы. К эксплуатационным факторам отнесем то, что автолюбители часто ездят на короткие расстояния. А в плотном трафике движения или в глухих пробках двигатель работает преимущественно в режиме холостого хода, то есть с минимальными оборотами коленчатого вала. Для полноценной работы генератора режим холостого хода не подходит. Кроме того, редкий автолюбитель проводит подзарядку АКБ в течение зимнего сезона эксплуатации. Все это приводит к тому, что аккумулятор находится в постоянно недозаряженном состоянии, а генератор при этом при работе ДВС выдает повышенный ток, пытаясь зарядить батарею. Ситуацию усугубляет повышенная нагрузка на электросистему со стороны дополнительных потребителей, как то: обогрева заднего стекла, вентилятора отопителя, который зачастую работает на максимальных оборотах, мультимедийной системы, постоянно включенного света фар и габаритных огней. Учитывая, что мощность генератора невысока, получается, что он работает практически на пределе своих возможностей. А это негативно сказывается на ресурсе деталей агрегата. Стоит ли удивляться, что из-за высокой нагрузки диодный мост перегревается и диоды выходят из строя. В принципе такая картина характерна для многих машин. Разница – в стоимости устранения неполадки. Например, чтобы отремонтировать генератор корейской микролитражки, нужно потратиться на собственно диодный мост – 1200 рублей – и оплатить работу по его замене – еще 800 рублей. Итого, на круг получается около 2000 «деревянных». Но это при условии, что все остальные детали генератора находятся в рабочем состоянии и не требуют внимания. Стоимость ремонта зависит от колебания курса валют, поэтому указанная выше сумма дана как ориентировочная.

К характерным неисправностям генераторов можно отнести выход из строя изоляции обмотки статора и эрозию выводов силовых диодов агрегата автомобиля Peugeot Partner. В данном случае речь идет о генераторе Bosch 121-й серии. Ремонт узла достаточно дорог. Так, замена статора обойдется в 1400 рублей, а сам статор потянет примерно на 4500 рублей. Если диагностика покажет необходимость замены диодов, то владелец машины вынужден будет дополнительно заплатить 900 рублей за работу и 1050 рублей за собственно запчасти. Однако это все равно выгодно, так как стоимость задней крышки с диодным мостом составляет 4500 рублей. В случае с французским автомобилем проблемы с генератором связаны с неудачным расположением агрегата, на который попадают эксплуатационные жидкости при их протечке, дорожная грязь, влага, противогололедные реагенты.

При выяснении причин поломки генератора мастер обязательно «прозвонит» обмотки агрегата и найдет обрыв, если таковой имеет место быть (фото слева). Загудевшие опорные подшипники демонтируются с вала специальными двух и трехлаповыми съемниками (фото справа)

Еще один пример. На генераторах автомобилей Mercedes-Benz Sprinter часто выходит из строя шкив с механизмом свободного хода, в простонародье – обгонная муфта. Мастера ряда мастерских или сами автовладельцы меняют оригинальный шкив на более дешевые аналоги. Мы этого делать настоятельно не советуем, так как в данном случае страдает надежность. Что касается нашего варианта ремонта, то стоимость замены шкива составляет всего 250 рублей, а сам шкив на Mercedes-Benz OM 611 потянет примерно на 4000 – 4500 рублей. Что еще хотелось бы добавить по шкиву, так это то, что от данной детали сильно зависят срок службы ремня и качество зарядки аккумулятора. Как только механизм свободного хода шкива выходит из строя (муфта «склеилась»), возможен обрыв ремня. Если муфта «пробуксовывает», то крутящий момент на генератор не передается и, соответственно, зарядка аккумулятора отсутствует.

Выбор генератора на замену вышедшего из строя – дело непростое. Мы рекомендуем обратить внимание на такие бренды, как Bosch, Valeo, Denso, Mitsubishi. Это по большей части есть костяк поставщиков OEM автокомпонентов. Что касается ремонта, то мне ближе первые три бренда. Разумеется, список брендов может быть расширен. Например, я отмечу продукцию Cargo и Wai Global, которые входят в состав Bosch. Качество агрегатов этих производителей довольно высокое, а главное – стабильное. Поэтому если вы не можете приобрести оригинал, то обратите внимание на продукцию упомянутых выше брендов.

Восстановленные в специализированной мастерской генераторы практически ничем не отличаются от новых, сошедших с заводского конвейера агрегатов (фото слева). После ремонта генераторы «прогоняют» на испытательном стенде, где снимают рабочие характеристики. Их заносят в паспорт каждого из приборов (фото справа)

Теперь, что касается совместимости запчастей, изготовленных крупными альтернативными производителями, к оригинальным агрегатам. В большинстве случаев совпадение по геометрии и рабочим характеристикам будет стопроцентное. Если рассматривать подбор запасных частей между продуктами производителей второго и третьего уровня, то тут настоящая лотерея. Часто даже сборка из-за разных присоединительных и геометрических размеров невозможна. Например, размер диодного моста больше, чем у оригинала, и его корпус «коротит» на заднюю крышку (из алюминия).

Теперь о том, можно ли решить проблему энергетического дефицита электрической системы установкой более мощного генератора. Начнем с того, что максимальная мощность генератора рассчитывается производителем автомобиля, исходя из энергетического баланса системы. Это означает, что просто взять и поставить, например вместо 100-амперного генератора, 150- или 180-амперный агрегат нельзя. Во-первых, более мощный агрегат, как правило, стоит дороже. Во-вторых, проводка может не выдержать увеличенных нагрузок, что приведет к ее повреждению. И, в-третьих, привод более мощного агрегата сам по себе более нагружен, а значит, без модернизации менее надежен.

Разумеется, есть случаи, когда модернизация электрической системы автомобиля с установкой более мощного агрегата есть необходимость. Так, к нам неоднократно обращались владельцы автомобилей, подготовленных для внедорожных соревнований. Они сознательно просили увеличить мощность штатного генератора. Проблема была в установке на автомобиле (хотя такое транспортное средство сложно уже назвать автомобилем: после бесчисленного количества переделок это, скорее, спортивный снаряд на колесах, чем автомобиль) большого количества дополнительного оборудования, такого как: дополнительная светотехника, две электролебедки, навигация и многое другое, что потребляет весьма не мало электричества из бортовой сети автомобиля. На одной из машин после изучения материальной части мы взялись за переделку штатного генератора, в результате которой из 95-амперного агрегата получился 130-амперный. Цена вопроса составила около 10000 – 12000 рублей. Замечу, что подобная процедура весьма индивидуальна для каждого генератора, а в некоторых случаях просто невозможна.

Источник: www.autozap.biz

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв