ЭРА-ГЛОНАСС: что это такое и как работает

90 просмотров

В России начала  работать система Экстренного реагирования при авариях (ЭРА). Она призвана значительно снизить число погибающих в ДТП. Но к 1 января 2016 года будет выпускаться всего две модели, оснащенные «черными ящиками». МАТВЕЙ ДЫШЛО разбирался, почему так произошло и станет ли ЭРА-ГЛОНАСС спасительным средством для России.

Проект ЭРА-ГЛОНАСС (Экстренное реагирование при авариях ГЛОНАСС) предусматривает массовое оснащение всех новых автомобилей «черными ящиками», которые в случае аварии передадут в оперативные службы информацию и координаты ДТП. При этом диспетчер системы сначала попытается связаться с находящимися в автомобиле, а в случае если ему никто не ответит, вызовет спасательные службы. Водитель и сам может связаться с центром, нажав кнопку SOS. Все данные передаются по каналам GSM. В промышленную эксплуатацию систему запустили 1 января 2015 года, но к концу года оснастили лишь две модели «черными» ящиками – Lada Vesta и Ford Transit (его собирают в Татарстане).

История вопроса

Создание системы ЭРА-ГЛОНАСС началось в 2010 году. Более половины пострадавших в ДТП (порядка 56%) на российских дорогах гибнут, собственно, не от самой аварии, а так и не дождавшись приезда медиков. К 2015 году в создание системы было вложено 4,5 миллиарда бюджетных рублей, еще по 1,5 миллиарда потребуется ежегодно на поддержание и развитие ЭРА-ГЛОНАСС. На фоне различных прожектов – не такая уж и крупная сумма, если не учитывать траты на создание самой системы ГЛОНАСС с несколькими неудачными запусками спутников.

Предполагается, что на каждом новом автомобиле будет установлен «черный ящик» системы ЭРА-ГЛОНАСС с датчиком аварии. По каналу GSM (все операторы обязаны бесплатно обеспечивать передачу сигнала) система передаст данные в службу 112, а в тех регионах, где ее еще нет – напрямую в оперативные службы. Водитель свяжется с пострадавшим автомобилем и узнает, требуется ли медицинская помощь. Если ответа не последует, экстренные службы самостоятельно будут выезжать по переданным координатам. Пассажиры и сами смогут связаться с оператором, нажав кнопку SOS. В Минтрансе и НП ЭРА-ГЛОНАСС говорят, что сегодня 95% федеральных дорог (а это чуть меньше 50 тысяч километров) покрыто сетью GSM. Правда, есть еще региональные дороги, аварии на которых по тяжести не уступают тем, что происходят на федеральных. А уж протяженность их точно выше. Зато о точности определения координат можно не беспокоиться: все устройства оснащены двойными чипами GPS/ГЛОНАСС, работающими в обеих системах.

Lada Vesta стала первым автомобилем, который получил полноценную систему ЭРА-ГЛОНАСС

ЭРА-ГЛОНАСС полностью совместима с европейской eCall, которую планируется развернуть лишь через 2-3 года. До запуска российской системы ряд автомобильных компаний, в первую очередь премиальных дорогих автомобилей – Volvo, BMW, Mercedes-Benz, предлагали аналог ЭРА-ГЛОНАСС в качестве дополнительной опции за довольно приличные деньги. Причем, например, система Volvo On-Call оперативно в России работала только в Московском регионе, где у шведской компании было заключено соглашение с коммерческой спасательной службой МСС. Таким образом, получается, Россия обогнала весь мир по внедрению автоматической системы информирования о ДТП? Все так, если бы не одно «но»…

Только для новых

Согласно утвержденным нормативно-правовым актам с января 2015 года все новые автомобили, продающиеся на нашем рынке, должны быть оснащены системами ЭРА-ГЛОНАСС. Однако год уже заканчивается, а таких моделей, как мы и говорили, всего две. Почему? Дело в том, что требование это касается только автомобилей, впервые проходящих сертификацию на одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Сложнее с коммерческим транспортом, который перевозит пассажиров или опасный груз: здесь на всех автомобилях с 2016 года должна быть установлена «упрощенная» версия ЭРА-ГЛОНАСС – только с ручным вызовом. Все же новые легковые автомобили должны оснащаться полноценной ЭРА-ГЛОНАСС с 1 января 2017 года – без этой системы не будут выдаваться технические паспорта.

Ford Transit российской сборки получил «облегченную» версию ЭРА-ГЛОНАСС: она не может связаться автоматически со спасателями, это может сделать только водитель или пассажир, нажав кнопку SOS.

Ford Transit российской сборки получил «облегченную» версию ЭРА-ГЛОНАСС: она не может связаться автоматически со спасателями, это может сделать только водитель или пассажир, нажав кнопку SOS.

Пока автопроизводители обходят требование, сертифицируя новые модели не как абсолютно новые, а как прошедшие обновление, – им ОТТС не нужен. Потому и нет ЭРА-ГЛОНАСС на немногочисленных в этом году новинках на кризисном автомобильном рынке. Но с 2017 года ситуация резко изменится, и, оказывается, автопроизводители к ней не готовы.

Очень дорого

Сам комплекс для автомобиля стоит не так дорого – около 200 евро, в зависимости от комплектации. Однако автопроизводители столкнулись с другой проблемой: сертифицировать автомобили с ЭРА-ГЛОНАСС можно лишь в двух специализированных организациях – одной в Москве, другой – в Севастополе.

Свои блоки для «ЭРА-ГЛОНАСС» разработали как отечественные компании, так и зарубежные Сам блок ЭРА-ГЛОНАСС имеет довольно компактные размеры, однако, требует интеграции со многими системами автомобиля Несмотря на то, что на многих устройствах стоит надпись «Сделано в России», большинство комплектующих для них поставляется из Китая.

Вначале блок ЭРА-ГЛОНАСС должен пройти испытания на электромагнитозащищенность, виброустойчивость, совместимость с бортовыми системами автомобиля, защиту от влаги и пыли. Заводы, где производятся блоки, должны пройти сертификацию на соответствие качества менеджмента по требованиям, предъявляемым к предприятиям, изготавливающим комплектующие для ЭРА-ГЛОНАСС.

Но и это еще не всё. Автомобиль должен пройти несколько краш-тестов, в которых должна сработать ЭРА-ГЛОНАСС. Причем, только в России. А у нас это можно сделать только на площадке института НИИЦИАМТ. В итоге, затраты производителя составляют почти полмиллиона евро! При этом иностранным автопроизводителям не удастся воспользоваться готовым решением, ведь ЭРА-ГЛОНАСС должна быть установлена уже на заводе.

В таких условиях некоторые автопроизводители начали говорить о том, что некоторые новинки могут и не появиться на российском рынке – слишком дорого сертифицировать автомобиль для одного рынка. Импортеры же роскошных автомобилей, таких как Ferrari, Bentley или Rolls-Royce, и вовсе готовы прекратить продажи – для них затраты несоизмеримы с объемами продаж.

Поставщики

Свои устройства для ЭРА-ГЛОНАСС готовят крупнейшие производители автокомпонентов, среди которых Continental, Hyundai Mobis, Denso, Magneti Marelli, Valeo и другие. Все они готовы лишь предоставлять «начинку» для системы, а вот с сертификацией на автомобилях автопроизводителям придется выкручиваться самим. Ситуация может немного выровняться с запуском европейской eCall, но европейцы, у которых погибших на дорогах с каждым годом становится все меньше, больше обеспокоены проблемами защиты пешеходов и велосипедистов и практически не занимаются развитием своей системы экстренного реагирования.

Один из примеров блока для размещения в салоне автомобиля: под крышкой скрывается кнопка SOS, рядом клавиши вспомогательных функций. Иностранные автопроизводители предлагают аналогичные ЭРА-ГЛОНАСС системы за доплату (на фото система Volvo On Call).

Есть среди заявленных производителей и российские компании. Но если копнуть глубже, практически все они предлагают комплексы ЭРА-ГЛОНАСС в качестве дополнительного, а не штатного оборудования. Российский прибор для штатного оснащения всего один, производства пермской «Форт Телеком». Остальные же устройства предлагаются компаниями, которые предоставляют телематические услуги – слежения за автомобилем, контроль его местонахождения и маршрутов, то есть больше подходящие для корпоративных покупателей, которые следят за своим автопарком.

Вместо многоточия

Минтранс считает, что уже в 2016 году на дорогах появится около 300 тысяч автомобилей, оснащенных ЭРА-ГЛОНАСС, а в последующие годы эта цифра будет возрастать чуть ли не в геометрической прогрессии. Однако прогноз вряд ли оправдается: на автомобильном рынке кризис, автопроизводители не готовы инвестировать в ЭРА-ГЛОНАСС, которая работает только в России, а поставщики компонентов не готовы проходить забюрократизированную процедуру сертификации устройств. Вот и получается, что Россия, скорее, лишится нескольких новинок автопрома (а то и целых автобрендов), а не получит развернутую сеть ЭРА-ГЛОНАСС. О чем вообще можно говорить, если сегодня в колл-центре системы работает всего пять операторов?

 

Источник: www.autozap.biz

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв