120 публикаций6 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Замена масла в АКПП — вопрос, волнующий многих. Количество автомобилей с автоматической коробкой передач постоянно увеличивается, и все больше автовладельцев задаются вопросом, когда менять масло в такой трансмиссии.
Но перед тем, как проводить работы, нужно понять, предусмотрена ли такая процедура для вашей модели автомобиля. Ведь на современные автомобили уже разработано и установлено огромное количество автоматических трансмиссий, в которых замена масла уже не предусмотрена.
Содержание
Особенности замены масла в АКПП
На многих автоматических трансмиссиях можно увидеть специальную табличку с указанием того, что сюда заливали масло на весь срок службы трансмиссии и, как следствие, самого автомобиля.
Поэтому на этом этапе стоит обратить внимание на выбор автомобиля с автоматической коробкой передач.
Но не все автомобили оснащены «вечной» трансмиссией, поэтому масло придется менять в тех машинах, где оно предусмотрено согласно технической документации.
Следует понимать, что полная замена масла в АКПП имеет существенные отличия от замены в двигателе, поэтому не стоит думать, что вы просто свалили старую работу, залили новое масло и все. Это верно для двигателя, но не для АКПП. Как придешь? Читай дальше.
Бытует мнение, что менять масло в АКПП не стоит, так как в результате таких действий нарушается тот особый микроклимат, который создавался на протяжении многих лет.
В процессе такой замены смываются отложения, которые забивают важные каналы АКПП, тем самым приводя к ее быстрой поломке.
Кстати, это мнение небезосновательно и уже подтверждено реальными случаями. Кстати, автоматические трансмиссии уже заменяют вариаторами.
А что нам говорят международные стандарты
А международные стандарты гласят следующее:
- Полную замену масла в АКПП проводить не менее чем через 50 тыс. Км пробега, либо через 2 года эксплуатации при замене фильтра;
- Каждые 15000 км после полной замены масло в этой трансмиссии необходимо заменять на 30-40%;
- Если автомобиль эксплуатировался в очень тяжелых условиях, рекомендуется менять ATF через 25 тысяч километров или один год эксплуатации.
Кстати, очень важно знать, как правильно проверить уровень масла в АКПП.
Бывают сложные ситуации, например, можно встретить автоматические трансмиссии, где даже не предусмотрены сливные пробки. В таких коробках, чтобы полностью поменять масло, необходимо снимать поддон с заменой прокладки. Как правило, такие АКПП устанавливаются на автомобили Ford, Nissan и Mazda.
А если был приобретен подержанный автомобиль с автоматической коробкой передач, необходимо сразу отправиться на диагностику, чтобы выяснить техническое состояние трансмиссии, определить, когда была произведена полная замена масла, какие рабочие жидкости были залиты и так далее
Никогда не смешивайте масла разных классов, так как смесь разных ATF может изменить их химические и физические свойства, что приведет к выходу из строя резиновых изделий и даже насоса.
Когда стоит менять масло в АКПП?
Помимо пробега автомобиля и сроков его эксплуатации критерием замены масла в трансмиссии является его цвет.
ATF темновато-светлое
Если АКПП работает без перебоев в штатном режиме и при проверке уровня масла цвет последнего прозрачный, хоть и слегка темный, преждевременно заменять рабочую жидкость и фильтр нет.
Мутное
Если масло мутное и содержит механические элементы (это сразу видно), то без раздумий сливайте старую обработку.
Снимите поддон и диагностируйте внутренние элементы, состояние поддона, наличие сколов на магнитах.
В идеале произвести полную замену масла, а если нет, то хотя бы частичную.
Но в любом случае будьте готовы к капремонту коробки.
Если металлические частицы на магнитах имеют размер более 1 мм, даже при отсутствии явных проблем с коробкой необходимо немедленно провести капитальный ремонт, внутренние колебания уже начали разрушать агрегат.
Если, если в коробке автомат стоит только один сетчатый фильтр грубой очистки после 20-30 тыс. Км пробега (иногда и раньше, после 10 000 км), то после замены масла он снова темнеет, это говорит о том, что агрегат сальник и кольца сильно изношены.
проводить капитальный ремонт рано, но вы можете помочь фильтру грубой очистки справиться со своей задачей.
Для этого достаточно подключить к системе дополнительный внешний основной магнитный фильтр тонкой очистки масла. Как правило, специалисты рекомендуют фильтры серии №100019.
Но, как правило, на современных моделях автомобилей такой фильтр / картридж уже предусмотрен, главное запомнить и со временем менять.
Например, на вариаторе Nissan это выглядит так.
Он расположен снаружи под теплообменником.
Масло имеет запах горелого
Как правило, наличие запаха пригоревшей ATF сопровождается наличием крупных элементов стружки, частиц пластика, металла, латуни и стружки.
В этой ситуации есть два выхода:
- Продайте машину быстро, надеясь, что покупатель не заметит проблемы;
- Сделайте дорогостоящий ремонт трансмиссии. Сначала будет разобрана АКПП, проведена диагностика износа ее элементов (гидротрансформатора, сцепления, гидроблока, соленоида, втулок и так далее). При необходимости все почистят и поменяют.
Естественно заменят масло, фильтры, сальники, прокладки и прочие расходники.
Несменяемое масло, правда или миф
При выборе автомобиля с автоматической коробкой передач в автосалоне продавцы часто рекомендуют покупателям модель автомобиля с перманентным маслом ATF, и многие попадают на эту уловку.
Если прислушаться к мнению автопроизводителя на эту тему, оно уже не так категорично.
Дело в том, что незаменимое масло предназначено как рабочая синтетическая жидкость, которой гарантировано прослужит от момента продажи автомобиля до капремонта трансмиссии, а срок этого ремонта может составлять до 3, 5, 10 или 15 лет, поэтому счастливый.
Поэтому автопроизводители очень тщательно оговаривают несменное масло на гарантийный срок для автомобилей.
Но производители автоматических трансмиссий прямо рекомендуют постоянно следить за уровнем и состоянием любого масла, вне зависимости от того, незаменимо оно или нет. И делать это надо каждые 10 тыс. Км пробега.
Можно ли «вылечить» проблемы с АКПП заменой масла и фильтра?
Если автомобиль начинает сокращаться, АКПП плохо переключает, слышны необычные звуки при ее работе, поэтому часто автовладелец хочет решить проблему, заменив масло и фильтры.
Таким образом можно будет частично и только временно решить эту проблему, но не более того.
Дело в том, что в АКПП уже начался процесс износа деталей (втулок, сцеплений, шестерен, тефлоновых колец, клапанов и так далее), и замена рабочей жидкости здесь уже не поможет, АКПП, к сожалению, он не может самовосстанавливаться по принципу заживления ран у человека.
Выход один: менять изношенные детали, перестраивая АКПП, и чем раньше, тем лучше.
Процесс замены масла в коробке-автомат на сервисе
Полная замена масла в АКПП происходит по принципу отжима старой трансмиссионной жидкости новой. Для этого используется специальный аппарат.
Алгоритм действий следующий:
- Коробка автомат подсоединяется шлангами к радиатору охлаждения масла, они отсоединяются;
- Устройство подключается к подводящим патрубкам;
- Последний включается и параллельно заводит машину;
- Старое трансмиссионное масло заменяется новым, процесс контролируется через специальное технологическое окно.
Этот метод сводит к минимуму потерю нового масла. Но подойдет, если вы уверены, что менять фильтр и чистить магниты на поддоне не нужно.
Поэтапная замена масла в коробке автомат
Если нет возможности поехать на СТО и там поменять масло в АКПП, можно сделать это самостоятельно в несколько этапов.
Для этого вам понадобятся:
- Слейте старое масло из автоматической коробки. Это можно сделать двумя способами, либо через сливную пробку, которую можно поставить на поддон коробки, а если пробка не обнаружена, с помощью специального станка для откачки рабочей жидкости из трансмиссии;
- Снимите поддон;
- Снимите фильтр, промойте его и, если это невозможно из-за сильного загрязнения, замените;
- Очистите и вымойте магниты на поддоне;
- Заменить старую прокладку поддона на новую;
- Устанавливаем все в обратном порядке (не забываем магниты и фильтр);
- Долейте новое масло до необходимого уровня, убедившись, что оно совместимо со старым (очень важный момент). Эта процедура позволит обновить до 40% масла;
- Проехать 120-160 км на машине (многие рекомендуют проехать 300-500 км) и повторить шаги, описанные выше;
- Проехать еще раз 120 — 160 км (300-500) и повторить шаги;
- Как правило, выполняется 3-4 операции.
В результате таких действий можно самостоятельно заменить до примерно 80% масла, так как каждый раз при сливе старого выходит новое, ранее слитое (они перемешиваются).
Преимущества метода:
- Экономьте деньги (не нужно ехать на заправку);
- Осмотрев магниты (обратите внимание на размер сколов, если они больше 1 мм, должна прозвучать сигнализация) можно диагностировать состояние элементов АКПП на предмет их пригодности для дальнейшей эксплуатации;
- Низкий расход масла при разовой замене.
Дефекты:
- Такая постепенная замена масла в АКПП хоть и независимая, но экономически невыгодна;
- еще 1/3 теряется от всего, что было закуплено для замены масла, так как здесь необходимо иметь не 100% трансмиссионную жидкость, а хотя бы 105-110%;
- уменьшать количество циклов нельзя, так как возможность такой замены отпадает.
Поэтому сложно сказать, где дешевле сделать полную замену в своем гараже или на СТО, где снимут поддон, сразу слейте около 70% вытяжки, замените фильтр и проведут другие необходимые работы.
Полная замена масла в коробке-автомат своими руками
Для полной замены масла в АКПП в гараже опытные автовладельцы используют специальные насосы.
Но стоят такие устройства недешево, а это увеличивает стоимость процедуры.
Использование компрессора
Задача закачать в систему свежее масло ATF и одновременно перекачать отработанное.
Из-за этого:
- Возьмите пластиковую емкость объемом не менее 10 литров и сделайте в ее верхней части два отверстия под диаметр труб, которые будут подключены к системе;
- Подготовьте вторую емкость такого же объема для осушения шахты;
- Налейте в емкость новое масло;
- Вставьте трубки так, чтобы одна касалась дна бака, а другая находилась над маслом;
- Закройте отверстия герметиком или аналогичным материалом;
- Найдите сливной шланг (идет от радиатора к АКПП) — отсоедините от системы;
- Подсоедините трубу, опущенную в рабочую жидкость, к патрубку, ведущему к поддону АКПП;
- Подсоедините второй шланг к компрессору;
- Опустите сливной шланг в контейнер для отходов;
- Попросите напарника завести машину и параллельно запустить компрессор;
- Благодаря компрессору, находящемуся под давлением, свежее масло будет поступать в бак АКПП, где насос будет перекачивать его по системе в радиатор, заменяя им сточную жидкость;
- эту операцию необходимо проводить до тех пор, пока из сливного шланга не потечет прозрачная жидкость.
Вы можете подключиться вот так.
Полиэтиленовый пакет
Этот метод работает немного иначе.
- Берем пластиковую тару на 10 литров;
- В ее нижней части вырезаем прозрачную трубку и соединяем с патрубком, идущим в поддон картера АКПП (не забываем о уплотнении). Как найти нужный патрубок, смотрите выше;
- Налейте свежее масло в емкость, чтобы было место для полиэтиленового пакета;
- Вставляем в емкость плотный полиэтиленовый пакет, чтобы он в нем свободно разворачивался при попадании экстракта;
- Установите контейнер так, чтобы он был заподлицо с лотком автоматической смены или немного выше;
- Подсоедините к шлангу радиатора прозрачную трубку для слива отходов и поместите ее в пакет, расположенный в баке;
- Попросите вашего партнера запустить двигатель.
Старое масло под давлением, созданное насосом через радиатор, выходит из системы и попадает в пластиковый пакет. Последний расширяется и заполняет окружающее пространство.
На новую рабочую жидкость ничего не остается, но через прозрачную трубку, подсоединенную в нижней части емкости, под низким давлением перетекают в АКПП, в результате чего старая жидкость заменяется новой.
Как только из радиатора в упаковке стала вытекать чистая жидкость, двигатель заглушили.
На этом все, в трансмиссии была проведена полная замена масла.
Для примера можно привести порядок замены масла в вариаторе Nissan Teana j32.
Особенности замены на 4 – х, 5, 6, 8 ступенчатых коробок-автомат
Шестиступенчатые и восьмиступенчатые автоматические трансмиссии являются одними из самых технологичных устройств в автомобиле.
В таких боксах управление, как правило, только интеллектуальное электронное. Все важные компоненты такой трансмиссии динамически сколируются через ЭБУ АКПП, благодаря этому постоянно контролируется состояние рабочей жидкости и соленоида (электромеханический регулирующий клапан).
Последний, в свою очередь, по мере того, как физико-химические изменения в его рабочем теле изменяют режимы его функционирования.
В связи с тем, что рабочая температура масла в трансмиссии может достигать 120-130 градусов, некоторые детали 6- и 8-ступенчатых автоматических трансмиссий могут, если не выйти из строя, выйти из строя. Это электрические шкафы, клапанные блоки, пластиковые элементы конструкции.
Поэтому менять масло в таких АКПП должны только высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт подобных работ.
Что касается 4-х и 5-ти ступенчатых автоматических трансмиссий, важно соблюдать некоторые правила:
- Нельзя смешивать масла разных марок. Если вы не уверены в том, какой тип масла был добавлен, полностью замените его;
- Заправляйте только оригинальные рабочие жидкости. Дело в том, что эксплуатационные характеристики современных трансмиссий изначально были рассчитаны на работу только на оригинальных маслах. Электрические соленоиды-регуляторы, регулирующие давление на муфты, особенно чувствительны к качеству рабочей жидкости. Когда масло загрязняется, его трение, тепловыделение, смазывание и другие свойства изменяются. Все эти особенности изменения свойств рабочего тела в процессе его работы учтены при разработке АКПП. Поэтому срок службы АКПП напрямую зависит от того, залито оригинальное масло или нет.
Только шланг и емкость для отработки
Последовательность работы следующая:
- Прогреваем масло в трансмиссии. Все понимают, что для этого необязательно зажигать паяльную лампу под трансмиссией, а достаточно проехать 5-10 км;
- Ставим машину на ручник, рычаг АКПП в положение «Нейтраль»;
- Находим заглушку на поддоне и сливаем еще горячее масло (внимание). Мы помним, как сильно он растаял;
- Откручиваем болты на поддоне;
- Затем аккуратно снимите поддон (он поддерживается герметиком), так как может остаться горячая жидкость. Для этого не рекомендуется использовать отвертку, лучше взять доску, прислонить ее к углу поддона и ударить молотком со средней силой;
- Снимаем и промываем фильтр; если он очень грязный, заменяем на новый. Из старого фильтра должно выйти еще немного масла, которое собираем в общую емкость для учета;
- Очищаем магниты от стружки и грязи, анализируем степень износа узлов АКПП;
- Очищаем поддон от грязи, отложений, старого герметика, обезжириваем прижимные пластины на картере АКПП и на поддоне;
- Установите фильтр в исходное положение;
- Устанавливаем поддон с новой заранее подготовленной прокладкой;
- Залейте в коробку новое масло в слитом количестве. Это можно сделать через заливное отверстие или щуп;
- От АКПП к радиатору охлаждения идут две патрубки. Находим патрубок, который выходит из радиатора и идет к поддону коробки (сливной трубе), снимаем с патрубка;
- Наденьте на трубу уже подготовленный топливный шланг длиной 1-1,5 метра и опустите в небольшую емкость (1-1,5 литра);
- Товарищ заводит машину (помните, что машина стоит на ручном тормозе и на нейтрали);
- Наблюдаем, как грязное масло попадает в емкость;
- Заглушаем двигатель и снова заливаем столько масла, сколько получилось (1-1,5 литра);
- Еще раз опускаем трубку в емкость и запускаем двигатель. Масло выйдет чище;
- При необходимости повторить процедуру;
- Емкости на 1-1,5 литра выбраны не случайно, поэтому лучше проверить выход грязного масла;
- Когда чистая жидкость начнет вытекать, выключаем двигатель и на его место устанавливаем штатный шланг;
- Проезжаем несколько километров и еще раз проверяем уровень ATF по горячим точкам, при необходимости сливаем или доливаем последние.
Вот и все, замена масла в АКПП сделана.
Преимущества этого метода:
- Около 90% старой рабочей жидкости заменяется новой;
- Нет необходимости покупать дополнительные устройства;
- Процедуры по простате.
Недостаток:
- требуется партнер;
- Без смотровой ямы не обойтись.
Уважаемые читатели, следует понимать, что здесь описаны общие способы полной замены масла в автоматических трансмиссиях, которые характерны для большинства современных и устаревших моделей автомобилей, на которых установлена автоматическая коробка передач.
Но выпускаемые сейчас типы автоматических трансмиссий настолько разнообразны и специфичны по своим конструктивным особенностям, что полная замена масла без специального оборудования и профессионального подхода может оказаться невозможной.
Поэтому постарайтесь узнать как можно больше о своей машине. Какой тип АКПП установлен, какая у нее модель, как часто обслуживается, какое масло заливается, сколько нужно заливать, а главное, как это масло меняется.
Для этого на автомобиль существует техническая документация, которую необходимо взять и изучить хотя бы один раз. Потраченное на это время в будущем может существенно сэкономить семейный бюджет.
Также существует огромное количество форумов, посвященных автомобилю.
Как происходит замена масла в коробке автомат своими руками.