Всесезонные шины появились в результате поиска альтернативы сезонной замене автомобильных шин, требующей времени и денег, с наступлением холодов осенью и жары весной. Эта проблема тем более актуальна, что многие мировые производители, учитывая современные технологические достижения, стали уделять больше внимания производству всесезонных шин.
Желание сэкономить, но при этом сохранить управляемость и управляемость автомобиля на дороге, подталкивает автомобилистов к поиску новых решений.
- В каком диапазоне климатических и дорожных условий разрешено использовать всесезонные шины, а в каких — нежелательно и даже опасно?
- Был ли наконец найден компромисс между летней и зимней резиной, позволяющий отказаться от сезонной замены колес?
- Какие всесезонные модели резины представлены на российском рынке и как правильно выбрать резину?
Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо хотя бы ознакомиться с тем, что такое автомобильные шины и каковы их основные характеристики.
Содержание
Виды автомобильных шин (летние, зимние, всесезонные) и их отличия друг от друга
Насколько серьезно зимние шины отличаются от летних, чтобы можно было «почувствовать» компромисс «всесезонности»?
В первую очередь отличия касаются материала: при низких температурах летняя резина «тускнеет» (становится прочной), что очень негативно сказывается на ходовых качествах автомобиля. Зимние же шины сделаны из более мягкого материала и довольно быстро изнашиваются при положительных температурах и при движении по асфальту.
Разные диапазоны рабочих температур также приводят к разным условиям дорожного покрытия: летом — в основном асфальт и грязь, а зимой — снег и лед с разной степенью качения. В результате к характеристикам шины предъявляются разные требования, предусматривающие площадь контакта с рабочей поверхностью, высоту протектора и геометрию конструкции шины.
Большее разнообразие состояния дорожного покрытия зимой (накатанный снег, рыхлый снег, пастообразная смесь снега с реагентами, лед) определяет выбор такого параметра, как ширина рабочей поверхности покрышки:
- Чтобы шина лучше «сцеплялась» с твердым заснеженным дорожным покрытием, она должна быть уже, чем летняя шина.
- При этом, например, при езде по снежной целине предпочтительнее широкие шины.
Ну а так как первый режим езды используется гораздо чаще, зимние шины вообще уже, чем летние.
Глубина рисунка протектора у зимних шин значительно выше, чем у летних (допускается 4 мм против 1,6 у летних шин). Это связано с тем, что с увеличением высоты (глубины) протектора улучшаются характеристики «грунта», увеличиваются возможности удаления смоченной массы из зоны контакта, соблюдаются технологические размеры протектора установка шпилек. Однако с увеличением высоты профиля ухудшается управляемость автомобиля.
Особенности рисунка протектора летних шин в том, что на нем сразу видна основная функция — обеспечивать отвод влаги из зоны контакта (наклонные линии канавок от центра к краям рабочей поверхности). Таким образом предотвращается возникновение очень опасного эффекта — аквапланирования, при котором автомобиль становится практически неуправляемым.
Рисунок зимней шины — как правило, это набор геометрических фигур (прямоугольник, ромб, неправильные многоугольники). Рабочая поверхность покрышки «прорезана» тонкими насечками — ламелями, которые обеспечивают лучшее сцепление на скользком дорожном покрытии.
Компромиссное сочетание всех вышеперечисленных факторов и должно обеспечивать всесезонные шины.
На нашем сайте также есть полезная информация о летних и зимних шинах (гвозди и липучки»).
Особенности всесезонных шин
Сырье для производства всесезонных шин имеет традиционный состав: каучук, технический углерод, добавки на основе силикона, смолы, активаторы и другие наполнители. Этот состав должен обеспечивать приемлемые характеристики управляемости транспортного средства в широком диапазоне температур. И здесь начинаются проблемы сочетания непримиримых противоречий.
Дело в том, что даже для зимних шин существуют довольно ярко выраженные диапазоны температур использования материалов: до — 20 ° С и ниже этого предела. В противном случае они рискуют «закалиться» и потерять управляемость.
Минимально допустимая температура, которую удалось достичь производителям всесезонной резины: — 7 ° С. Следует понимать, что управляемость автомобиля будет хуже, чем с зимними шинами. Как следствие, при высоких температурах летом — повышенный износ и ухудшение управляемости из-за того, что всесезонные шины мягче летних.
По глубине протектора всесезонные шины занимают промежуточное положение между летними и зимними шинами. Но ее дизайн больше напоминает дизайн зимней шины: такая же «блочная» структура, что и конструкция, с наличием сегментных ламелей ломаной линии. Одна из основных задач, поставленных разработчиками всесезонных шин, — обеспечение хорошей поперечной устойчивости автомобиля (то есть безопасных поворотов) на асфальте. Поэтому края рабочей поверхности шины (так называемые плечевые зоны) закруглены, как у летних шин.
Один из способов найти компромисс между летними и зимними шинами — это структура и форма рисунка протектора. Современные всесезонные шины имеют направленный асимметричный протектор:
- Первая половина рабочей поверхности шины, расположенная ближе к внешней стороне колеса, имеет более «зимний» рисунок протектора (прямоугольные или ромбовидные блоки).
- Другая половина, ближайшая к внутренней части колеса — модель, которая содержит направленную конструкцию для эффективного отвода воды — имеет ярко выраженный «летний» характер.
Эти шины зарекомендовали себя как на мокром асфальте, так и в первые морозы.
Достоинства и недостатки всесезонных шин
Поэтому достоинства всесезонных шин связаны исключительно с экономическими соображениями:
- Экономия на необходимости покупки дополнительного комплекта сезонных покрышек, а в некоторых случаях и дисков (если автовладелец предпочитает меньше проблем с «сменой обуви»);
- Сэкономьте время, посетив продавца шин в межсезонье и сезонные места хранения в гараже, сарае, балконе, подсобном помещении или другом складском помещении.
Минусов у всесезонных шин, к сожалению, все же значительно больше, чем достоинств:
- Всесезонные шины практически бесполезны при использовании на раскатанном или талом снегу и льду. Исключение — лед, появляющийся после первых заморозков;
- Температурный диапазон для безопасного использования всесезонной резины: достаточно узкий: — 7о… + 15оС;
- Не рекомендуется использовать «всесезонно» при высоких температурах (более + 25 ° C) летом: ухудшение управляемости мягкой резины усугубляется увеличением износа;
- Срок службы «всесезонных» как минимум вдвое меньше, чем у летних или зимних шин, просто потому, что они используются круглый год. И это при том, что летом она изнашивается быстрее, чем более твердая летняя резина (а при температуре выше + 15 ° С — заметно быстрее).
Кстати, экономическая целесообразность использования резины на все сезоны также не очевидна. Представители Швейцарского туристического клуба (TCS) провели простой расчет стоимости эксплуатации одного комплекта зимних шин и одного комплекта летних шин по сравнению со стоимостью использования 3 комплектов всесезонных шин за тот же период. При расчете предполагалось, что всесезонные шины прослужат вдвое меньше, чем были учтены расходы на зимние (летние) шины и шиномонтаж. Расчет показал, что затраты в обоих случаях практически одинаковы (разница менее 4%).
Популярные марки всесезонных шин
Родоначальником всесезонных шин считается концерн Good Year, который впервые выпустил такую продукцию в 1979 году для американского рынка (зима в США на большей части территории еле теплая), но первая попытка оказалась неудачной. Всего 10 лет спустя Dunlop выпустила всесезонные шины, и на этот раз они получили признание.
Долгое время в мире было не так много известных компаний, активно занимающихся разработкой и продвижением всесезонной резины. Среди ветеранов этого рынка выделяются следующие компании:
- Данлоп,
- С новым годом,
- Пирелли,
- Hankook.
В последние годы мировые производители, такие как Bridgestone, Michelin, Continental, взяли на себя серьезные обязательства в отношении всесезонных шин. А в России хорошую продукцию производит Нижнекамский шинный завод (КАМА).
При выборе шин на все сезоны следует учитывать особенности маркировки. Дело в том, что общепринятого международного обозначения «всесезонность» пока не принято. В подавляющем большинстве случаев на боковой поверхности всесезонной шины можно встретить символы «M + S», реже «Mud + Snow» (снег + грязь в переводе с английского). Иногда эти символы сопровождаются пиктограммой в виде снежинки.
Российские производители предпочитают маркировать всесезонные шины надписью «All Seasons». При маркировке шин на все сезоны также можно встретить серию соответствующих пиктограмм: снежинка, дождь, солнце.
Подробную информацию о маркировке и обозначении шин смотрите в нашем материале: «Расшифровка маркировки шин».
Именно потому, что такие обозначения мало говорят о реальных характеристиках, при покупке шин на все сезоны необходимо запрашивать и ознакомиться с сертификатом соответствия. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что шины обладают всесезонными свойствами, заявленными рекламно-информационной поддержкой.
Стоит ли покупать всесезонные шины?
Подводя итог, видно, что по какому-то меткому выражению правильнее было бы называть всесезонные шины демисезонными: идеальным вариантом их использования с точки зрения безопасности является переход с ранней осени на раннюю весну летом. Правда, количество комплектов резины в этом случае возрастает до трех, а первоначальная идея экономии времени и денег полностью выхолащивается.
Использование «всесезонов» в узком температурном диапазоне для России не очень оправдано. Разве что подходит для каких-то центрально-южных регионов (но тогда постоянно эксплуатировать эту резину в жару проблематично).
Единственный вариант безусловного преимущества использования всесезонных шин — это подготовка машины к продаже и необходимость короткого сервисного обслуживания за это время.
В любом случае, если автомобиль укомплектован резиной на все сезоны, всегда следует помнить об ограничениях, которые накладывает этот «всесезонный». А посмотреть, как ведет себя машина с всесезонной резиной зимой, вы можете в следующем видео.