Установленное на авто газовое оборудование позволяет использовать в качестве топлива для двигателя дешевый газ, недорогой бензин. Именно в целях экономии многие автовладельцы устанавливают на свои автомобили газовое оборудование. Но как узнать, какое оборудование лучше и чем одно поколение HBO отличается от другого?
это сложно и просто одновременно. Это сложно — потому что это новое и неизвестное, но простое — потому что в нем нет ничего необычайно сложного.
Кстати, на нашем сайте есть отличная статья об установке газового оборудования на автомобиль, в которой также подробно обсуждается вопрос о порядке постановки на учет в ГИБДД.
В этом материале мы рассмотрим следующие вопросы:
- Устройство и принцип работы газового оборудования в автомобиле;
- Эволюция поколений газового оборудования для автомобилей: LPG 1/2/3/4/5/6 поколения;
- Как выбрать газовое оборудование для авто и какой газ лучше?
А внизу страницы посмотрите информативное видео о плюсах и минусах установки газового оборудования на авто.
Содержание
Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле
Цель данной статьи — узнать больше об автомобильном газовом оборудовании. И лучший способ ознакомиться с любым механизмом — понять, из чего он состоит и как работает.
Газовое оборудование для автомобилей первого поколения (подробнее о поколениях LPG читайте в тексте ниже) полностью состояло из механических узлов. А все комплекты газового оборудования, начиная со второго поколения, состоят из двух основных частей — механической и электрической.
Одним из важнейших элементов сжиженного нефтяного газа в автомобиле является газовый баллон. Он может быть металлическим, металлокомпозитным или полностью композитным. Содержит горючий газ, обычно метан или пропан-бутан.
Метан — это сжатый природный газ, закачиваемый в баллоны под очень высоким давлением.
Пропан-бутан — это сжиженный нефтяной газ, состоящий из смеси пропана и бутана.
Газовые системы для метана и пропан-бутана практически одинаковы, разница между ними в основном в баллонах.
- А в баллонах с пропаном давление всего 15 атмосфер и он хранится в сжиженном состоянии.
- Цилиндры для метана имеют цилиндрическую форму. Они тяжелее и толще пропановых, потому что содержащийся в них газ находится под давлением 200 атмосфер.
Большинство автомобилей оборудовано системой сжиженного нефтяного газа, в которой используется пропан-бутановая смесь. Поэтому в дальнейшем устройство и принцип работы газового оборудования автомобилей мы рассмотрим на примере наиболее распространенного сегодня пропан-бутанового СУГ четвертого поколения.
Пропан-бутановые баллоны бывают двух типов: цилиндрические и тороидальные. Последние имеют круглую форму и предназначены для размещения в нише под багажником вместо запасного колеса.
На баллон со сжиженным газом устанавливается очень важная деталь — это мультиклапан. Он состоит из следующих основных частей:
- индикатор уровня газа в баллоне;
- входная и выходная арматура;
- всасывающая трубка;
- поплавок уровня газа — связан с указателем уровня и автоматическим клапаном;
- предохранительный клапан — при избыточном давлении в баллоне (обычно устанавливается на 25 атмосфер);
- автоматический клапан — при наполнении баллона до предельно допустимого уровня при заправке (обычно до 80%) закрывает впускной канал;
- заправочная и подающая арматура;
- высокоскоростной (проточный) клапан — при обрыве линии.
Впускной патрубок через специальный патрубок высокого давления (медный или пластиковый) соединяется с заправочным патрубком, который обычно устанавливается под задним бампером автомобиля или получается непосредственно в самом бампере.
Выходной штуцер мультиклапана также через шланг высокого давления в моторном отсеке соединен с электромагнитным клапаном. Суть его работы очень проста:
- По умолчанию электромагнитный клапан всегда закрыт, и двигатель работает на бензине;
- При подаче электрического сигнала клапан открывается и переключает мощность двигателя с бензина на газ;
- Когда мы переключаемся на бензин или выключаем машину, клапан закрывается автоматически.
В соленоидном клапане установлен фильтр для очистки жидкой фазы, поскольку газ все еще находится в жидком состоянии и под высоким давлением, поэтому для него необходим подходящий фильтр.
Выходной штуцер электромагнитного клапана соединен трубкой высокого давления с редуктором давления газового испарителя. Это очень важный агрегат автомобильного газового оборудования, выполняющий одновременно несколько функций. В нем происходят следующие процессы:
- При испарении газ сильно остывает, поэтому редуктор подключается к системе охлаждения двигателя, горячий антифриз от которого нагревает и редуктор, и газ до рабочей температуры.
- Газ поступает на вход редуктора в сжиженном состоянии и под высоким давлением;
- При смене он испаряется и на выходе мы получаем его в газообразном состоянии и при низком давлении (около 1 атмосферы).
Кроме того, газовый редуктор может изменять свои характеристики. Он делает это на основе давления во впускном коллекторе двигателя, к которому он подключен через вакуумный шланг.
Затем на выходе из редуктора идет газообразный пропан-бутан, который при низком давлении через фильтр в паровой фазе поступает прямо в газовые форсунки. Форсунки — это точки, в которых газ впрыскивается непосредственно во впускной коллектор двигателя.
Газовые форсунки подключаются к коллектору с помощью специальных фитингов (привинчиваются). Эти штуцеры просверливаются во впускном коллекторе как можно ближе к бензиновым форсункам и через трубы соединяются с газовыми форсунками.
Все написанное выше относится к механической части GPL. Основным узлом электрической части газовой системы автомобиля, от которого зависит правильное функционирование всей системы, является электронный блок управления (сокращенно ЭБУ).
Блок управления — это компьютер, который контролирует всю работу системы сжиженного нефтяного газа на борту транспортного средства. Им оснащены все современные комплекты автомобильного газового оборудования.
Суть работы блока управления LPG 4-го поколения состоит в том, чтобы получить данные впрыска от бензиновых форсунок, затем рассчитать необходимый впрыск газа, связанный с ними, и подать соответствующие импульсы на газовые форсунки.
Таким образом сохраняется установленная разработчиком логика управления и характеристики автомобиля. Конечно, здесь не все так просто и многие параметры учитываются в электронных «мозгах», которые в реальном времени адаптируются к особенностям двигателя и его работы.
Эволюция поколений ГБО для автомобилей
Некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что газовое оборудование существует, например, поколения Евро-3 или Евро-4. Но это нечестно. Нет такого понятия, как «ГБО Евро-4.
«Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» — это стандарты токсичности выхлопных газов в Европе и не имеют ничего общего с эволюцией поколений автомобильного газового оборудования. Сегодня существует шесть поколений газового оборудования для установки на автомобили.
ГБО 1 поколения
Газовое оборудование первого поколения было самым примитивным по своей конструкции. Его устанавливали на автомобили с карбюраторными двигателями и на инжекторные двигатели с подачей газа через впускной коллектор.
Учет газа в СУГ первого поколения производился через регистр мощности (иными словами, через кран подачи), который устанавливался на трубе, ведущей к смесителю на впускном коллекторе.
ГБО 2-го поколения
Второе поколение газового оборудования на авто отличается от первого только тем, что вместо крана с механическим управлением (тот же силовой регистр) в системе установлен шаговый двигатель. Он также регулирует подачу топлива, но в автоматическом режиме через блок управления.
Большой популярностью пользовалось ГБО 2-го поколения, его устанавливали в основном на автомобили с одноинжекторными двигателями, в которых был лямбда-зонд, так как с этого датчика блок управления получал информацию о регулировании подачи газа.
Газовое оборудование 2-го поколения, несмотря на его примитивность и невысокий КПД, купить и установить на автомобиль можно уже сейчас. Это связано с его невысокой стоимостью. Цены на ГБО второго поколения с установкой стартуют от 10 000 руб.
ГБО 3-го поколения
Газовое оборудование третьего поколения было разработано для автомобилей с двигателями с распределенным впрыском топлива. Подача газа внутри него регулировалась тем же шаговым двигателем, что и в технике 2-го поколения, но не в общем коллекторе, а в каждом цилиндре отдельно.
На рынках стран СНГ такое оборудование в принципе не продавалось. В нашей стране он встречается только на некоторых автомобилях 90-х годов, привезенных из-за границы и оборудованных системой LPG на заводской конвейерной ленте.
ГБО 4-го поколения
Газовое оборудование 4-го поколения на сегодняшний день является наиболее распространенным газовым оборудованием для автомобилей. Предназначен для установки на машины с инжекторным двигателем с распределенным впрыском топлива по цилиндрам.
При установке ГБО 4-го поколения на автомобиль устанавливается отдельная газовая форсунка параллельно штатной бензиновой форсунке, которая состоит из блока управления, редуктора и газовых форсунок. Принцип его работы мы уже обсуждали выше.
На рынке представлено множество моделей газового оборудования четвертого поколения, для которых цена комплекта с установкой колеблется в пределах 20-40 тысяч рублей. (в зависимости от комплектации и производителя).
Стоимость ГБО 4-го поколения конечно выше, чем второго, но его эксплуатационные характеристики (расход топлива, надежность, затраты на обслуживание) намного лучше. Поэтому на автомобили рекомендуется устанавливать газовое оборудование четвертого поколения.
ГБО 5-го поколения
Пятое поколение газового оборудования для автомобилей отличается от четвертого поколения подачей сжиженного газа (пропана) в баллоны, то есть газ не переходит из жидкого состояния в газообразное состояние.
Эта система работает следующим образом:
- Форсунки впрыскивают жидкий газ непосредственно в коллектор.
- Газовый баллон ГБО пятого поколения имеет помпу, как в бензобаке;
- Перекачиваемый насосом газ под давлением подается форсунками в рейку;
Поэтому газовое оборудование пятого поколения не имеет газового редуктора. Эта система предназначена для автомобилей, на которых невозможно установить LPG 4-го поколения, или если это проблематично (например, сложно снять подогреватель газового редуктора).
Стоимость газового оборудования пятого поколения существенно выше четвертого и с учетом установки достигает 80-100 тысяч рублей. Кроме того, около двух третей стоимости оборудования составляет цена топливного насоса, который к тому же очень часто выходит из строя из-за высокого содержания примесей в газе.
ГБО 6-го поколения
LPG шестого поколения также основан на принципе подачи сжиженного газа, как и в пятом поколении, но не через отдельный газовый инжектор, а через штатную систему впрыска топлива автомобиля.
Для подачи сжиженного газа в топливопровод между двигателем и бензобаком автомобиля врезается специальный блок клапанов — селектор топлива. С помощью этого переключателя переключается подача топлива в систему: с бензина на газ и наоборот.
Поэтому в ГБО шестого поколения отсутствует не только газовый редуктор, но и газовые форсунки. Подача газа осуществляется непосредственно от форсунок двигателя.
Газовое оборудование шестого поколения пока официально не продается в России. Но многие эксперты считают, что стоимость такой системы будет даже выше, чем система LPG пятого поколения, поскольку селектор топлива — это уникальная запатентованная технология, которая точно не будет дешевой.
Какое ГБО для автомобиля выбрать лучше?
При выборе газового оборудования важно знать, что все группы газового оборудования подбираются индивидуально для каждого транспортного средства:
- Баллоны, как правило, выбирают объемом не меньше бензобака в машине. Но обычно ставят баллон максимального размера, который помещается в сиденье для запаски.
- Мультиклапан, редуктор, газовые магистрали (патрубки) подбираются в зависимости от мощности двигателя.
- Газовые форсунки подбираются исходя из мощности на цилиндр.
Рекомендуется выбирать все узлы и компоненты оборудования для сжиженного нефтяного газа от производителя. Так вы значительно снизите риск возникновения проблем в будущем при его эксплуатации.
Выбирая газовое оборудование для авто, обязательно убедитесь в его качестве. Производителей хорошего автомобильного газового оборудования не так много. Например, хорошо зарекомендовали себя комплекты ГБО следующих торговых марок:
- Принс (Нидерланды)
- BRC (Италия — США)
- OMVL (Италия)
- Ловато (Италия)
- Digitronic (Польша)
Однако сегодня довольно часто встречаются как серии неизвестных производителей откровенно низкого качества, так и множество подделок на технику известных брендов. Поэтому, выбирая ГБО, будьте предельно внимательны.
Если вы видите газовое оборудование с сомнительным названием, или продавец не может как-то точно рассказать о нем, или установщик заблудился при установке и долго не может подключить его, значит, что-то не так.
Также стоит отметить, что, на наш взгляд, качество работы ГБО примерно на две трети зависит от качества форсунок, поэтому экономить на них категорически НЕ рекомендуем.
Хорошее высококачественное оборудование для сжиженного нефтяного газа, которое импортируется в страну через официальных дилеров или производителей, легко устанавливается на автомобиль и настраивается один раз, максимум два раза, после чего оно отлично работает до следующего технического обслуживания.
В любом случае не торопитесь с выбором и не спешите с места. Если у вас есть сомнения по поводу того или иного оборудования, идите домой, откройте Интернет и поищите отзывы владельцев. Установка газового оборудования на автомобиль — мероприятие очень ответственное, поэтому торопиться тут совершенно не нужно.