192 публикации9,6 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Резкий и громкий свист из моторного отсека — довольно распространенная проблема, и с ней сталкиваются все автовладельцы. Причину этой неисправности очень легко выявить, ведь почти всегда источником неприятного шума является ременной привод вспомогательных агрегатов, или, как его по старинке называют, ремень генератора.
Для многих свист ремня генератора является признаком износа ремня генератора и необходимости его замены. Но часто установка нового продукта не помогает, и сторонние звуки остаются. И все это связано с тем, что это следствие проблемы и не всегда связано с приводом, только ремень «озвучивает» возникшую неисправность.
В статье рассказывается о причинах и способах устранения свиста ремня генератора на Ваз, Ланос, Приора, Калина, Лансер 9, Рено Логан и других автомобилях в холод, дождь и под нагрузкой.
Содержание
Как было раньше?
Раньше на автомобилях с ремнем работал только один агрегат — генератор, что облегчало установление причины звука (вариантов всего два — сам ремень или генератор).
С усовершенствованием электростанций количество генераторного оборудования с ременным приводом увеличилось, и оно уже известно как вспомогательное оборудование с приводом.
Сейчас уже принято, чтобы гибкая трансмиссия вращала 3-5 единиц одновременно, не считая вспомогательных элементов: обводных и натяжных роликов, хотя есть автомобили, в которых только один генератор приводит в движение элемент, например, Лада Приора без кондиционера.
Но на Ford Focus 2 ремень приводит в движение генератор, насос гидроусилителя и водяной насос (насос системы охлаждения).
На Reno Logan количество подключаемых аксессуаров зависит от комплектации: в простейшем варианте ремень приводит в движение только генератор, в моделях с гидроусилителем насос усилителя уже «крутится», а в автомобилях, оборудованных кондиционером, привод также вращает системы сжатия климата.
Если взять Hyundai Tucson, то в задачу ремня этого кроссовера уже входит привод генератора, насосов ГУР и системы охлаждения, а также компрессор кондиционера.
Ременная передача и ее особенности
Гибкий ремень для передачи крутящего момента на навесное оборудование силового агрегата стал популярным по разным причинам.
Само изделие гибкое и достаточно прочное, поэтому его можно укладывать между множеством элементов, расположенных в разном порядке. Этот вид силовой передачи отличается бесшумной работой, невысокой стоимостью и достаточно большим ресурсом.
Но и здесь не обошлось без недостатков. Эта передача требует правильного расположения элементов, которым она передает силу; он достаточно чувствителен к агрессивным воздействиям и качеству поверхностей шкивов и их деформациям (при неправильной установке).
Если хотя бы одно из условий нарушено хотя бы незначительно, ремень немедленно сигнализирует об этом громким и неприятным свистом (визгом) или скрипом.
Напряжения здесь передаются за счет сил трения, и для обеспечения максимального растягивающего момента требуется не только определенная степень натяжения (которая гарантирует сцепление с поверхностями), но и минимальное сопротивление передаче моментов.
Из-за износа на приводных шкивах и ремне возникает трение, которое препятствует вращению движущихся частей, что, в свою очередь, влияет на момент передачи.
Из-за большой противодействующей силы ремень начинает скользить по поверхности шкива, что сопровождается неприятными звуковыми эффектами.
Поэтому при свисте ремня генератора не стоит сразу его менять, а следует сначала установить причину звука, а их очень много.
Первый признак
Ремень может свистеть при запуске двигателя, во время движения, зимой, под дождем и т.д. Время неприятного звука может варьироваться от нескольких секунд до постоянного, пока панель управления работает.
Как уже говорилось выше, во многих автомобилях ремень генератора дополнительно обеспечивает работу ряда оборудования: гидроусилителя, компрессора кондиционера, что увеличивает нагрузку на привод и, как следствие, вероятность возникновения более высокой проблемы.
И хотя многие приписывают свист самой ременной передаче, это могло указывать на другие неисправности.
Основные причины появления свиста
Усилие натяжения
Сила трения — главный показатель в гибкой трансмиссии. Слабое или чрезмерное натяжение также отрицательно сказывается на характеристиках захвата. Если ремень «провисает» из-за недостаточного сцепления, он проскальзывает и издает свист.
Что касается сужения, то в этом случае крутящий момент, создаваемый коленчатым валом, будет преобладать над силой трения, что приведет к потере сцепления и проскальзыванию.
Но часто бывает, что после дальнейшего растяжения звук никуда не уходит, наоборот, может даже усилиться. И в этом случае проблема явно в другом.
Износ привода
Вторая из основных причин свиста ремня кроется в износе изделия. Отслоение, трещины и сколы влияют на герметичность сцепления рабочей поверхности привода со шкивами, из-за чего появляется проскальзывание.
Гибкая трансмиссия работает с большими и в то же время переменными нагрузками, а сам элемент выполнен из резины и, хотя он армирован прочной резьбой, со временем растягивается, износ рабочих поверхностей, обрывы проволоки и т.д.
Кроме того, сам материал повреждается под воздействием окружающей среды, что приводит к старению и расслоению резины.
Средний ресурс ремня на многих автомобилях составляет около 60 тысяч километров, но это зависит от эксплуатационных характеристик.
Попадание технических жидкостей (масла в заправку) также влияет на трение между рабочими поверхностями.
Помимо этих проблем, устройство может визжать по другим причинам.
Звук слышен, когда начинает остывать. Чаще всего это происходит из-за некачественного материала ремня или его естественного износа — «старения».
Гибкая трансмиссия должна иметь хорошую эластичность для нормальной передачи мощности. Но если для его изготовления использовалась твердая резина, из-за чрезмерной твердости она не будет должным образом «прилипать» к поверхности шкивов, а будет скользить.
Тот же результат получается при «старении» резины, «дубле», теряя эластичность.
Причина также может заключаться в подшипниках групп, приводящих ремень, особенно при низких температурах.
Это связано с тем, что смазка в подшипниках затвердевает из-за замерзания, что увеличивает сопротивление вращению, в результате чего ремень скользит по шкиву.
Писк появляется при создании нагрузки в бортовой сети или при включении дополнительного оборудования (кондиционера).
Причина же кроется в некачественном материале изготовления, потере эластичности, выработке рабочих поверхностей.
Если проблема возникает только при включении определенного оборудования, это свидетельствует о неисправности подшипников данного агрегата.
Загрязненность рабочих поверхностей шкивов
Одним из условий нормальной работы привода является чистота и качество поверхностей, с которыми он соприкасается. Пыль и грязь, попадающие на поверхность шкивов, действуют как абразивные материалы, увеличивая скорость износа рабочей поверхности и одновременно снижая адгезионные свойства.
Задиры, царапины и износ шкива имеют такой же отрицательный эффект. Но наибольший ущерб наносится контактом со шкивами или передачей технических жидкостей на основе нефтепродуктов.
Они значительно снижают силы трения, позволяя ремню скользить по поверхностям шкивов. К тому же резина очень чувствительна к таким веществам, от них она «стареет» и быстрее разрушается.
Поэтому важно периодически очищать двигатель и его комплектующие, а также следить за тем, чтобы не было утечек рабочих жидкостей и, если они все же появляются, быстро устранять их.
Не правильное расположение навесного оборудования
Для нормальной передачи мощности все шкивы должны быть на одной линии и строго параллельны друг другу.
Небольшой наклон хотя бы одного из них или выступ вперед относительно других отрицательно скажется на зоне контакта ремня с поверхностью, что уменьшит сцепление между ними и приведет к проскальзыванию.
Поэтому необходимо периодически проверять надежность крепления всех комплектующих и состояние их подшипников.
Подшипники навесных агрегатов
Опорные подшипники предотвращают осевое смещение и обеспечивают соосность движущихся частей оборудования — валов и роторов, уменьшают трение в узлах, поэтому их состояние напрямую влияет на привод.
Их сильный износ приводит к появлению осевых и радиальных смещений валов (отсюда смещения шкивов и их выступов относительно других), сами подшипники могут заклинивать, создавая дополнительную противодействующую силу.
К тому же часто визжат именно они, но по тональности этот звук очень похож на свист ремня.
Поэтому при поиске причины появления стороннего звука обязательно проверять состояние обвязки колодок.
Шкивы, валы и роторы
В процессе работы изнашивается не только ремень, но и сами шкивы, хотя и менее интенсивно. Но со временем на их рабочих поверхностях появляются признаки износа, что может сказаться на адгезионных свойствах поверхностей. То же самое с валами и роторами.
В местах их соприкосновения с подшипниками постепенно появляется развитие, из-за которого возникает люфт, и даже установка новых опорных элементов не решает проблему.
Изменение физических характеристик привода
Негативные воздействия окружающей среды приводят к тому, что резина теряет эластичность («сжимается»), что также снижает силу трения. При этом сам ремень может визуально выглядеть новым и вполне функциональным.
Выше перечислены самые основные причины появления свистов, на самом деле их больше.
Свист при различных условиях
Учтите, что ремень генератора часто свистит не постоянно, а при определенных условиях: после запуска двигателя, при создании нагрузки и т.д.
Это, в свою очередь, позволяет вам несколько сузить область поиска проблемы, но для этого вам необходимо знать, каковы наиболее распространенные причины определенных состояний.
На холодную и после замены
Чаще всего свистит ремень после запуска на «холод» (после прогрева двигателя звук пропадает) из-за пробуксовки.
Причины:
- Подшипники, если они содержат неподходящую смазку, которая сильно затвердевает на морозе, что создает дополнительное сопротивление вращению, а после нагрева она размягчается, и проблема исчезает.
- Прокладка;
- Ослабьте напряжение передачи;
К этим условиям также относится полное заклинивание одного из навесных агрегатов, но в этом случае свист после нагрева не пропадет, а дым с запахом горящей резины будет очень быстро выходить из-под капота.
Под нагрузкой
Причиной сторонних звуков при создании нагрузки часто является недостаточное натяжение ремня, реже — его критический износ.
Увеличение нагрузки может быть вызвано одновременным включением мощных потребителей электроэнергии или подключением компрессора кондиционера, заставляющего генератор работать на максимальной мощности.
Обычно для устранения причины свиста достаточно сначала отключить один из потребителей электроэнергии. Затем визуально осмотрите гибкий элемент на предмет повреждений, проверьте состояние подшипников навесных и вспомогательных элементов (просто поверните их и убедитесь, что они вращаются легко и без заклинивания), затем установите и правильно натяните ремень.
В сырую погоду или дождь
Еще одним распространенным условием свиста ремня генератора является дождливая и влажная погода.
Вода, попадающая на поверхность шкивов, в целом не имеет негативных последствий для ремня. Но в обычном состоянии гибкой передачи скрипа от захваченной влаги возникнуть не должно.
Свист появляется только тогда, когда рабочая поверхность изделия изношена и ее адгезионные свойства перестают быть достаточными для создания необходимой силы трения. В этом случае вода действует как своеобразная смазка, из-за чего элемент привода проскальзывает.
В целом свист ремня генератора в дождливую погоду можно рассматривать как звуковой индикатор того, что срок службы изделия подошел к концу и его необходимо заменить.
Другие причины
Например, на старых моделях ВАЗ используется клиновой ремень, у которого боковые поверхности рабочие.
Таким образом, если канавка шкива сильно развита, ремень будет больше провисать в нем, по этой причине уменьшается площадь соприкосновения поверхностей и гибкому приводу легче проскальзывать.
В поликлиновых ремнях эта проблема не актуальна, но есть и другие нюансы.
Специфические проблемы на разных марках авто
Ford Focus 2
Первым взяли упомянутый выше Ford Focus 2. На этой машине с силовыми агрегатами 1,4 и 1,6 литра конструкторы не использовали натяжитель, посчитав, что сама насадка хорошо справится с натяжением ремня. И это действительно так, но пока оно новое и неношенное.
В процессе работы привод постепенно растягивается, и на Форде Фокус 2 эта растяжка ничем не выделяется, так как натяжного ролика нет.
Поэтому свист ремня генератора на этом автомобиле часто появляется из-за недостаточного натяжения элемента, и эту проблему можно устранить только заменой изделия.
ПРОЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: Как заменить ремень генератора Ford Focus 2.
На этом же автомобиле, но с двигателями объемом 1,8 и 2,0 л конструктивно предусмотрен ролик натяжителя, но на рестайлинговых моделях Focus 2 есть довольно интересное техническое решение: ролик есть, но у него нет механизма натяжения (вместо этого из него — обычный кронштейн, часть которого крепится к двигателю).
Оказывается, ролик вроде есть, но он бесполезен и при натяжении ремня его натяжение уменьшится и появится свист. Но эта проблема полностью решена: на предстайлинговых моделях используется ролик с натяжным механизмом, который можно установить на модернизированный вариант.
В остальном причины свиста привода генератора и рабочего оборудования на Форд Фокус 2 такие же, как и на других автомобилях: грязь, попадание технических жидкостей, износ подшипников оборудования и т.д.
Деу Ланос
Например, в Дэу Ланос ремень приводит в движение только генератор. То есть в большинстве случаев виноват сам приводной элемент.
Но иногда возникает такая проблема, как нарушение положения шкивов или небольшой перекос одного из них (чаще всего генератора, из-за износа подшипников).
И из-за этого под капотом будут издаваться неприятные звуки. Поэтому, если с ремнем генератора все в порядке, стоит обратить внимание на шкивы.
Hyundai Tucson
У Hyundai Tucson есть свои специфические проблемы, к ним можно отнести:
- Изношен подшипник дополнительного отклоняющего ролика (паразит).
- Неправильная установка: ремень на этой машине идет по сложной траектории и охватывает множество шкивов и роликов, поэтому при замене очень легко перепутать траекторию укладки и неправильно разместить гибкий элемент;
- Поверхности ремня и шкивов не натираются (звук появляется после замены первого элемента). Свист исчезает сам по себе, поскольку изделия трутся друг о друга);
Если к этому добавить стандартные проблемы, то установить причину свиста на Hyundai Tucson не так-то просто.
Лада Приора и Калина
У этих марок автомобилей есть разные типы силовых установок.
При этом конфигурация привода генератора и комплектующих (если они входят в комплект) также различаются.
Но в любой версии мотора, чтобы обеспечить правильное натяжение привода, в конструкции присутствует натяжной ролик. И если причина свиста не в ремне, следующее, что нужно проверить, — это ролик натяжителя.
У Лады Приора нет особых причин для свиста привода генератора, все они общие, но есть конструктивные особенности, которые важно учитывать.
На этой машине не только отсутствует механизм автоматического натяжения ремня, но и для регулировки натяжения необходим специальный ключ, который вращает эксцентриковый элемент, за счет чего происходит натяжение.
Эксплуатация вспомогательных агрегатов на автомобиле Лада «Приора».
Последовательность проверки на автомобилях ВАЗ
Если брать старые версии ВАЗ, например 2114 или 2110, то у них ременной привод только генератор, то натяжитель тоже не используется (натяжение осуществляется перемещением самого генератора). Особых причин для свиста в этих машинах нет, все стандартные: неправильное напряжение, грязь, подшипники и тд
Но на еще более ранних моделях — 2107 или 2108 особенностью можно считать использование клиноременного генератора. Такой тип привода считается более надежным, но по гибкости значительно уступает поли-V (многожильному), поэтому на современных автомобилях не используется.
На этих автомобилях есть конкретная причина появления свиста — износ рабочих поверхностей шкивов. В результате ремень глубоко проваливается в канавку, что приводит к его расклиниванию, сопровождающемуся визгом.
Также замена гибкого элемента решает проблему на короткое время (пока вы к этому не привыкнете). Чтобы полностью устранить причину свиста, необходимо заменить шкивы.
Как более точно определить, чем вызван визг, рассмотрим примеры разных автомобилей.
Для начала возьмем автомобиль ВАЗ-2109. Эти автомобили оснащались силовыми установками с распредвалом (т.е. 8 клапанов).
Описанное ниже описание подходит и для других автомобилей с данным типом ремня ГРМ — ВАЗ-2110, ВАЗ-2114.
Итак, под капотом появился свист и чтобы найти причину, действуем так:
- Снимите ремень генератора и запустите двигатель, чтобы убедиться, что звуки исходят из-под крышки привода ГРМ;
- Разбираем крышку газораспределительного механизма, оцениваем состояние ремня. На нем не должно быть значительных следов износа, следов технических жидкостей. Если вы заметили односторонний износ, то определенно имеется перекос в роликах или помпе и можно сразу снимать приводной элемент, чтобы проверить остальные элементы;
- Оцениваем натяжение ремня (в зоне между коленчатым валом и шестерней ГРМ проворачиваем пальцами вокруг оси. Нормально натянутый ремень не должен поворачиваться более чем на 90 градусов.). При необходимости отрегулируйте напряжение и проверьте, не пропал ли звук;
- Снимите ремень и проверьте состояние роликоподшипника холостого хода и насоса. В этих элементах не должно быть люфта, а при повороте они заклинивают и заклинивают.
Последовательно проверяя все элементы, которые задействованы в устройстве отсчета времени, вы можете легко определить причину звуков.
Если обнаружен значительный износ ремня, натяжителя или водяного насоса, их необходимо заменить. Все эти компоненты не подлежат ремонту.
Приведенная выше инструкция также подходит для Lada Priora или Kalina, которые комплектуются силовыми агрегатами с двумя распредвалами (16-клапанные версии), но есть некоторые нюансы:
- В дополнение к насосу и холостому шкиву следует также проверить паразитный шкив. В нем также не допускается люфт, а сильный износ подшипника этого элемента — еще одна причина появления шума.
- В этих автомобилях при замене ремня необходимо менять оба ролика.
- В таких двигателях снять крышку привода значительно сложнее;
- На некоторых двигателях натяжной ролик оборудован автоматическим натяжным механизмом. А бывает, что именно этот механизм заклинивает, не обеспечивая правильного натяжения ремня;
Все описанное относится и к другим автомобилям, например Renault Logan. На этот автомобиль устанавливаются как 8-клапанные, так и 16-клапанные силовые установки, ГРМ которых практически не отличается от применяемых в ВАЗе.
Митсубиси Лансер 9
У этого автомобиля есть еще одна проблема — насос гидроусилителя руля, который работает на ремне и находится практически на одном уровне со шкивом генератора, при этом защита трансмиссии отсутствует.
В результате неудачного дизайнерского решения в процессе эксплуатации на рабочей поверхности ремня оседает грязь и влага, вызывая проскальзывание.
А решить такую проблему практически невозможно, поэтому кратковременный свист ремня в такой машине считается «болезнью».
Reno Logan
Reno Logan также имеет собственные конструктивные особенности привода генератора, благодаря которым есть возможность свистеть.
Первое из них — это использование шкивов с 6-ю канавками, а сам ремень 5-канальный и здесь при его замене очень важно правильно его надеть, иначе линия его положения будет нарушена, по сути, наклон, из-за которого появится свист.
При этом с разным количеством насадок установка устанавливается по-своему.
На моделях с гидроусилителем рулевого управления внешний люфт шкива не должен быть заявлен (ремень должен располагаться ближе к двигателю и приводам).
А вот в версиях с гидроусилителем руля и кондиционером, наоборот, потоки на внутренней стороне шкивов не задействованы.
Вторая особенность — отсутствие механизма автоматического натяжения на моделях, оснащенных гидроусилителем руля. Поэтому на этих Логанах при появлении свиста в первую очередь проверять натяжение ремня и при необходимости подтягивать его.
Что можно предпринять?
Как видите, основная причина кроется в самом приводном элементе, поэтому при появлении резких сторонних звуков необходимо:
- Провести диагностику состояния подшипников навесного оборудования на предмет люфта и заклинивания.
- Снятие и детальный осмотр гибкого элемента на предмет повреждений, расслоения, следов попадания технических жидкостей.
- Проверьте натяжение ремня и при необходимости отрегулируйте.
- Оцените состояние рабочей поверхности приводного элемента (не должно быть трещин, отслоений и других дефектов).
- Проверьте приемную бобину (во время вращения не допускаются люфты и застревания).
Вы можете выполнить перечисленные работы самостоятельно, но если возникли трудности с самостоятельным ремонтом, сравните на https://autoreshenie.ru/zamena-remnya-generatora-711/ цены на замену ремня генератора среди всех услуг автомобилей в России. Москва, проверьте отзывы о них и получите самый близкий!
Многие автовладельцы отмечают, что неприятные сторонние звуки появляются только при определенных условиях или после замены элемента трансмиссии. При этом отмечается, что натяжение ремня нормальное, но свист есть.
Причиной тому обычно является низкое качество продукта и его повышенная твердость.
Для решения проблемы можно использовать два метода — заменить ремень генератора на качественный или попробовать обработать средствами.
Средства для смазки
Для смазки ремня генератора используйте только указанные жидкости.
Ниже их несколько видов:
- VERYLUB — спрей для ухода за ременными передачами. Жидкость хорошо очищает рабочие поверхности от грязи, исключает скольжение, защищает от негативных воздействий.
- HI-GEAR BELT DRESSING — спрей-кондиционер для приводных ремней. Средство позволяет улучшить адгезионные свойства гибких шестерен, увеличивает срок их службы в 1,5-2 раза, защищает от высыхания и появления трещин, снижает шум.
- LIQUI MOLY KEILRIEMEN-SPRAY — продукт для обработки клиновых и поликлиновых ремней. Производитель заявляет, что такой спрей улучшает эластичность, улучшает сцепление и снижает вероятность проскальзывания, защищает резину от негативных воздействий, продлевает срок службы, увеличивает общую эффективность гибкой трансмиссии и устраняет скрип.
Выше приведены некоторые из наиболее распространенных способов смазки привода генератора, но на рынке автомобильной химии есть много других вариантов:
- ABRO;
- НОГОТЬ
- Weicon;
- Вилка P325;
- Wurth.
- Permatex PR-80073;
- Gunk M206;
- LOCTITE 8005;
Все эти средства недорогие, но они действительно могут помочь устранить неприятные звуки.
Силиконовая смазка в виде спрея для обработки резиновых элементов и кондиционер Hi-Gear доказали свою эффективность».
Использование этих средств приводит к большей эластичности и «прикреплению» трансмиссии к шкивам.
Но использовать WD-40 для этих целей не рекомендуется. Этот спрей содержит продукты рафинированного масла, которые могут негативно повлиять на резину и привести к ее быстрому «старению».
Такое лечение действительно может помочь устранить свист под капюшоном, но только на время, и через некоторое время они вернутся снова. Поэтому только замена ремня генератора поможет устранить посторонние звуки надолго https://autotopik.ru/sovet/299-zamena-remnya-generatora.html.
Возможные последствия
Напоследок отметим последствия проскальзывания ремня, сопровождающегося громким и неприятным звуком.
- И в-третьих, все время «грешив» на ремень, многие не обращают внимания на состояние насадок. И это впоследствии станет причиной их краха.
- Во-вторых, многие люди перетягивают приводной элемент, пытаясь перестать свистеть, что приводит к повышенным нагрузкам на опорные подшипники.
- Во-первых, увеличивается износ ремня, потому что, когда он проскальзывает, он трется о шкив и нагревается.
Со временем ремень генератора просто порвется и по этой причине машина больше не сможет ехать: не будет зарядки АКБ (да и на самой АКБ далеко не уедешь), система охлаждения прокачивается выйдет из строя (на автомобилях с гибким приводом), как и гидроусилитель руля.
Если свист является следствием перетяжки, интенсивно изнашивается не только ремень, но и подушечки для обвязки. В дальнейшем это приведет к появлению сторонних звуков, для избавления от которых уже потребуется ремонт накопителей.
Свист ремня генератора — это проблема, которую нельзя упускать из виду (и это сложно, так как звук очень неприятный и громкий), но лучше принять немедленные меры для его устранения.
В большинстве случаев на выявление и устранение проблемы уходит 20–30 минут, но вы будете полностью уверены, что блок ссылок работает правильно и не возникнет проблем в неподходящее время.