996 публикаций 49.8k просмотров
Появление стуков и щелчков при повороте руля — довольно частая проблема и может происходить как с изношенным автомобилем, так и с новым, недавно поступившим в салон.
Однако вы можете определить источник звука самостоятельно, не прибегая к услугам заправочной станции, что позволит сэкономить деньги, а если у вас также есть определенные навыки в ремонте, даже устранение неисправности может стоить вам только затрат запчастей., да и то не всегда.
Но обо всем по порядку.
Содержание
Признаки неисправности рулевого механизма
Первое время после покупки машины начинающие водители больше внимания уделяют дорожной обстановке, при этом не особо прислушиваясь к поведению машины. Умение следовать по дороге и чувствовать машину приходит только со временем.
Этот навык очень важен, так как позволяет на начальном этапе выявить возможную неисправность, что позволяет не только значительно снизить стоимость ремонта, но и повлиять на безопасность. И не всегда удается обратиться в сервисную службу для диагностики.
Любая машина состоит из множества узлов и механизмов, и с каждым из них могут возникнуть проблемы. Кроме того, за безопасность во время движения отвечают некоторые узлы автомобиля, поэтому необходимо предварительно следить за их состоянием. Рулевой механизм также относится к таким компонентам.
Подробная схема рулевого механизма ВАЗ 2114
Большинство неисправностей в автомобилях сопровождаются появлением посторонних звуков — шумов, визгов, ударов. А опытный водитель сможет при их появлении определить, с каким узлом возникли проблемы. Но, например, далеко не всем опытным водителям удается определить причину удара при нажатии на педаль тормоза или акселератора.
Главный признак проблем с рулевым механизмом — появление сторонних звуков. Чаще всего стук возникает при повороте руля в одну или обе стороны.
Хотя стоит отметить, что это не всегда так, неисправность также может быть связана с другим блоком автомобиля, расположенным рядом с рулевым колесом.
Стук в рулевом механизме не проблема для некоторых марок автомобилей, он может появиться на ВАЗ-2106 советского производства, в новой отечественной Калине, а также на автомобилях европейских и азиатских производителей.
Вероятность появления такой проблемы у иномарки несколько меньше, чем у Калины, но она есть. Причиной тому часто бывает некачественная сборка автомобиля. Та же ВАЗ «Калина» уже конструктивно приближается к иномаркам, но сборка пока «хромает».
Но «Калина» и другие автомобили ВАЗ по-прежнему пользуются спросом, потому что их цена на порядок ниже европейской.
Поэтому большой сегмент автомобилей на наших дорогах занимают модели отечественного производства.
Читайте также:
Стучите при нажатии на педаль акселератора, ищите причину
Стуки при повороте руля в движении
Затем во время движения на повороте возник странный стук, который слышен каждый раз при выполнении маневра.
Первый шаг — попытаться определить характер звука. Выраженные и четкие щелчки могут указывать на то, что металл о металл ударяется где-то в автомобиле. Приглушенный удар обычно возникает при ударе металлического элемента о пластик или резину.
Также следует сразу определить, с какой стороны он идет справа или слева (сзади, спереди), что значительно сократит область поиска.
Распространенные причины стука, связанные с рулевым механизмом
Проверьте давление в шинах, так как разница в накачке шин может быть причиной ударов.
Убедитесь, что пластиковые крылья надежно закреплены. Возможно, что саморезы, крепящие их к кузову, сломались, в результате чего подкрылок оторвался и прилип к колесу, создавая стук при повороте.
В целом такая неисправность легко устраняется — закрепите порванную накладку колесной арки новыми саморезами.
Наиболее опасным с точки зрения безопасности является появление удара в самом рулевом механизме. Чтобы проверить его состояние, проехать на машине по эстакаде.
Сначала проверьте рулевые наконечники. Повреждение пыльника наконечника приводит к тому, что в него проникает песок, интенсивно поглощая поверхности этого элемента, из-за чего в наконечнике появляется люфт, являющийся источником ударов.
проверить состояние наконечников можно, ослабив рулевую тягу с держателем.
Сильная отдача и появление удара укажут на износ наконечника и необходимость его замены.
У отечественных автомобилей рулевые наконечники стоят относительно недорого и их можно купить практически в любом автомагазине.
Замена наконечника рулевой тяги — не сложная задача. В этом случае рекомендуется заменять обе детали одновременно.
Сложность этих работ сводится к необходимости использования специального экстрактора.
После замены еще нужно обратиться на СТО для установки углов развала.
Также может появиться стук в втулках рулевой тяги. Они расположены там, где они прикреплены к рулевой рейке.
Устройство рулевой рейки
Прокатка резиновых сайлентблоков тоже может привести к детонации, хотя проявляется она не только при поворотах, но постоянно во время движения.
Эта неисправность рулевого механизма хоть и случается очень редко, но все же возможна. Устраняется снятием рулевых тяг и установкой новых сайлентблоков.
В самом рулевом механизме может появиться стук. Обычно он образуется после износа направляющих втулок рейки и появляется зазор между рейкой и шестерней.
В некоторых случаях все это может быть устранено путем измерения люфта регулировочным болтом механизма.
Если это сделать уже невозможно, придется снять механизм с автомобиля, разобрать его и заменить изношенные направляющие втулки.
Также может появиться стук в кардане рулевой рейки.
Читайте также:
Произошел стук в рулевой рейке, причины и способы их устранения
Если он по какой-то причине поврежден, вполне возможно, что это причина появления сторонних звуков. Эта проблема «лечится» заменой кардана.
Также следует проверить крепление корпуса механизма к самому кузову. Ослабленные зажимы могут издавать звуки. Все это устраняется затяжкой крепежных гаек.
Стук в передней подвеске и элементах привода в движении и на месте
Теперь перейдем к другим элементам автомобиля, где может возникнуть стук при повороте руля, при этом эта неисправность может возникнуть как в движении, так и в положении, при повороте руля как вправо, так и влево.
Если при полном повороте колеса слышен стук со скрипом, это часто свидетельствует о сильном износе шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), используемого в механизме привода колеса.
Сам по себе шарнир равных угловых скоростей является достаточно надежным элементом, если он защищен от пыли и грязи, которые проникают внутрь. Читайте дальше: Замена ствола внутреннего ШРУСа популярных моделей автомобилей.
Поэтому довольно легко определить, что причина удара при повороте довольно проста — внимательно осмотрите защитный пыльник.
Если он поврежден, можно с абсолютной уверенностью сказать, что причиной стороннего хруста является гомокинетический сустав.
Многие автолюбители утверждают, что полностью восстановить ШРУС можно, сняв его, промыв и добавив новую смазку.
Некоторые также добавляют в смазку небольшую стружку из мягкого пластика, например от пробки от бутылки «Шампанское». Обязательно замените поврежденный пыльник.
Однако такие меры могут лишь временно отложить замену петли, и в результате ее все равно придется менять. А когда это делать — сразу после обнаружения повреждения багажника или вскоре после этого решать автомобилисту.
Во многих современных отечественных автомобилях слабым местом является опорный подшипник амортизационной стойки. Это также может вызвать стук на ходу.
Эта проблема вроде бы решается легко: достаточно заменить опору, но иногда это сделать не очень просто. Ведь вам придется полностью снимать стойку с машины.
Также сломанная пружина стойки может повлиять на подвеску. При этом он уже не сможет полноценно выполнять свои функции, что приведет к быстрому выходу из строя амортизатора.
Поэтому при появлении шума сразу осмотрите пружину. Если он лопнет, то сразу будет слышно, менять придется попарно с обеих сторон машины.
Если при повороте происходит стук автомобиля, но при этом он также сопровождается гудением, вероятно, все это связано с износом ступичного подшипника.
диагностировать его состояние довольно просто.
Поднимите колесо со стороны, с которой исходят стуки и гудение, и поверните его вертикально и горизонтально, проверяя осевой люфт.
Если возникает такой люфт, подшипник необходимо заменить, что невозможно сделать без надлежащего оборудования и знаний.
Обратите внимание на состояние сайлентблоков передней и задней подвески, так как износ происходит постепенно и сначала проявляется глухим стуком, который со временем усиливается.
Читайте также:
Диагностика стуков в передней подвеске на мелких неровностях
Нетипичные причины
Часто звуки могут не появляться из-за выхода из строя какого-либо элемента; бывают и нестандартные причины. Например, автолюбитель постучал после того, как на носилки попал камешек и застрял там.
При повороте руля элементы двигались, но они врезались в этот камешек, а при повороте рулевого колеса они соскочили с него при ударе. Удаление этого камешка решило проблему.
У автолюбителя второй после ремонта подвески замененный передний рычаг задел подрамник при повороте, что сопровождалось ударом. Эта проблема была «решена» поднятием носилок ломом.
Это несколько нестандартные причины появления инсульта, но они случались у автовладельцев, поэтому не стоит принимать их как должное.
Вообще, часто причину постороннего звука при повороте руля можно выявить, внимательно осмотрев передок автомобиля, а также проверив крепление тех или иных элементов.
Профилактика появления стуков
Все вышеперечисленные проблемы могут возникнуть не только с отечественными автомобилями, но и с дорогими иномарками. И разница между этими автомобилями уменьшается только во времени, по истечении которого появляется неисправность.
Конечно, иномарка без неисправностей проедет больше, чем та же «Приоресса». А вот ремонт иномарки, если, например, у нее вышел из строя ШРУС, обойдется гораздо дороже.
В большинстве случаев виной появления неровностей является неадекватное дорожное покрытие. Движение по неровностям, ямкам приводит к тому, что все крепления начинают расшатывать, отсюда и появление отдачи.
Читайте также:
Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики
Чтобы избежать появления неровностей при повороте руля, необходим периодический осмотр всех элементов. Кроме того, это займет совсем немного времени, и вы можете сделать все самостоятельно.
Автомобиль ставится на смотровую яму или эстакаду, после чего, находясь под ней, нужно внимательно осмотреть все элементы, с помощью ключей проверить затяжку всех креплений, при необходимости подтянуть гайки и болты, повернуть рычаги лом, контролирующий отдачу.
Если все это делать периодически, можно избежать появления неровностей или хотя бы увеличить срок эксплуатации автомобиля до их появления.
Кроме того, при движении необходимо соблюдать скоростной режим, преодолевать сложные участки на небольшой скорости, чтобы немного снизить нагрузку на элементы механизма рулевой подвески.
А если вдруг перед вами на дорожном покрытии появляются борозды, притормозите машину (машина как бы кусает нос) и сразу же перед проблемным участком дороги отпустите педаль тормоза.
Передняя часть автомобиля приподнимется, ослабив тем самым переднюю подвеску, и автомобиль будет преодолевать неровности дороги без значительного повреждения шасси.