Впервые в 2007 году введен штраф за отсутствие детского кресла. Так что это было всего 500 рублей и многие восприняли это как символическое наказание. Причиной повышенной ответственности за неправильную перевозку детей стало то, что по статистике отсутствие детского кресла при аварии увеличивает вероятность трагического исхода более чем в 2 раза.
В этой статье мы расскажем вам о правилах перевозки детей и штрафах за их нарушение, действующих на данный момент, а также о том, какие типы детских удерживающих систем существуют и как их правильно выбрать.
В текущем 2020 году штраф за провоз детей без сиденья (ребенок отстегнут) в автомобиле составляет 3000 рублей (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ). Подробнее о штрафах за детское автокресло читайте ниже.
Надеемся, что наши советы помогут не только избежать штрафов и конфликтных ситуаций с ГИБДД, но и, что более важно, повысить безопасность ваших детей в автомобиле.
Содержание
Основные правила перевозки детей в автомобиле
Высокие требования к обеспечению безопасности при перевозке детей абсолютно оправданы: в отличие от взрослых ребенок не может понять последствия непринятия мер защиты и, более того, самостоятельно выбирает и применяет такие меры.
В России требования к перевозке детей были включены в текст дорожного кодекса в 1993 году и с тех пор постоянно совершенствуются и усиливаются. В действующей редакции правил дорожного движения (п. 22.9) указано, что перевозка впереди детей младше 12 лет разрешена только при использовании специальных приспособлений, разработанных с учетом роста и веса ребенка: детских кресел (ДУУ).
Что касается заднего сиденья, то перевозка детей до 12 лет разрешена как с использованием детской удерживающей системы, так и с использованием «других средств, позволяющих пристегнуть ребенка ремнями безопасности. Безопасность».
Возрастной порог в 12 лет был выбран тогда не случайно. По статистике, большинство детей этого возраста достигают роста 150 см и веса 35 кг. В свою очередь, параметры нижнего порога по росту и весу устанавливаются конструкторами при проектировании штатных автомобильных ремней безопасности.
Однако специалисты пришли к выводу, что устанавливать в правилах ношения детей только возрастные ограничения не совсем корректно — рост и вес определенного возраста могут сильно отличаться от средних показателей. По этой причине в 2016 году был составлен законопроект об изменении требований к перевозке детей.
Изменения основаны на физиологических особенностях детей: предлагается решение проблемы перевозки ребенка старше 7 лет на заднем сиденье (с использованием детского кресла или только обычных ремней безопасности) на усмотрение взрослых.
И отдельная проблема — это транспортировка детей-инвалидов, которые в силу ограниченных возможностей просто не могут быть помещены в детские удерживающие системы или закреплены «другими средствами». Законопроект освободил взрослых от необходимости использовать специальные приспособления при транспортировке таких детей.
Ожидалось, что изменения будут внесены несколько лет назад, но по состоянию на январь 2020 года законопроект еще не получил предложения.
Штрафы за отсутствие детского кресла и непристегнутого ребенка
Традиционно борьба с нарушителями правил перевозки детей велась путем введения штрафов за отсутствие детского кресла и отстегнутого ребенка и их увеличения. Так, почти символический штраф за провоз детей не по правилам 2007 года в размере 500 рублей был заменен в 2010 году на 3 000 материальных рублей, что сопоставимо со стоимостью сертифицированного детского кресла.
Административные санкции за нарушение требований по перевозке детей (до 12 лет, ростом до 150 см и весом до 36 кг), в том числе за отсутствие детского кресла и отстегнутого ребенка, предусмотрены частью 3 настоящей статьи статьей 12.23 КоАП РФ и являются:
- Штраф для юридических лиц — 10 000 руб.
- Штраф для должностных лиц — 25 000 рублей;
- Штраф для водителя — 3000 рублей;
Если ребенку не исполнилось 12 лет, но он выше 150 см и весит более 36 кг и при этом не пристегнут, на отстегнутого ребенка может быть разумно наложен штраф (точнее, штраф за отстегнутый) пассажир — 1000 рублей, ст. 12.6 КоАП РФ). Водителю не обязательно иметь при себе свидетельство о рождении.
Полную таблицу штрафов за нарушение ПДД можно посмотреть по этой ссылке.
Кстати, зарубежная практика показывает, что аналогичные штрафы в США и странах Европы вполне сопоставимы с российской нормой. В Америке штраф за первое нарушение варьируется от 10 до 500 долларов в зависимости от штата (но в среднем 50-75 долларов, то есть от 3 тысяч рублей до 4,4 тысячи рублей). В Германии — 80 евро (около 5 тысяч рублей), в Англии от 30 фунтов (около 2,6 тысячи рублей) до 500 фунтов (в случае судебного разбирательства).
По мере увеличения размера штрафа водители стали более серьезно относиться к перевозке детей — легче купить сертифицированное кресло, чем постоянно платить высокий штраф за езду без детского кресла.
Виды детских автомобильных кресел
Разработка детских удерживающих систем (автокресел, бустеров, адаптеров и т.д.) была необходима, потому что для очень маленьких пассажиров кажущееся естественным положение в руках взрослого оказалось чрезвычайно опасным.
Дело в том, что при лобовом столкновении даже на скорости 50 км / ч инерционная составляющая в десять раз превышает вес объекта — удержать ребенка просто невозможно. Ситуация усугубляется тем, что ребенка может раздавить пассажир, который пытается его удержать.
Например, для детей в возрасте от 3 до 7 лет неприемлемо использование только обычных ремней безопасности, поскольку они закрывают шею и бедра ребенка, что может привести к очень печальным последствиям в случае аварии.
Именно поэтому международные (европейские) стандарты безопасности ECE — R 44/03, также используемые в России, предусматривают классификацию детских кресел по весу ребенка и выделяют пять групп устройств:
DUU Group | Вес и возраст ребенка |
---|---|
Гр. «0» | 0-10 кг, от рождения до полугода |
Гр. «0+» | 0-13 кг, от рождения до 1 года |
Гр. «Один» | 9-18 кг, 1-4 года |
Гр. «2» | 15-25 кг, 3-7 лет |
Гр. «3» | 22-36 кг, 6-12 лет |
Эти группы (а также промежуточные и универсальные) мы уже подробно описывали в статье о выборе автокресла, поэтому в рамках этого материала остановимся лишь вкратце на них.
- Группа «0» — так называемые автокресла. Предназначен для переноски малышей в возрасте от 6 до 8 месяцев. Крепление ремнями безопасности или, в любом случае, на заднем сиденье перпендикулярно направлению движения автомобиля.
- Группа «0+» — детское кресло, в котором ребенок находится в откинутом положении. Оборудован собственными ремнями безопасности. Крепится ремнями безопасности автомобиля или креплениями ISOFIX (если это предусмотрено конструкцией) против направления движения автомобиля. Предназначен для детей в возрасте от 1 до 1,5 лет.
принципиально важно, чтобы при установке автокресла групп «0» и «0+» на переднее пассажирское сиденье автомобиля можно было отключить подушку безопасности, иначе ребенок может получить травму при ее срабатывании. Если подушка не раскладывается, запрещается крепить детское кресло спереди.
- Группа «1» — кресло для детей от 9 месяцев до 4 лет. Также оснащен собственными ремнями безопасности. Фиксируется по направлению движения автомобиля.
- Группа «2» — автокресло с регулируемым по высоте подголовником или спинкой. Ребенка удерживают автомобильные ремни безопасности, которые проходят через специальные прорези направляющих сиденья. Предназначен для детей от 3 до 12 лет. Фиксируется по ходу движения.
- Группа «3» — детское кресло для безопасной перевозки детей до 12 лет, которые по тем или иным причинам (рост, вес, состояние здоровья) не могут пользоваться штатными ремнями безопасности автомобиля.
Альтернатива детским автокреслам
Правила дорожного движения не дают четкого определения детской удерживающей системы. А на практике для детей пятой возрастной группы (от 6 до 12 лет) используются так называемые бустеры — по сути, часть автокресла пятой группы со снятой спинкой. Стоимость автокресла значительно ниже стоимости автокресла и их можно приобрести отдельно.
Также довольно часто (особенно в автомобилях такси) бескаркасные автокресла, которые по сути представляют собой текстильный коврик с вшитыми ремнями безопасности (см. Фото выше). Само собой разумеется, что в экстренной ситуации о серьезной защите детей в таком «автокресле» не может быть и речи.
Наконец, самыми простыми (и дешевыми) приспособлениями являются тканевые адаптеры, которые позволяют изменять траекторию движения стандартных ремней безопасности, «поднимая их» на груди ребенка (шея и бедра становятся свободными). Подробнее об этих адаптерах и законности их использования смотрите в видео в конце этой статьи.
Описывая типы детских удерживающих систем, следует отметить, что максимальную безопасность обеспечивают только автокресла пяти перечисленных выше групп. Параметры безопасности бустера ниже из-за отсутствия боковой поддержки, а адаптеры еще менее безопасны: в случае аварии можно «нырнуть» под ремни безопасности (ребенок не дотрагивается до пола своими ноги и, конечно же, незащищенность при боковом ударе).
По статистике, самым безопасным местом для перевозки детей в легковой машине является расположение детского кресла на заднем сиденье по центру.
Как избежать спорных ситуаций с ГИБДД
Конечно, лучший способ избежать штрафов со стороны инспекторов ГИБДД — это соблюдать правила дорожного движения в этой части. Хотя в целом вопрос не столько в размере штрафа, сколько в реальной безопасности детей. И здесь не стоит экономить на покупке автокресла.
С другой стороны, бывают ситуации, когда в автомобиле нет детского кресла и ребенка нужно срочно перевезти, например, в больницу. Или сам ребенок с ограниченными возможностями и не может быть исправлен. В таких ситуациях остается только надеяться на понимание инспектором и новые правила перевозки.
Если автокресло есть, но забыто дома, водитель может быть подвергнут нескольким штрафам по дороге домой. Поэтому при подготовке поездки с детьми требуется максимум внимания.
О том, как избежать спорных ситуаций с ГИБДД (и, как следствие, штрафов за отсутствие детского кресла), а также почему стоит использовать автокресло, смотрите в видео ниже.